Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
20 Декабря 2012

О том, для чего нужно молиться, как совершать молитву, что такое молитва... Об этом поделилась своими мыслями одна из участниц молодежного отдела Свято-Аврамиевского храма г. Болгар.

Фото: диакон Дмитрий АЛИКИН

Молитва – это то, что помогает нам, грешным, принести благодарение Господу, покаяние и прошение. Часто человек отрицает молитву, как нечто ненужное, либо не молится, оправдывая себя тем, что просто не умеет этого делать.

Так думала и я. До недавнего времени я не знала ни одной молитвы, считая, что достаточно просто верить в Бога. Тот, кто не молится, лишает свою душу возможности обращения к Господу, Пресвятой Богородице и всем святым. Если не молишься, то внутри появляется пустота, чаще поддаешься искушениям.

В иконной лавке мне помогли приобрести молитвослов. Из него я узнала, что существуют разные молитвы. Например, есть утренние, вечерние молитвы, молитвы в продолжение дня, ко Святому Причастию и множество других. Молитвы бывают благодарственные, покаянные, просительные. В благодарственной молитве происходит благодарение Господа за всё Его долготерпение и милость. В покаянной молитве человек исповедует согрешения и просит прощения за каждый грех и помысел, которым он оскорбил Всевышнего либо ближнего. В просительной молитве молящийся обращается к Господу со своими просьбами, например, просит об исцелении от болезни. В молитве необходимо просить о прощении и даровании спасения ближнего, в том числе недругов наших.

Когда только начала читать молитвы, появилось чувство уныния от того, что прочитанное совершенно не понятно. В самом начале начинаешь осознавать, что это нелегко, что нет должного внимания к словам молитвы, что нет живой веры в то, что Господь слышит каждое слово.

Встав с утра, так хочется прожить день в чистоте, без греха и в совершении добрых дел. Но вместо того, чтобы с самого начала дня припасть к Господу с моленьями о том, чтобы Он укрепил нас в вере, исполнении заповедей, зачастую надеемся на себя. Проснувшись, мне, например, хочется полежать подольше, а сознание уже занято обдумыванием предстоящего дня, каким он будет. Здесь уже нет места для молитвы. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит так: «Когда восстанешь ото сна, первая мысль твоя да будет о Боге, самый начаток мыслей твоих, еще не запечатленных никаким суетным впечатлением, принеси Богу».

Сначала по милости Божией, приступая к молитве, хотелось прочитать как можно больше молитв, сердце так горячо взывало к Господу, так радостно было это общение с Ним. Но через некоторое время от сердца уже не шла та усердная молитва, чтение молитв становилось в тягость. Сердце расслабляло лень и уныние оттого, что уже нет того искреннего покаяния и обращения к Господу. Прочитывая, как мне казалось, много молитв, грешная душа моя возомнила, что уже умеет молиться, что молитвенное делание ей под силу и без помощи Божией. Как важно в этот момент не отступить и понуждать себя к молитве, еще более осознавая свою немощность. Если не получается молиться, нет покаяния, но человек понуждает себя к молитве, своей жизнью доказывает, что он действительно желает просимого, просит помощи Божией в совершении молитвы, то Благий дает ему молитву, которая идет от самого сердца.
Вечерняя молитва начинается с благодарения Господа за то, что Он даровал время для исправления. При чтении вечерней молитвы приносится покаяние за те согрешения, которые совершили за прожитый день. Однако тех молитв, которые читались мною, стало недостаточно для полного покаяния, осознания всей своей греховности. Каждый раз при чтении молитв из молитвослова сердце охладевало к ним. Они стали читаться как бегу-щая строка перед глазами, без должного понимания молитвы как умом, так и сердцем. Поэтому в этот момент стала появляться личная молитва, ранее мне не знакомая.

В течение дня диавол всячески искушает различными помыслами. Осознавая свою бес-помощность в борьбе с ним, начинаешь понимать значение Иисусовой молитвы. С ее помощью мы можем взывать к Благому с прошением помощи Его в отражении вражеских помыслов. По совершении греха Иисусова молитва дает возможность сразу же покаяться и испросить прощение.

При подготовке к Святому Причастию читаются Каноны к Святому Таинству: Канон покаянный к Господу, Канон Ангелу-Хранителю, Канон покаянный ко Пресвятой Богородице, последование ко Святому Причастию и благодарственные молитвы по Святом Причащении. Они помогают разбудить спящую в грехе душу и принести покаяние, достойное милости Божией.

В завершении беседы о молитве собравшейся молодежью подвелся итог всех размышлений, и стало очевидным, что необходимо относиться к молитве не только как к обязанности христианина, но и как к потребности сердца, пропитанного грехом, зову нашей души. Припадем ко Творцу с молением об укреплении нас в добродетели, в том числе в совершении молитвы со смирением, вниманием и открытым сердцем.

Р.Б. Ольга
Источник: газета "Православный Болгар", №12 (119), декабрь 2010