Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
11 Января 2013

Приметы и обычаи на Рождество и Святки, святочные гадания и как к этому относится Русская Православная Церковь, - на эти и многие другие вопросы ответили гости «Правды.ру».

Ольга Гуманова, редактор отдела религии «Правды.ру»: Сегодня тема нашего круглого стола «Рождество и Святки». Мы поговорим о традициях и современных обычаях, связанных с этими праздниками. Разрешите представить наших гостей. Сегодня это – игумен Сергий (Рыбко) – настоятель храма Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище в Москве, Сергей Александрович Яценко – доктор исторических наук, археолог, этнограф и Дмитрий Вячеславович Громов – ведущий специалист государственного республиканского центра русского фольклора.

Первый вопрос адресуем отцу Сергию. Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, что мы празднуем в Рождество, в чем смысл всего этого праздничного цикла, что в нем главное?

Игумен Сергий (Рыбко): Мы празднуем пришествие в мир Спасителя, то есть был мир, который катился в пропасть – это чувствовали современные того времени поэты, интеллектуалы, философы. Они понимали, что мир безвыходно погибает. Нужен Кто-то, что-то, какое-то событие, которое должно кардинально переменить систему ценностей, которые в том, языческом, ветхозаветном мире были. И вот явился в мир Спаситель. Собственно, отсюда начинается будущая проповедь Евангельского учения Благой Вести – вот это событие мы празднуем. Мир кардинально изменил свое назначение. Наконец-то люди, которые в этом мире рождены, получили надежду на спасение. Вот это самое торжество мы празднуем.

Ольга Гуманова: Может, сейчас ответите Вы, Сергей Александрович. Скажите, пожалуйста, как менялась в это время жизнь наших предков, чем они занимались в эти дни?

Сергей Яценко: В эти дни они оставляли работы на определенные праздничные дни. Многие виды работ не дозволялось делать и в меру своих сил кто-то думал о Божественном, кто-то о земном, но все ясно понимали, что эта ситуация необычна, она бывает раз в году. Святки – это совершенно особый период, когда силы Небесные, Божественные, максимально приближаются к людям и есть возможность узнать будущее, есть возможность помолить Господа, святых и узнать о том, что будет в следующем году. Скажем, крестьян, да и горожан, всегда это очень интересовало, поэтому гадания занимали огромное место в течение Святок.

Ольга Гуманова: Гадания - как непременный атрибут Святок. Известно, что Церковь веками с этим боролась, но как так получилось, что гадания все же дожили до наших дней?

Игумен Сергий (Рыбко): Вы знаете, народ – есть народ. Церковь – воинствующая – Ее задача еще и в том, чтобы воевать со злом, с ложью и заблуждениями, которые в этом мире существуют. А мир, как известно, лежит во зле. И поэтому все мы не ангелы, не волшебники, а только учимся и для того, чтобы искоренить это зло, суеверие, нужно проводить просветительскую работу. Одно дело в деревнях, где не все были грамотные, где просто был такой народ, давно уже сложившийся, в общем-то, корнями уходящий в языческую Русь. Были там знахари, знахарки – это все серьезно воспринималось. То сейчас современный мир, тем более после отступления от веры всей страны, возвращение опять-таки большинства наших соотечественников к истокам Православия. Мне кажется, уже сейчас эти гадания серьезно не воспринимаются. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что человеку, который предал себя в волю Божию, уже не зачем знать будущее. И такое желание узнать, что будет со мной завтра, является суетным. Ну, я понимаю, молодая девушка хочет имя своего будущего жениха узнать. Можно понять молодую девушку, но воцерковленной девушке, конечно, это просто не нужно. Она это воспримет как суеверие, но, может, как-то поиграть, хотя я не думаю, что такая игра безгрешна. Поэтому, в общем-то, если человек – настоящий христианин, гадать не будет.

Ольга Гуманова: Святки завершаются Крещением Господним. Существует обычай в ночь перед Крещением купаться в проруби, и он получает все большее распространение. Насколько он обязателен с точки зрения Церкви?

Игумен Сергий (Рыбко): Чисто народный, русский обычай. Но у нас, так сказать, люди – там акулы бушуют в Египте, народ все равно лезут купаться, потому что русскому человеку море по колено, особенно в январе месяце. Вот поэтому, мне кажется, то, что человек там, допустим, не заболеет – не всегда так бывает. Были случаи, когда человек заболевает от таких купаний, поэтому нужно учитывать свое здоровье. Еще когда у меня берут благословение на подобные рода вещи, я все-таки их предупреждаю, что нужно учитывать место, где вы купаетесь, потому что в прорубь-то влез, а вылезти не сможешь. Особенно, если не будет там кого-то, чтобы тебе помогли вылезти. Все это надо делать с умом. Самая главная добродетель христианская, по Антонию Великому, это рассуждение. Поэтому данный народный обычай существует много веков уже, наверное, может это как-то и здоровье подкрепляет, закаливает людей, но, в целом, это – с литургической практикой не связано никак.

Ольга Гуманова: А правда, что тому, кто искупается в эту ночь в проруби, простятся все грехи?

Игумен Сергий (Рыбко): Опять я ничего такого ни в богословских сочинениях, ни в творениях святых отцов, ни в канонах церковных не читал. А потом, главное для прощения грехов условие – не купание в проруби, а покаяние человека, то есть искреннее сожаление о сделанных ошибках. Если этого элемента нет, то что бы он там не делал, ничего не простится.

