Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Сейчас нечасто в храмах можно наблюдать картину, характерную для начала 90-х годов прошлого столетия: наскоро оборудованный клирос, занавеска, заменяющая иконостас, маленькие иконы из церковной лавки, которую, в свою очередь, заменяет простой столик, облупившаяся штукатурка… На дворе 2010 год, а в Никольской церкви г. Елабуги все именно так – храм был передан Церкви только в августе прошлого года.
Настоятель храма протоиерей Геннадий Колесников рассказал, как все начиналось и как обстоят дела в приходе сегодня.
- Прежде чем возобновить службы, администрация города пригласила меня провести молебен в Никольской церкви за благополучие горожан на праздновании Дня города Елабуги. Это положило начало постоянному служению – по воскресеньям начали читать акафисты, одновременно велись переговоры о возможности служить Литургию. Хотя здание храма в нормальном состоянии, оно было перепроектировано под учебные классы, в алтаре раньше располагалась фотолаборатория, сюда проведены канализационные трубы. Все это нужно было сначала убрать.
- Храм находится на закрытой территории школы милиции, и благодаря этому здание сохранилось в лучшем состоянии, чем, например, Спасский или Покровский соборы. Но оттого же долгое время вопрос о передаче храма верующим не решался. Наш храм является памятником культуры и архитектуры республиканского значения. Так вот, поднять вопрос помогли общественно-патриотические движения офицеров запаса, ветеранов МВД, воинов-участников боевых действий, казачество, которое состоит из потомков казаков Трехсвятской станицы, относившейся в 19 веке к Оренбургскому казачьему войску (у них в штате предусмотрен духовник) - все эти организации составляют Святотроицкую общину, которую я окормляю духовно. Представители общины вышли с предложением к Владыке Анастасию посодействовать в возвращении храма, тем более, что здесь, на базе бывшей школы милиции, открылось Суворовское училище. Исстари сложилось так, что храм свт. Николая был купеческим, семейным – пусть теперь будет воинским, чтобы ребята могли сюда приходить, и, может быть, помогать.
- Взаимодействие установилось еще с бывшим мэром Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым, очень многие вопросы нам помогал решать Валерий Сергеевич Чершинцев. Сотрудничаем с Гульзадой Ракиповной Руденко, директором историко-краеведческого заповедника. Мы благодарны всем, кто нам помогает. Слава Богу, что нас вообще сюда впустили, ведь объект закрытый, охранный. Когда в Москве происходили теракты, нам каждую службу приходилось выписывать разрешение для посещения храма верующими. В планах, конечно, вынести эту аллею, ведущую к храму, за территорию училища, чтобы вход был свободный и общедоступный.
- У нас четыре придела: в нижнем храме центральный – Богоявленский, северный – Анастасии Узорешительницы, южный – Иоанна Богослова, в нем пока находится воскресная школа, а верхний второй этаж – храм святителя Николая Чудотворца. Регулярно служить Божественную литургию мы начали 19 декабря 2009 года, к тому времени, как разобрали северный придел, получили антиминс у архиерея, а с Пасхи начал действовать и центральный придел.
- В наших планах, Бог даст, полностью освободить здание от всех нецерковных конструкций до 19 декабря – зимнего празднования памяти святителя. Все делается за счет прихожан и общественных организаций, своими руками, но помогают и благотворители - строительные организации: дают в пользование леса, компрессоры, другие инструменты.
Со временем все разберем, – под этими потолками находятся своды и арки. Когда мы впервые попали сюда, все было забетонировано, замуровано, вплоть до окон. В самом плачевном состоянии находится алтарь, где стены испещрены трещинами. А сам фундамент и несущие конструкции в хорошем состоянии, целые. Росписи, к сожалению, почти не сохранились, оставшиеся осыпаются. Но мы верим, что с Божьей помощью вернем наш храм к полноценной жизни.