Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
27 Мая 2013

Паломнической службой при Свято-Вознесенском Архиерейском подворье организована поездка в г. Екатеринбург и Ганину Яму — место гибели царской семьи, что совпала с прибытием туда Патриарха, с празднованием 400-летия Дома Романовых в Екатеринбурге и днем рождения царя Николая II. Предлагаем вашему вниманию яркие впечатления паломницы, сподобившейся стать очевидцем этих замечательных событий.

Ганина Яма встречает нас лесной монастырской тишью. Еще не суетятся телевизионщики, журналисты, другие паломники не заполонили дорожки — мы приехали одними из первых. Поют птицы, маятниками вечности качаются сосны и березы, деревянными теремами высятся колокольни и храмы, создается впечатление, будто бы мы перенеслись в русскую сказку или далекое былинное прошлое. Странно чувствовать себя дома в месте, которое видишь впервые в жизни, но приезд сюда воспринимается душой именно как возвращение, как причащение началу, истоку Святой своей Родины и самого себя. Вдыхаю вместе с воздухом настой спокойствия и надежды, что Русь была, есть и будет. Впитываю ощущение целостности, утраченной когда-то гармонии: здесь у орла снова две главы.

Прибытия одной из них и ожидаем, прижавшись друг к другу, на площадке перед храмом Царственных страстотерпцев — уральские ветра норовят урвать последние крохи тепла. Уже собирается народ, мелькают приветственные плакаты нижнетагильской епархии, православных школ, ближних и дальних городов. Наконец, вышки-звонницы запламенели колокольными переливами. Идет Патриарх Кирилл. Вместе с ним Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Впервые за это ненастное утро проглядывает солнце. Он служит литию, поминает всех, во времена гонений за Христа пострадавших, прямо под сизым бездонным небом. Даже деревья раскачиваются в такт с мужскими мощными голосами: «Ве-е-ечная па-амя-а-ать…» Совершает освящение закладного камня в основание храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державная», явленной в день отречения от престола последнего русского Царя. Когда он произносит свое Первосвятительское слово, мне хочется плакать. Он говорит — и верится, что когда-нибудь в нашей стране все наладится, что у нас есть будущее, что Свет Христов воссияет на нашей земле, и она до конца не погибнет. У зла ведь нет больше власти.

После отъезда Его Святейшества мы идем на экскурсию. Сам монастырь имеет форму яйца, символа Пасхи, символа надежды на русское возрождение. Поражают красотой деревянные храмы, особенно семнадцатикупольный Никольский собор. Древность дышит с икон, спасенных неисповедимыми путями Божьего Промысла. Господь сподобил приложиться нас к Царскому кресту-мощевику, он принадлежал дому Романовых с 1710 года. В нем хранятся мощи сорока святых (среди них Иоанн Предтеча, Лазарь четырехдневный, Василий Великий, Андрей Первозванный), частицы риз Христа и Богоматери, кусочек Древа Животворящего Креста. От этой святыни происходит множество чудес и исцелений: слепые прозревают, глухие обретают слух. Один случай нам поведала девушка, отец которой здесь подвизается. Приехала как-то раз мать с шестилетней дочерью. Девочке надо было идти в скором времени в школу, а она не разговаривала. Священник вынес крест-мощевик, ребенок приложился, причастился Святых Даров. Только они вышли за монастырские ворота — и девочка заговорила. Бог и по сей день чудеса творит, была бы у нас вера крепкой…

Такая вера и доверие к Богу были у Многострадального Иова. В день памяти ветхозаветного святого родился Николай Второй, и во многом повторил его путь. В день теперь уже их памяти мы стоим в храме Иова в монастыре святых Царственных страстотерпцев и внимаем словам Евангелия: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Слушаем, как братия читает акафист Иову, где он прославляется за то, что во время страшных искушений беспокоился не о потере земных благ, даже не о своем добром имени, а о близости к Богу. Ему было все равно, как оценивали постигшие его беды окружающие, он знал правду Божию о себе, и стремился только к своему Создателю. Тут хочется провести параллель не только между Иовом и Царем, но и Патриархом Кириллом: сколько клеветы, сколько лжи и ненависти было вылито на него в последнее время! Как в начале двадцатого века поносили монарха, так в начале двадцать первого враждуют против Патриарха и Православия. В первом случае темные силы добились своего, одна из столпостен русской государственности была разрушена, но что останется от народности, если рухнет Православие? Не имеющий высокой идеи, корней народ становится легкоуправляемой толпой, живущей под эгидой моды и лозунгов-однодневок. Нас ждет новая раздробленность, только теперь каждый будет сам себе удельный князек. Поэтому когда кричат и давят со всех сторон, заманивают, убеждают, пытаются навязать псевдоценности и заставить поверить лжи и клевете — вслушаемся в тихий, относительно крикливой мирской какофонии, голос пастыря; когда, обышедше, окружают нас — будем противиться Именем Господним.

