Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
13 Марта 2010

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. Это поминовение готовит и предвозвещает субботу Лазарева Воскресения и Великую и Святую Субботу Страстной недели.

Так называемые родительские субботы есть не что иное, как особенные дни всеобщего поминовения усопших. Панихиды по нашим почившим сродникам совершаются, в числе прочего, и во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста, последняя из них прошла сегодня – 13 марта.

«Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас» (Иоанн Златоуст)

Ты не оставишь души моей в аде(Пс. 15, 10)

Христиане, зная о бессмертии души, будущем всеобщем Воскресении и Страшном Суде, постоянно молятся за усопших. К этому нас обязывает долг любви: участь умерших нам неизвестна, но молитва о них и им может принести облегчение, и нам будет, несомненно, полезна. Если же те, за кого мы молимся, угодили Богу, они молятся о нас перед Его престолом. Все мы — живые и усопшие — члены единой Церкви; умершие остаются нашими ближними, сохраняется наш союз любви и общения. Поэтому молитва за усопших нужна нам, может быть, не меньше, чем им самим.

Церковь поминает усопших на каждой литургии; особые заупокойные молитвы читаются по субботам; кроме того, установлено восемь дней для усиленной молитвы об умерших. Три из них — родительские субботы второй, третьей и четвертой недель (седмиц) Великого поста (остальные субботы Великого поста также имеют свои особые посвящения).

В смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?(Пс. 6, 6)

Причина установления великопостных родительских суббот — подвиг, который совершают в это время христиане воздержанием и усиленной молитвой. Но если он не будет сопровождаться взаимной любовью, то потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели. Потому Церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь, в том числе между живыми, святыми и несовершенными усопшими.

Основанием для учреждения родительских суббот в Великий пост стало также и то, что полная литургия с поминовением живых и мертвых служится в это время только по субботам и воскресениям. Наши умершие близкие в этот период лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. Чтобы восполнить это, в родительские субботы совершается усиленное моление.

Особенностью службы — утрени каждой из трех родительских суббот, совершаемой обыкновенно в пятницу вечером, — будет чтение части Псалтири, 17-й кафизмы, которая начинается словами «Блажени непорочнии в путь…» (Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем — Пс. 118, 1). Когда священник читает первую часть кафизмы, хор негромко припевает к каждому стиху псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Во время чтения второй части кафизмы звучит припев: «Спасе, спаси мя». После чтения Псалтири поминаются все усопшие. Утром в субботу на литургии мы также услышим заупокойные молитвы; об участи умерших будут говорить нам и чтения из апостольских посланий и Евангелия.

Души их во благих водворятся

Православные собираются на эти умилительные богослужения, чтобы горячо помолиться о тех, кто сам уже не может принести покаяния за свои грехи. Обычай поминать усопших установился еще с апостольских времен. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». В предании Церкви имеется много примеров, когда усердная молитва за усопших избавляла их от мучительного загробного состояния. И каждый из нас утешается тем, что пока есть Церковь на земле, может измениться с ее помощью участь тех, кто уже предстал перед Судом Божиим.

В народном благочестии глубокое отклонение от подлинного смысла христианской веры сделало смерть черной. Это выражается черными траурными одеждами на похоронах и панихидах. Однако мы должны знать, что для христианина цвет смерти - белый. Молиться за умерших - не означает скорбеть и печалиться.