Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
18 Июня 2013

Все мы знаем, что Церковь это — не только храм, но и люди входящие в него. И жизнь Церкви определяется, прежде всего, жизнью и духовными исканиями её прихожан. Итак, начнём …

В этом году отмечает 20-летие своего служения алтарник Свято-Вознесенского собора Алексей Кузнецов. В престольный праздник нашего храма мы беседуем с Алексеем на клиросе в перерыве между Литургией и вечерним богослужением.

— Расскажите нам, Алексей, с чего начался Ваш путь к Богу, к Церкви?

— Помню хорошо, как возрасте около 4-х лет во Владимирской области меня крестили — как это всё было: темно в церкви, запах свечей, священника помню, купель. О нашем храме помню вот что: лет в пятнадцать проходили мы с мамой мимо собора, пошёл дождик, а храм тогда разрушенный был — дверей не было — мы и зашли сюда. Это, можно сказать, и было моим первым посещением Борвецкой церкви — когда тут ещё ни чего не было, старые росписи кое-где… Нельзя уж сказать, что тогда у меня озарение какое-то было, но вот запомнилось как-то... В следующий раз я пришёл сюда, когда уже тут службы начались — на Пасху пришёл, на позднюю Литургию, а храм закрыт оказался на замок (не служили в то время позднюю на Пасху, оказывается). Так вот, где-то в последних классах школы я и начал ходить в церковь. Молитвослов тогда первый свой купил — принёс домой его и всё подряд читал — вообще не понимал, какая молитва зачем.

— А как Вы начали служение в нашем храме?

— В выпускных классах я почти не учился — на службы сбегал постоянно.

Тогда же познакомился с местным алтарником тогдашним, с монахиней Татьяной, а ещё с несколькими ребятами — и вот с этими-то мальчишками мы решили просить настоятеля взять нас в алтарь, и вот он в 1993-м благословил нас на клирос — там же Наталья Васильевна Щеглова учила нас службе. Помню своё первое Чтение Апостола: дали книгу «На, читай!», а я первый раз в жизни это всё вижу — ну, я тогда отказался. Вообще в алтарь я идти не хотел — мне на клиросе больше нравилось. Но вот с 1994-го года всё-таки служу в алтаре…

— А какая из первых Ваших служб особенно запомнилась?

— Ну, вот Пасхальная одна служба была смешная у меня — я тогда там так ничего и не сделал — отец Николай Кормышаков отправил меня окошко открывать, а я в толпе потерялся, и выйти не смог из народа — так всю службу там и простоял.

— Расскажите нам, Алексей, какой эпизод из жизни собора Вам запомнился за все эти годы больше всего?

— Помню, как расписывали алтарь, как строили крестильный храм, супругов Лариных помню, которые почти всю церковную мебель и утварь сделали нам — многие шкафы, аналои их работы и сейчас здесь. А вот смешной случай однажды был: должна была у нас состояться архиерейская служба. Все ждут Владыку — волнуются — весь храм ждёт; архиепископ подъехал, а сторож его не пускает — не предупредили его о приезде, оказывается. Долго же тогда ему сигналили, что б ворота открыл.

А однажды вот отец Александр решил вдруг меня дьяконом сделать — перед всем народом в день тезоименинства моего подарил мне просфору, ткань на стихарь и говорит: «Вот наш будущий дьякон». Правда, дьяконом я так и не стал.

— А почему вот уже двадцать лет Вы служите в храме? Не возникало никогда желания уйти в мирскую профессию?

— Лет десять мне всё в храме казалось новым, а сейчас чувствую себя здесь как бы дома — алтарь для меня родным стал. Помню, как на ходу службы учил — очень мне это нравилось. Вообще, мне кажется (я сейчас про себя говорю), чем больше времени человек проводит в алтаре, тем он больше как бы соединяется с ним… В общем, я себя уже без этого как-то не представляю.

— А что это служение даёт Вам в духовном смысле?

— Вот когда ты служишь и читаешь все эти записки прихожан — это очень важно — именно ты молишься за людей. То есть, ты служишь людям — через молитву за них сам смиряешься. А ещё я не ищу профессию мирскую, потому что здесь в храме отношения люди всё равно пытаются выстраивать на основе заповедей Божиих — в миру об этом никто не думает. В храме общество совсем другое — такого нигде нет.

— Ну, вот Вы, Алексей, служите уже два десятка лет — что Вы могли бы посоветовать, например, только сегодня крестившимся православным христианам?

— Я бы посоветовал чаще ходить в храм, и при этом помнить, что мы ходим сюда не на священников посмотреть — не обсудить их недостатки разные, а — к Богу на молитву. Но и пренебрегать духовенством тоже не нужно. Лучше о священстве плохо не думать, потому, что их грехи и проблемы разные — это не наше дело, ведь священником трудно быть. Я бы наоборот посоветовал чаще общаться со священниками — потому что даже очень хорошие книги, не заменят живого духовного общения. Да и самому копаться в своих духовных проблемах без наставника неполезно.

— А зачем вообще приходить в храм? Много раз Вы, наверное, слышали такое мнение: «Я в церковь не хожу — мне как-то там не нравится. Я и дома помолиться могу…»

— Вообще, никто же не может совершить в домашних условиях богослужение, которое совершается в церкви — такую благодать нигде не получишь. А ещё ведь эта благодать не только на человека изливается, но освящает жизнь и его окружающих — такой человек, который в храм регулярно ходит, сам становится для всего своего дома как бы свечкой, которая в темноте светит.

— Ну, и напоследок: что Вы можете посоветовать молодым алтарникам?

— Я желаю всем молодым алтарниками терпения, внимания к алтарю, и самое главное: больше общаться со священниками, чтобы через священнослужителей всей работе и жизни их сопутствовала духовность.

Беседовал Дмитрий РУСИН