Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Православная энциклопедия. Статья диакона Михаила Желтова
Водоосвящение
На греч. – Agiasma (tоn hudaton); на лат. – aquae benedictio, церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом.
Древнейшей общецерковной практикой является водоосвящение в чине таинства Крещения, где вода предстает как вещество таинства, необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященным елеем и св. миром, служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального водоосвящения на Востоке в V–VI вв. сформировались чины водоосвящения на праздник Богоявления; как символика, так и благодатное действие богоявленского водоосвящения таковы, что оно уподобляется Водоосвящению при Крещении и называется Великим водоосвящением.
Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для придания ей целебных свойств; сохранился ряд молитв водоосвящения такого рода. К молитвам водоосвящения для целей врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения, а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов.
Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать водоосвящение через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого водоосвящения (водосвятного молебна) и схожих чинов.
На лат. Западе помимо крещального водоосвящения распространение получил чин благословения водоосвящения через чтение над водой экзорцизма и вложение в нее освященной соли; благословенная вода широко использовалась для окроплений (в первую очередь, церковных зданий и жилых помещений), а также как целебное и апотропеическое средство. Особый чин богоявленского водоосвящения на Западе не сформировался, хотя в XX в. распространилась практика в подражание вост. Церквам благословлять воду на этот праздник, но не по крещальному чину, а по обычному лат. чину благословения воды.
Водоосвящение для таинства Крещения
Возникновение отдельного чина водоосвящения непосредственно связано с практикой освящать воду для таинства Крещения. Уже в «Дидахе» (посл. треть I в.) говорится о предпочтительности для Крещения не обычной, а «живой» (видимо, проточной) воды (7. 1). Наиболее ранние сохранившиеся свидетельства о крещальном водоосвящении относятся к кон. II–III в.: напр., сщмч. Ириней Лионский († 202) писал о Крещении и очищении грехов «через святую воду и призывание Господа» (Iren. Fragm. Gr. 33 (32)). И хотя из именования воды Крещения «святой» не обязательно следует, что она особым образом освящалась, а слова о призывании Господа могут относиться как к воде, так и к самому Крещению, свидетельство сщмч. Иринея, вероятно, относится к водоосвящению, т. к. уже младший современник сщмч. Иринея Тертуллиан утверждал, что любая вода освящается, «как только призывается Бог», и, следовательно, подходит для совершения таинства, тем более что сама природа воды освящена после Крещения Господа в Иордане (Tertull. De bapt. 4; ср.: Ign. Eph. 18. 2).
Согласно свт. Василию Великому, крещальное водоосвящения есть древнейшее устное предание Церкви (Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 27). О крещальном водоосвящении упоминает «Апостольское предание» (гл. 21), один из самых ранних литургико-канонических памятников (III в.); подробности совершения водоосвящения в этом памятнике не приводятся. Призывания Бога или Божественной благодати над крещальной водой и елеем встречаются в апокрифических Деяниях II–III вв. (напр., апостолов Фомы и Иоанна – Klijn. 1963; Brock. 1974). Некоторые из древнейших известий о крещальном водоосвящении относятся к обрядам, принятым среди еретиков (Iren. Adv. haer. 1. 21. 6; Clem. Alex. Exc. Theod. 82).
О молитвенном призывании Св. Духа над водой Крещения повествуют уже мн. отцы IV–V вв. (Сyr. Hieros. Catech. 3. 3; Greg. Nyss. Adv. eos.; idem. Or. catech. 33, 34; Ambr. Mediol. De myst. 4. 19; idem. De Spirit. Sanct. 1. 7. 88; idem. De sacr. 1. 5. 15; Aug. In Ioan. 80. 3); некоторые авторы говорят о призывании при водоосвящении не Св. Духа, а Пресвятой Троицы (Theodoret. In Ep. 1 ad Cor. 6. 11) или просто об освящении воды во имя Пресвятой Троицы (The Liturgical Homilies of Narsai / Ed. R. H. Connolly. Camb., 1909. P. 50); встречаются и указания на освящение воды Самим Христом (Optat. De schism. donat. 3. 2; см. ст. Логос-эпиклеза).