Ночь в храме преподобного Сергия выдалась холодной. Но плоть немощна, дух же бодр. Так легко и спокойно на душе давно не было. Идем утром на службу. Чистый лесной воздух, робкое мягкое солнце играет в ветвях и птичьих трелях. Изумительно поет хор: монолит мужских голосов пробуждает все существо для радости, для добра. После Литургии и крестного хода отправляемся в Екатеринбург, на место расстрела Царской семьи.

Заходим в верхний ярус Храма-на-Крови. Под куполом бьются голоса, как ангельские крылья, и растворяются в столпах света так, что голоса и свет — одно. В глазах белым-бело, и все стремится ввысь, к небу… Мы попали на фестиваль мужских и юношеских академических хоров, посвященный четырехсотлетию дома Романовых. Ведущий объявляет заключительное произведение: «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», в которой прославляется подвиг Ивана Сусанина. Есть в этом гимне замечательные слова: «Кто кровь за Отчизну свою прольёт, того никогда не забудет народ». Сусанин спас в Смутное время жизнь первого царя из Романовых, а Николай Второй отрекся от престола, пытаясь спасти народ от усобицы, и до конца разделил с Россией все страдания, выпавшие на ее долю. И сейчас под этими высокими сводами звучит отголосок вечно празднуемой на небесах памяти праведника. Но где есть подвиг любви, там всегда поблизости палачи, злоба, что извечно противостоит и пытается превозмочь жертвенность. Мы спускаемся в подвал.

Низкие потолки, скупая на свет полутень, отделка камнем с вкраплениями цвета во веки запекшейся крови. Экскурсовод рассказывает нам о событиях, произошедших в доме Ипатьева много лет тому назад. Рассказывает, что сначала сюда водили людей убийцы, и похвалялись, и считали убийство невинных, среди которых были дети, личной доблестью. Как, узнав о желании ЮНЕСКО занести дом в реестр памятников варварству, сравняли место сие с землей, думая таким образом уничтожить память. И как русский народ помнил и чтил, не желая забывать.

К центральному пределу во имя новомучеников и исповедников Российских ведет темный коридор. С двух сторон стоят на страже хранители и молитвенники о Земле Русской: справа благоверные правители, страстотерпцы, начиная от Владимира Красна Солнышка до святого семейства Романовых; слева святые патриархи и митрополиты. Они застыли друг напротив друга в вечное напоминание о единстве во Христе мирской и духовной власти, залоге благоденствия Руси. Впереди виднеется иконостас, нижний ряд которого посвящен Царственным страстотерпцам, а верхний Крестному пути Христа. Поворачиваем на право. Взору открывается страшное и святое место, свидетель любви, поправшей смерть и зло всепрощением.

Восстановленная по чертежам и зарисовкам архитекторов комната; там, где пролилась кровь — возвышение и еще один алтарь. Поднимаемся. От осознания, где я сейчас стою, перехватывает дыхание. Над престолом сооружен купол, струится свет, он знак того, что не напрасно было терпение, крест не бессмыслен, а красный в иконографии, покровах — не только цвет крови, но и Пасхи, Воскресения. «Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою» — вот она, стезя каждого христианина. Отдавая кровь, принимаем Дух.

Далее наш путь идет в Патриаршее подворье. Всего в России их два: одно в Москве, другое здесь, в Екатеринбурге. Символичны фрески, которыми расписаны стены и потолок основного корпуса. На верху изображены четыре иконы Богоматери, получается, что Пресвятая Дева раскинула Свой Покров над Россией на все четыре стороны света. Первый от потолка ряд на стенах посвящен святой Царской семье. На следующем за ним — шестнадцать русских патриархов. Один из рядов посвящен подвигам преподобного Сергия, печальника земли Русской, вымолившего нам победу на Куликовом поле. Поднимаемся в выставочные залы. Как раз с нашим приездом совпала выставка «Подвиг служения России царской династии Романовых». Перед нами разворачивается панорама с 1613 до 1918 года — русская история через призму личностей, характеров и деталей.

На обратном пути, у выхода из подворья, встречаемся с каким-то батюшкой: моими спутницами он был замечен на телеканале «Союз». Берем благословение, кто-то рассказывает ему, что приехали впервые, и так все понравилось, но пора уже ехать домой. Священник с улыбкой отвечает: «В первый раз — и сразу чуть ли не в гости к Патриарху. Уезжаете ведь не просто так, а с памятью, что навсегда останется (говорит, приложив руку к сердцу) вот здесь».

Уезжаем не только с памятью, но и с горячей благодарностью Богу за то, что в великие Царские дни сподобил нас побывать в этих святых местах, воочию увидеть самого Патриарха и за то, что хранил в пути. Слава Богу за все!

Людмила ПРОМТОВА

Фото: Патриархия.Ru