Дмитрий Громов: При этом все-таки известно, что, по-моему, XVI век, этот обряд освящения воды в Москве – реке производился в Москве вот на высшем уровне.

Игумен Сергий (Рыбко): Освящение воды в реке – это другое дело. Освящение воды в реке было, самим богослужением положено освящать источники, реки все, которые есть. Воду как стихию положено освящать в этот праздник. Вот уж купаться – это уже другой вопрос.

Сергей Яценко: Восточно-славянский вариант исходит из того, что люди верят в особую очистительную силу таких предпраздничных процедур. Это, своего рода, ритуальное очищение от грехов, изгнание несчастья от человека, это как в буддийских странах в новогоднюю ночь 108 раз звонит колокол, кто знает, повсеместно изгоняя 108 суетных желаний у верующего человека. Это типологически что-то сходно, только это наша процедура.

Ольга Гуманова: Отец Сергий, что бы Вы сказали желающим взять крещенскую воду?

Игумен Сергий (Рыбко): Вообще это вполне церковный обычай, предписанный именно церковными канонами. Если воду освящают, то для чего же? И пить предписано в этот день, и лечиться, и в молитвах там сказано, что вы будете вода, скачущая в жизнь вечную». Именно для исцеления души и тела и различных недугов избавления. Как минимум на год ее набирают, она не портится, но я знаю случаи, когда по 70 лет стояла такая вода. Вот я в 80-е годы прошлого столетия на клиросе как-то подвизался в одном храме 5 лет. И вот у нас была одна старушка, и она рассказала, что у нее стояла 70 лет вода, у нас только 25 лет простояла. Действительно вода имеет целебные свойства. Безбожники в свое время объясняли это тем, что якобы серебряными крестами освящается вода. Но уже в 70-е годы в храмах серебряных крестов не было: одних обокрали, а другие большевики реквизировали, что не успели, то украли потом воры, и были обычного изготовления Софринского изготовления кресты: латунные, медные и прочие. Однако вода стояла и действительно не портилась.

Ольга Гуманова: И последний вопрос нашего круглого стола. Сейчас Святки приходятся на рабочие дни большей части, как в эти дни не впасть в суету, продолжать помнить о том, что это – праздник, который имеет многолетнюю традицию, что в эти дни нужно радоваться. Как это совместить с нашей обычной повседневной жизнью?

Сергей Яценко: Невозможно избежать суеты, весь вопрос в том, что эта суета должна быть праздничная, не должна быть приподнятому настроению людей. Исстари так повелось, что люди в конце декабря подводят итог старому году, возвращают долги, доделывают дела, готовятся к встрече праздника и это хорошая суета, это веселая, добрая суета. Не всякую суету нужно бояться. Весь вопрос в том, чего люди ждут, в этом плане представители других конфесий могут позавидовать христианам, которые каждый год прочувствуют рождение Христа, рождение Спасителя, и это придают предпраздничной суете огромный смысл. Мне кажется, что не надо суеты бояться.

Игумен Сергий (Рыбко): Суета в понимании церковном – это то, что тебя низводит сверху вниз, каких-то возвышенных мыслей, чувств, переживаний к земным делам, которые неизбежны. Но в то же время, как сказал святитель Феофан Затворник, что не в делах совмещается суета, а в нашем отношении к этим делам. Мы в теле, нам нужно накормить наших детей, сделать уборку в доме, и в праздник необходимо тоже какие-то дела делать, но при этом мудрые отцы советуют делать так, чтобы не терять этого настроя благодатного, праздничного, особенно если человек причастился в праздничные дни. Здесь, прежде всего, это связано с молитвенным состоянием человека, а лучше всего пойти в храм утром на Божественную Литургию, если есть такая возможность. Вот если такой возможности такой нет, в храме нет богослужения или храм далеко находится, хотя бы утром помолиться немножко, почитать акафист Рождеству Христову и так далее. Но, конечно, в идеале взять за свой счет отпуск на эти дни, чтобы как-то эту полноту посвятить семейному торжеству. Вместе в эти дни ходить в храм, поехать по святым местам, просто как-то отдохнуть в семейном кругу и, может быть не обязательно все 12 дней Святок, но как получится, как позволяет семейный бюджет, как начальство на работе отпустит. Но это в идеале все-таки.

Не в праздности праздник заключается, а именно в причастности человека, причастности души, к тем событиям, которые Церковь вспоминает в эти дни, то есть Рождество Христово, пришествие в мир Спасителя. Как раз предшествует такой труд поста, здесь, наоборот, поститься запрещено на Святках, кроме Сочельника Крещенского и так далее. Многое зависит от человека: как человек захочет создать свой внутренний мир, так и будет, ведь не зря наши мученики, исповедники умудрялись, находясь на лесоповалах, сохранять рождественский настрой, несмотря на все эти тяготы, страдания и тяжкие труды, которые приходилось нести.

Ольга Гуманова: Дмитрий Вячеславович, хотите что-то добавить?

Дмитрий Громов: Отец Сергий сказал то, что я хотел сказать, даже лучше.

Ольга Гуманова: Большое спасибо нашим сегодняшним гостям за рассказ. Круглый стол вела Ольга Гуманова – редактор рубрики «Религия» интернет-издания «Правда.ру».

Расшифровка Pravchelny.Ru