Уже в IV в. молитвы крещального водоосвящения на Востоке были письменно зафиксированы (напр., Serap. Thmuit. Euch. 7; Const. Ap. VII 43). На Западе это, вероятно, случилось несколько позднее – из слов блж. Августина (Aug. De bapt. contr. donat. 3. 10. 15; 5. 20. 28) следует, что к кон. IV в. лат. формула освящения воды еще не была окончательно утверждена. Кроме молитвы в состав крещального водоосвящения вошли помазание воды освященным елеем (или же св. миром – см., напр., Areop. EH. 4. 10), осенение воды крестом (Aug. Serm. 352. 1. 4; Vict. Viten. De persecut. Vandal. 2. 17), дуновение, прикосновение и др.
В частности, в византийской традиции крещальное водоосвящение состоит из водосвятной молитвы и помазания воды освященным елеем; перед молитвой совершается каждение и произносится мирная ектения с дополнительными прошениями об освящении воды и о крещаемом, во время которой священник читает молитву о своем недостоинстве (в случае совершения Крещения над умирающим (чин Крещения «страха ради смертного») каждение, ектения и молитва священника о себе опускаются).
В православных богослужебных книгах содержатся продолжительная и краткая водосвятные молитвы Крещения. Обе известны у нехалкидонитов различных традиций, что указывает на происхождение молитв до VI в. 1-ю из них совр. рус. Требник предписывает использовать в обычном случае, 2-ю – в случае Крещения «страха ради смертного»; однако древние рукописи Требника (напр., РНБ. Греч. 226, X в.; Athen. Gr. 662, XIII в.; РНБ. Гильф. 21, XIII–XIV вв.; БАН. 13. 6. 3, XVI в.) дозволяли священнику избирать для крещального В. любую из этих молитв по собственному усмотрению. У сиро-яковитов версия 1-й молитвы несколько отличная от визант., используется как молитва В. на праздник Богоявления (Scheidt. 1935; du Boullay, Khouri-Sarkis. 1959), а в крещальный чин входит 2-я (Brock. 1971). Взаимозаменяемость молитв в рукописях визант. крещального чина и использование 2-й из них в сиро-яковитском чине, вероятно, указывают на то, что ок. VI в. в визант. традиции (ркп. визант. Евхология этого времени не сохр.) использовалась 2-я молитва, а 1-я (частично совпадающая со 2-й и, возможно, являющаяся ее переработкой) поначалу предназначалась не для крещального, а для богоявленского В. Возможно также, что наличие 2 альтернативных молитв связано с 2 источниками традиции (напр., малоазийской и сир.). К VIII в. и в крещальном чине 2-я молитва была вытеснена 1-й; еще несколько веков после этого допускалось использование при Крещении любой из них, пока 2-я молитва не была окончательно закреплена только в чине Крещения «страха ради смертного».
Структурно 2-я молитва, известная в греч. и сир. версиях, состоит из нескольких разделов. В 1-м содержится восхваление Бога за творение мира и подчеркивается роль воды как важнейшего первоэлемента тварного мира; во 2-м испрашивается Божие благословение воде Крещения; на словах «Яко имя Твое Господи призвах, чудное и славное, и страшное противным» современный Требник обрывает молитву. Однако древние рукописи (напр., РНБ. Греч. 226; Athen. Gr. 662; РНБ. Гильф. 21 и др.) указывают не обрывать молитву на этих словах, а переходить к заключительной части молитвы, состоящей из: апотропеических экзорцизмов (рубрика совр. Требника предписывает иерею в начале экзорцизмов трижды знаменовать воду, погружая в нее пальцы, а затем дунуть на нее); повторения прошения о воде; цитат из Ис 1. 16 и Ин 3. 5–7 в качестве locus theologicus (т. е. библейско-богословского обоснования прошения); прошения о крещаемом; заключительного славословия. Т. о., молитва водоосвящения проявляет структурное и содержательное сходство с центральной молитвой Евхаристии – анафорой: молитва начинается с рассказа о сотворении мира и переходит к прошению освятить вещество таинства (причем в качестве основания прошения приводится библейская цитата, функционально аналогичная рассказу о Тайной вечере в анафоре), а также тех, ради кого освящается это вещество.
