Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февраля). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. Сегодня в Свято-Вознесенском соборе была отсужена Литургия Преждеосвященных Даров, по окончании которой был отслужен молебен, посвященый великомученику Феодору с освящением колива.
В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь 'архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема' [1]. Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, 'сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом' [2]. Благодаря этому верующий народ был избавлен 'невредимо от врага и преступника коварства' [3]. Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. 'Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем' [4]. Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.
Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает 'молодой воин' [5], то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.
В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта [6], а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение (Ин 3:3-5) и кончина — как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события [7]. Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась 'пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псков, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа' [8]. Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского, которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику [9]. Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.
Описываемое нами событие IV века можно представить так. Цесарь Юлиан, племянник императора Константина (†337; пам. 21 мая), выступил из Галлии во главе мятежных легионов как узурпатор власти, но в связи с последовавшей вскоре смертью Констанция '11 декабря 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник римских императоров' [10]. Симпатизируя язычеству, он явился отступником от Православия и вошел в историю с именем Отступник. С наступлением Великого Поста он решил надругаться над верой христиан, сделав распоряжение окропить идоложертвенной кровью продукты, которые будут покупать христиане [11]. Это распоряжение было приурочено к началу Великого Поста, 'понеже бо сию неделю первую христиане благочестно почитают и тщется сохранятисе от скверни и чисти быти паче инех дний постных' [12]. Христиане же, проходя время поста, были предупреждены чудесно явившимся святым мучеником о необходимости избегать покупок продуктов в эти дни, что произошло в первое воскресение Великого Поста, в день его памяти. Таким образом верующие христиане не были посрамлены в своем уповании. Понятно поэтому, почему перед своей гибелью 26 июня 363 года во время битвы с персами близ Ктесифона Юлиан воскликнул: 'Ты победил меня, Галилеянин'.
О явлении мученика Феодора Тирона Константинопольский Патриарх Нектарий (381-397) говорит в своем слове [13], которое сохранилось в древнем переводе. Первосвятитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор — Божий дар), 'иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры' [14]. Автор говорит: 'Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление' [15].
Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством [16], а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась — это Торжество Православия. В этом, можно сказать, исполнялось обетование Христа, Который учил: Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся (Мф 6:16-18).
Явление святого мученика прославляется в песнопениях Триоди. В стихирах на Господи воззвах мученику Феодору говорится: Радуйся страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый [17]. 'От скверных жертв оскверенными брашны окушашеся осквернити: но ты онаго ухищрение мудрейшим разрушил еси умышлением, во сне предстал еси тогдашнему архиерею и глубокое разума открывая и безместное начинание являя' [18]. Канон, читаемый на молебне после Литургии Преждеосвященных Даров, имеет следующее надписание: 'Творение Иоанна Дамаскина, егоже краестрочие: Божиих тя пою даров тезоимените' [19]. В нем преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 789; пам. 4 дек.) прославляет мученический подвиг святого Феодора Тирона [20]. На субботней утрени в Триоди помещены два канона. Первый имеет следующее надписание: 'Канон, его же краестрочие: Тирон преславный, слава первей субботе. В первых же тропарех канона иное краегранесие. Канон творение Иоанна, митрополита Евхаитского' [21]. Второй канон имеет более краткое надписание: 'Иный канон того же Евхаитского'. Таким образом, иерарх-гимнограф святитель Иоанн Евхаитский († ок. 1095) подвизался на кафедре в городе, где в начале IV века пострадал мученик Феодор [22]. В канонах прославляется значение имени мученика Феодора, его мученическое страдание, а также избавление от совета нечестивейшаго. 'От вышних помощник посылается яко скорее на землю, страстотерпец Феодор, и пастыреначальнику является, разрешение научая беззаконного совета' [23]. 'Коль сладкое, и великое, и радостное нынешнее торжество! Еже мучеников нам доблейший и превелий ныне вообрази, единем чудесем от нечистых чистыя люди Христовы совершив' [24].
Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания [25]. Память Феодора Тирона — хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста [26]. Его память определяет именование первой седмицы Великого Поста, которую на Руси в древности иногда называли Федоровой неделей. В зависимости от года минейная и триодная памяти мученика Феодора Тирона могут расходиться или сходиться, иногда совпадая.
Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: 'Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне' [27].
Архимандрит Макарий (Веретенников)
'Альфа и Омега', № 33
1. Триодь постная. М., 1974. Л. 139 об. О Патриархе Евдоксии (360-370), стороннике арианства, см.: Православная богословская энциклопедия. Т. 5: Донская епархия — ифика. Пг., 1904. Стб. 195-196.
2. Триодь постная. Л. 139 об.
3. Там же.
4. Там же.
4. Священник Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 719.
5. Год спустя, в 363 году Пасха была 20 апреля. Эту же дату, 362 год, приводит и протоиерей Г. Дебольский; см. Протоиерей Г. 6. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996. С. 75.
7. Некоторые примеры такой формы благочестия см. Игумен Макарий. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории (К постановке вопроса ) // Богословские Труды. Сб. 24. М., 1983. С. 314.
8. Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Исследование и тексты. Л., 1985. С. 198; Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 55.
9. Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 178-179.
10. Успенский Ф.И. История Византийской империи VI-IX вв. М., 1996. С. 75.
11. Судя по всему, данное намерение императора-отступника носило не локальный характер, а простиралось также и за пределы Константинополя; см. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 128-129.
12. П[етровск]ий М. [П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария о Феодоре Тироне (По сербской рукописи XV века) // Православный собеседник. 1886. № 11. С. 249.
13. Правда, он называет другой день явления мученика: 'И абие суботе приспевши христиане уведевше, яко хытрости яростнаго раздрушишесе, благодарственную песнь добропобедному мученику Феодору приложисмо'. — П[етровск]ий М. [П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 253. Древнерусское житие мученика Феодора Тирона, изданное по рукописи из 'румянцевского Торжественника начала XVI в. № 436. Л. 177-184' см.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 3: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А.Н. Пыпиевым. СПб., 1862. С. 143-145.
14. П[етровск]ий М. [П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 250.
15. Там же. С. 253.
16. Первое празднование Торжества Православия было 11 марта 843 года; см. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 526.
17. 1-я стихира на Господи воззвах в пяток 1-й седмицы // Триодь постная. М., 1974. Л. 129 об.
18. Славник на Господи воззвах // Триодь постная. Л. 130.
19. Триодь постная. Л. 132. Значение имени Феодор подчеркивается также в седальне на Утрени. — Там же. Л. 135 об.
20. Аналогичным образом песнопения минейной службы на 17 февраля прославляют мученический подвиг святого, ничего не говоря о его избавлении верных от юлианова коварства; см.: Минея Февраль. М., Изд. Московской Патриархии, 1994. С. 565-572. Имя автора канона в надписании не названо, отмеченный акростих читается так: Призывающия тя спасай, всеблаженне. — Там же. С. 567.
21. Триодь постная. Л. 135 об.
22. Он же является автором различных канонов, среди которых отметим канон в службе трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, которые явились митрополиту Иоанну Евхаитскому, и вскоре им была установлена общая память. Им же было написано три слова, посвященные мученику Феодору Тирону. О митрополите Иоанне Евхаитском см. Филарет архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Изд. 3. СПб., 1902. С. 322-336; Он же. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. С. 321-324.
23. Славник 5-й песни канона на утрени // Триодь постная. Л. 138.
24. 2-й тропарь 7-й песни канона на утрени // Триодь постная. Л. 140.
25. Таким образом, как справедливо отмечает архиепископ Сергий, память мученика Феодора не отмечена 'в некоторых древних месяцесловах'. — Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 75.
26. Второе воскресение Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы († ок. 1360; пам. 14 нояб.), третье — Кресту Христову; четвертое — преподобному Иоанну Лествичнику (†649; пам. 30 марта); пятое — преподобной Марии Египетской (†522; пам. 1 апр.).
27. П[етровск]ий М.[П.] Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 260-261.