Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Сегодня в Боровецкой церкви прошло Всенощное бдение с чином выноса Креста.
Особенности Богослужения недели Крестопоклонной.
Служба 3-й недели Великого Поста несколько отличительных особенностей, присущих только праздникам, связанным с Крестом Господним. Попробуем привести основные моменты.
Первой отличительной чертой праздника является предание о его происхождении. По одной из версий происхождение изнесения и поклонения Кресту 3-ю неделю Великого Поста связано с событиями Византийско-Персидской войны. Крест Господень, бывший в плену 14 лет был возвращен в Иерусалим 629 или 630 году. Легенда связывает установление праздника с именем возвратителя Креста, императора Ираклия. В любом случае пято-шестой Трульский собор, проходивший в 692 году, говорит о празднике поклонения Кресту на 3-й неделе поста, как о сложившейся практике.
Другим событием, повлиявшим на появление празднования связано с особенностю огласительной дисциплины в Константинополе. В среду или воскресенье на Крестопоклонной недели начиналось оглашение крещаемых, которых крестили в Страстную Субботу. И сейчас со среды Крестопоклонной в наших храмах на Литургии Преждеосвященных Даров, а в Византийское время также в субботу и воскресенье, произносится дополнительная ектения о готовящихся ко святому Крещению.
Диакон произносит текст ектении: Вернии, о иже ко святому Просвещению готвящихся братиях и спасении их, Господу помолимся.
Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит.
Просветит их просвещением разума и благочестия.
Сподобит их во время благопотребно бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления.
Породит их водою и духом.
Дарует им совершение веры.
Сопричтет их святому Своему и избранному стаду.
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их. Боже, Твоею благодатию.
Иже ко Просвещению, главы ваша Господеви приклоните.
Священник тайно читает молитву о готовящихся ко святому Просвещению: Яви, Владыко, Лице Твое на йже ко святому Просвещению готовящихся желающих греховную скверну оттрясти: озари их помышление, извести я в вере, утверди в надежди, соверши в любви, уды честны Христа Твоего покажи, давщаго Себе избавление о душах наших.
В это день положено совершать Всенощное бдение и Литургия.
Перед службой на престол переносится Крест, который во время бдения будет вынесен для всеобщего поклонения и целования. Действие небольшое, но совершается с полным началом, т.е. благословение священника, Трисвятое по Отче наш, с пением тропаря и кондака праздника, с каждением, в конце произносится отпуст. К сожалению, увидеть этого нельзя – все совершается в алтаре священнослужителями, можно только услышать, если придти в храм перед службой заранее.
Первая существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В Крестопоклонную недели, впрочем как и в праздник Воздвижения Креста Господня, совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Существует еще одна причина чтения Евангелия в алтаре: это совершается ради особенности праздника. В алтаре совершаются лишь особенные священнодействия, поэтому чтобы подчеркнуть особую торжественность праздника, Евангелие читается в алтаре. После этого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше…».
Главной особенностью службы праздника является вынос Креста и поклонение ему. Как говорится в Уставе, «певаему же славословию», то есть во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель или первенствующий священник выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии – ради особой торжественности службы и особого почитания Креста.
После славословия Крест полагается на аналое посреди храма.
При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот тропарь еще раз подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя. После этого поются стихиры на целование Креста.
На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое, как обычно, а тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…»
Крест находится на середине храма до пятницы, когда по окончании изобразительных Святой Крест вносится снова в Алтарь и полагается на уготованное ему место.
P.S. Хотелось еще привести один богослужебный текст недели Крестопоклонной. Икос канона на утрене, приписываемого прп. Феодору Студиту. Текст передает, как бы, слова ада своим слугам о Кресте Господнем.
Текст в переводе на русский язык: Икос, гл. 7: Три креста водрузил на Голгофе Пилат: / два – разбойникам, и один – жизни Подателю. / Его увидел ад и обратился / к находившимся в преисподней: / 'О служители мои и воинства мои! / Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? / Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно, / и скоро буду я расторгнут! / Внутренности мои болят, чрево мое страдает, / чувства мои дух мой томят, / и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, / из-за древа преданных мне. / Ведь это Древо их вводит снова в рай!'