В еще большей степени структуру анафоры повторяет 1-я молитва, известная помимо греч. в сир., копт., эфиоп., арм. (с рядом вставок) версиях. Здесь между рассказом о сотворении мира и прошениями о воде помещены также рассказы об ангельском славословии на небесах, о домостроительстве совершенного Христом спасения и эпиклетическое моление о нисшествии Св. Духа на воду; в копт. и эфиоп. версиях молитвы рассказ об ангельском славословии включает в свой состав и саму песнь «Свят, свят, свят...» (Scheidt. S. 15), т. е. Sanctus. Тем самым порядок разделов молитвы почти полностью соответствует порядку разделов в анафорах малоазийско-сир. («анатолийского») типа: рассказ о сотворении мира (аналог praefatio анафоры), рассказ об ангельском славословии (аналог Sanctus), рассказ о домостроительстве спасения (аналог post-Sanctus), прошение о воде (аналог эпиклезы), апотропеический раздел, locus theologicus (Ис 1. 16 и ссылка на Ин 3. 5–7; аналог institutio), прошение о крещаемом (аналог intercessio), заключительное славословие. Структурные отличия молитвы В. от анафоры – присутствие апотропеических экзорцизмов (сведения по истории и богословскому осмыслению подобных экзорцизмов в чине Крещения см., напр., в кн.: Kelly. 1985) и положение locus theologicus.
Высота таинства Крещения подчеркивается уподоблением молитвы крещального В. анафоре не только в визант. богослужении, в римском обряде она также напоминает канон мессы (Scheidt. S. 57–62). В сир., арм., копт., эфиоп. традициях, где молитвы крещального В., как правило, короче принятых в этих традициях анафор (хотя в целом и соответствуют им по структуре), к анафорам близки центральные молитвы В. на праздник Богоявления, которые в сиро-яковитской, копт., эфиоп., арм. традициях соответствуют малоазийско-сир. анафоральному типу, а в маронитской традиции – восточно-сир. анафоральному типу (поскольку у тех первоначально основной анафорой была, видимо, 3-я анафора ап. Петра восточно-сир. типа; см.: Sauget. 1959). Возможно, именно тенденцию уподоблять молитву В. анафоре имел в виду монофизитский автор кон. VII в. Иаков Эдесский, осуждавший тех, кто вводил в чин богоявленского В. элементы литургии (Brock. 1970).
Т. о., на особую святость воды Крещения указывает не только величие таинства, но и чин крещального В., имеющий ряд особенностей, сближающих его с порядком освящения Св. Даров Евхаристии: Водоосвящение начинается с литургийного возгласа «Благословенно Царство:», каждения и молитвы священника о своем недостоинстве, а его молитва В. составлена по образу анафоры. Чин Крещения (и, в частности, крещального В.) уподобляется Божественной литургии и в том, что Номоканон при Большом Требнике предписывает священнику совершать Крещение, как и литургию, натощак, а также не крестить без необходимости в будние дни Великого поста (Требник большой. Гл. 206, 207. Л. 292). По причине особой святости вода Крещения называется великой агиасмой, после совершения Крещения она может быть вылита только в непопираемое место (Там же. Гл. 199. Л. 291–291 об.).
Великим в Православной Церкви называют В. на праздник Крещения Господня (Богоявления) 6 янв., имеющий близкий к крещальному В. порядок. Богоявленское В. известно во всех вост. литургических традициях, кроме восточно-сирийской (de Puniet. 1910), и совершается в память об освящении вод р. Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой. и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. Christi. 2). Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о поклонении р. Нил и др. рекам в день 6 янв., когда вода меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30). Феодор Чтец в «Церковной истории» (II 48) пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 488) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника.
К VI в. чин богоявленского В. уже был общепринятым на Востоке (за исключением Персии). В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.), в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594–603).
Согласно современному православным богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления.
(По материалам одноименной статьи IX тома «Православной энциклопедии»)