Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
22 Мая 2013

9 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

Расскажу факт, взятый не из книг, а из моей жизни. В юности, когда служил алтарником в одной из церквей г. Ульяновска, у меня произошел разговор с одним интереснейшим человеком — Иваном Петровичем Троицким, ныне покойным. Царство ему Небесное… Он был председателем Совета ветеранов Засвияжского района г. Ульяновска. Своеобразный был человек: пел в церковном хоре; носил френч, галифе, сапоги. Война давно отгремела, но, видно, дороги его сердцу были те годы, не забыты были они… Я однажды решился подойти к нему и спросил:

— Иван Петрович, глядя на Вас, невольно вспоминаешь войну, как Вы ее прошли?

И я услышал ответ, которого никак не ожидал:

— Да легко прошел: и пули ни разу не видел, и немцев видел только пленных.

— Как же так?

— А у меня и не могло быть по-другому.

Когда началась война и меня призвали в армию, мама, провожая меня, взяла икону святителя Николая и, вверяя меня ему, благословила.

Она и две его сестры, тогда еще девушки, дали Богу обет: пока сын (а сестрам брат) на войне, они каждый день будут читать кафизму из Псалтири, молясь о нем. А мама была человеком верующим: постилась, как положено, в среду и пятницу, но дала обет поститься в среду и пятницу сухим постом: даже воды в рот не брать, чтобы Господь вернул ее сына живым и невредимым. И с этого дня, как он ушел из дома, они понесли этот подвиг молитвы и поста.

Погнали молодых на передовую, пришлось ему что-то написать… А тогда, в сорок первом, основная часть народа была безграмотна, и если кто умел хорошо писать, это было большой редкостью. А он писал каллиграфически, красиво выводя буквы, ему это нравилось. И когда увидели это, то сразу взяли в штаб, к какому-то генералу. И вот в штабе генеральском всю войну он и пробыл. Я его спросил:

— В чем выражалось Ваше служение?

— В чем?.. Баню генералу топили, парились с ним, особый паек имели, ну и другие дела имелись. Да больше писал всё… Кроме этого и маме письма писал домой, а мама почти в каждом письме: «Сынок, дома у нас не гаснет лампада пред образом Николая Угодника. Свой обет держим, молимся и постимся в надежде, что Господь сохранит тебя». И так всю войну прошел.

— Но неужели ни разу не было какого-то ЧП?

— Один раз было.

— Какое?

— Нам вдруг объявили: немцы прорвали фронт, мы в окружении… И первый раз тогда выдали мне в руки автомат. Я на него смотрю и думаю, с какой стороны правильно взять - тоего.

Стали копать ямы, траншеи вокруг штаба, окопались, сидим… Несколько часов посидели — отбой: прорыв снят. Вот и всё ЧП, которое было за все почти пять лет войны.

Я был удивлен, а он, видя мое удивление, сказал:

— Ты удивляешься, а я нет. Подумай сам, пред Николаем Угодником молитва матери моей была каждый день.

Каждый день она с сестрами молилась, каждую среду и пятницу она совершала сухой пост… Разве могло быть по-другому?

Это рассказ живого человека из его реальной жизни, и мы видим на этом примере: святой Николай — победитель, победитель был и в то страшное огненное время войны, храня своих верных и оберегая их от всякого зла.

Помню рассказ еще одного человека, который с молитвенным предстательством Николая Угодника пошел на фронт.

— Взяли меня в санитарную роту и всё, что мы делали, — это раненых собирали после битвы, да умерших погребали.

Я его спросил:

— Удалось ли Вам хоть раз видеть врага лицом к лицу?

— Удалось, один раз.

— Как это было?

— Собираем раненых, слышу стон из овражка, кто там: наш, немец, не знаю. Заглянул — там раненый, поворачиваю его, и вот как бы спиной почувствовал что-то, разворачиваюсь: в кустах напротив немецкий солдат живой — и дуло на меня. И мы друг друга поняли без слов: я сейчас крикну наших, он меня положит на месте — ему терять нечего. Он нажмет на курок: обнаружит себя — и ему конец. Посмотрели немного друг на друга и тихо разошлись.

В таких примерах даже не войной попахивает, а каким-то миром... Видите, как святитель Христов действует? Не только сохранил надеющихся на него от смерти, ранений, уродств и других проблем, не дал им быть даже убийцами иных жизней. На войне нести смерть, защищая родину, не вменяется в грех, но по церковным правилам епитимья всё-таки несется в любом случае: та или иная смерть — это неестественно для человека. Человек должен нести жизнь в мир, а не смерть. И даже в этом видим, как Чудотворец хранил не только тела, но и души, надеющихся на него.

Протоиерей Владимир ГОЛОВИН

Источник: газета "Православный Болгар" №5 (124), май 2011