Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
17 Февраля 2010

17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, в Свято-Вознесенском соборе Архиерейского подворья было совершено уставное последование утрени, часов и изобразительных. Затем клирики собора совершили первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Вопрос о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров является трудным потому что самые ранние свидетельства о ее существовании относятся к началу VII века, одно из них — в «Пасхальной хронике», рассказывает оно о совершении службы с причащением преждеосвященными дарами. В древнейшей из сохранившихся рукописей византийского Евхология-Служебника (рукопись Ватиканской библиотеки Barberini. gr. 336, конец VIII в.) приводятся молитвы чина Литургии Преждеосвященных Даров, не называемые «Литургией», но лишь «преждеосвященными». Приведенное в этом Евхологии богослужение совершалось вечером, «во светильничное же, после чтений и «Да исправится», и «Господи, помилуй», бывает молитва оглашенных при [совершении] Преждеосвященных». Под «чтениями» подразумеваются паремии на вечернях Великого поста; усиленное чтение Ветхого Завета за великопостным богослужением обусловлено древним обычаем подготовки оглашаемых к принятию Крещения в Великую субботу или на Пасху; епископы и пресвитеры читали оглашаемым Священное Писание и произносили огласительные поучения. Святитель Иоанн Златоуст упоминает о том, что огласительные наставления сопровождались обрядом возжжения светильников, необходимого ввиду того, что наставления продолжались до вечера. Этот обряд в современной нам практике заключается в том, что иерей, выйдя из алтаря со светильником в руках, обращается к народу со словами: «Свет Христов просвещает всех».

Особенностями совершения Литургии Преждеосвященных Даров можно назвать: поучения оглашенным и готовящимся к принятию Крещения, начинавшиеся во второй половине дня и длившиеся до наступления вечера; возглашение «Свет Христов просвещает всех» и древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание; исполнение вечернего («светильничного») 140-го псалма «Да исправится молитва моя». К этим элементам было присоединено Причащение, которое стало общецерковным . В Константинополе это, вероятно, произошло между 531-536 годами в правление святого императора Юстиниана. В Константинополе вошло в обычай частое совершение Литургии Преждеосвященных Даров — так, святой патриарх Никифор Исповедник предписывал совершать Литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую пятницу. Согласно константинопольскому Студийско-Алексиевскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV века, эта Литургия совершалась в среду и пятницу сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу.