Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
3 Июля 2013

Уже много лет на востоке идут нескончаемые войны. Западные страны не могут остановить возникающие повсеместно по всему региону вооружённые конфликты. Сегодня мир смотрит в сторону Сирии. В этой стране много столетий мирно сосуществовали мусульмане и христиане, ныне же на фоне гражданской войны происходит дискриминация по религиозному признаку (как христиан, так и многих мусульман). В прошлое воскресение, когда Православная Церковь праздновала память Всех святых, в Свято-Вознесенском соборе Набережных Челнов было зачитано послание Патриарха Московского и Всея Руси, в котором Святейший призвал верующих оказать милосердие страждущему народу Сирии.

Чем же можно помочь людям, пострадавшим в этой войне? Как относиться христианам к притеснениям единоверцев? В чём причина религиозного конфликта? На эти и другие вопросы мы попросили ответить клирика Свято-Вознесенского собора протодиакона Дмитрия Половникова.

— Если просмотреть информацию об этом конфликте из различных источников, то одни скажут нам, что нужно свергнуть действующее правительство, другие — что необходимо остановить повстанцев… Обычно так и разделяются мнения в подобных вопросах. Но если отбросить всю эту ненужную нам политику, остаётся не совсем ясным: при чём здесь убийства на религиозной почве? На лицо доминанта в правительстве Сирии представителей шиитской ветви ислама, с которыми и ведут войну сунниты-повстанцы…

— Давайте уточним: в Сирии у власти находятся алавиты — это не шииты, а отдельное течение в исламе, хотя и имеющее с шиизмом достаточно крепкие связи. Алавиты составляют 10-15 % жителей Сирии. Соответственно, большая часть населения Сирии — это сунниты (население Сирии составляет около 20 млн. человек). Более половины сирийцев — сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов, христиан (10 %) и исмаилитов. Башар Асад является избранным президентом Сирии. Конечно, в случае этой страны, нельзя говорить о выборах в рамках известной нам системы, когда на выборах главы государства в бюллетене присутствует несколько фамилий. Но на последнем референдуме этот президент был выбран более чем 97% голосовавших граждан Сирии (а, значит, за него голосовали и сунниты). К тому же, сунниты в большом количестве есть и на стороне Асада. Так что, не нужно так резко делить на белое и черное…

— При чём же здесь христиане? Почему они уничтожаются в стране, где всегда был мир между исламом и христианством? В чём причина уничтожения людей, которые к этой войне отношения не имеют?

— Война, вообще, не щадит никого. Поэтому говорить только о христианах, страдающих от войны нельзя. Страдает мирное население страны. В своем обращении, в связи с трагическими событиями в Сирии, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл прямо говорит об этом:

«На протяжении почти двух лет в Сирии продолжаются военные действия. За это время в стране погибли десятки тысяч человек, среди которых немало стариков, женщин, детей — мирных граждан… Мы с вами не можем остановить эту войну, но можем усердно молиться о ее скорейшем прекращении и оказать помощь страждущим людям, в том числе и нашим братьям-христианам. Господь Иисус Христос в притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 29-37) ясно указывает, кого мы должны считать своим ближним: того, кто нуждается в помощи. Даже если это человек других взглядов, другой веры, живущий в другом месте. Ведь именно таковым оказался для милосердного самарянина человек, пострадавший от рук разбойников. Прошу вас последовать призыву Христову и помочь нашим ближним, то есть тем, кто сейчас особенно нуждается в поддержке и участии».

Итак, в обращении Патриарха все сказано достаточно прозрачно: мы помогаем и христианам, и мусульманам, и вообще всем, пострадавшим от военных действий в Сирии. И помощь будет оказываться через Антиохийский Патриархат, как через братскую Церковь. Вообще, у Русской Православной Церкви достаточно богатый опыт благотворительности: из последних событий можно вспомнить наводнение в Крымске, когда помощь пострадавшим была оказана вовремя и адресно, и церковь тогда действительно смогла помочь.

— Наверное, вы слышали популярное по этому поводу мнение, что деньгами тут не поможешь («лучше молится, а не деньги посылать») — что вы думаете об этом?

— Да не оскудеет рука дающего. Помогаешь ты — помогают тебе. Тем более что еще в апостольские времена апостол Павел призывает помогать бедствующей церкви в меру своих сил. И опять же, Патриарх в своем обращении призывает помогать страдающему от войны народу Сирии как материально, так и молитвенно.

— Как вы считаете: имеем ли мы, христиане России, право проявлять агрессию по отношению к гонителям нашей веры в Сирии?

— Нет, мы не должны проявлять агрессию. Но должны делать все, что от нас зависит, для прекращения уничтожения ни в чем неповинных людей.

— Как должно православному христианину относиться к этой тяжёлой ситуации (как действовать наилучшим образом, чтобы помочь, поддержать)?

— Ну, во-первых — молиться, а во-вторых — помочь в меру своих сил, внеся посильное пожертвование. При этом пожертвование является добровольным, от всего сердца. Никто неволить не будет. Если вы хотите помочь народу Сирии, но, по каким-то причинам, не хотите в качестве посредника использовать Русскую Православную Церковь, то поступайте так, как считаете нужным.

— Многие весьма скептично относятся к идее церковного сбора: дескать, «Патриарх сам богат — пусть сам и даёт деньги»…

— Достаточно часто, когда высказывают подобные мнения, в итоге оказывается, что человек сам не хочет помочь ближнему, а использует данный оборот речи, для своего оправдания. Для таких людей могу сказать, что Патриарх и Русская Православная Церковь помогают нуждающимся. Давайте будем отвечать за свои поступки. Есть такое выражение: кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины. Давайте искать возможности помочь страдающим людям… А возможности есть.

— И напоследок, можете ли вы рассказать нашим читателям про соборную молитву о прекращении войны? Какова сила этой молитвы? Является ли это действительной частью нашей помощи пострадавшим?

— Общая молитва, или как еще её называют — соборная, это действенный способ умолить Бога о прекращении военных действий. Реальность общей молитвы подтверждается всей историей Церкви. Поэтому, соборная молитва — одна из составляющей нашей помощи, вторая же — это помощь ближнему. Помочь, утешить, ободрить — это, порой, стоит дороже всего. Давайте молиться и помогать от своего избытка. Ведь мы не знаем, как сложиться наша жизнь — не дай Бог нам испытать то, что испытывают люди во время войны. Помогайте безвозмездно, ничего не требуя взамен, не ставя условий Патриарху, Церкви, стране. Помогайте от всего сердца и Бог, видя ваши добрые дела, воздаст вам и здесь и в будущем веке.

Беседовал Дмитрий РУСИН