Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

1 Июня 2010

8 день пути Симбирского Крестного хода из Свято-Богородице Казанского Жадовского мужского монастыря с чудотворной иконой Казанской Жадовской Божией Матери

1.06.2010.село Лава. р.п. Сурское. село Ждамирово. село Хмелевка. село Теньковка. п. Арское

1 июня 2010г. Батюшка Георгий Шенгур, настоятель Никольского храма в Сурском разбудил нас в пять утра. Опять внемаршрутное паломничество. Поехали за тридцать километров в село Лава.

Там местный житель строит храм. Строит сам, опираясь на силы нескольких оставшихся в деревне мужиков, помогающих ему. Работают теперь всем селом. Сейчас, когда поверили в то, что храм будет. А тогда в далеком 1996-м никто из местных не думал, что такое возможно. Никак не хотел глубоко верующий храмостроитель, положивший всю свою нынешнюю жизнь на построение местной церкви, беседовать со мной. Пришлось сказать, что я от Владыки, приехал разобраться и еще более того, запечатлеть все происходящее для истории симбирской епархии. Сказал, что так положено, и он никуда от этого не денется. Иначе не полагается. А он все твердил, что хвалиться пока нечем, вот когда построим, когда освятим и откроем, вот тогда… Но говорит: «Я до этого не доживу, так мне во сне поведано». Я просил уважаемого не верить снам, а надеяться на доброе, желал ему многая лета.

Возможно, так и продолжал бы он строить свой храм в тиши и глуши полу заброшенной симбирской деревеньки, когда бы в епархию не пришла на него кляуза от местной старушки. Писала она про то, что «некий 64-летний житель их деревни строит храм уже пятнадцать лет и конца и краю этой стройке нету, и толку мало видно». Ранним утром 22 мая 2010 года приезжал сам Владыка Прокл разбираться, поначалу настроенный настороженно к строителю: «Что так долго строишь? Народ возмущается, не по силам тебе это - не строил бы совсем!» А разобрались, так народ одобряет восстановление храма на месте разобранной в 1955-м году по приказу безбожной власти старой церкви, и сам вместе с ним его и строит.

И здание уже почти готово, и кровля, и купол ладный высится над селом. И проект выбран по прообразу прежнего, утраченного храма Ведения во храм Пресвятой Богородицы. Сломанный храм имел колокольню высотой 36-ть метров! А еще выяснилось, что тот старый храм строил прадед его, нынешнего строителя Блинкова Николая Григорьевича, и звали его Михаил Петрович Блинков. Разгорячился он со мной в разговоре, все не хотел душу открывать: «Рано еще!» «Вот,- обмолвился,- видел бы ты, как работаю порой на крыше, а падает у меня молоток от усталости из рук и летит он не вниз, а вверх к небу и опять мне в руки! Вот такие чудеса здесь! Уж не знаю, от кого они! Но было такое несколько раз!» Мы поднимались с Николаем под самую крышу, осматривали конструкцию церкви, купол, балки и леса. Вокруг храма аккуратно по-хозяйски, как на картинке сложены балки и доски, в красивые штабеля, на прокладочки. Видно, что все достается с большим трудом и бережется особенно. Под самым куполом строящейся части укреплена икона Божией Матери Неопалимая Купина: «Она, Заступница, бережет храм от пожара! Матушка, миленькая! Прости, Христа ради, что я до сих пор держу Тебя здесь, родненькая Ты моя! Прости, защищай нас».

Кто-то из стариков принес литовку и наводит порядок вокруг территории, говорит: «Чтобы было пристойно и достойно!» Случайно в разговоре я упомянул о войне, о памяти воинам павшим, а Николай вдруг нечаянно заговорил стихами, не останавливаясь, скороговоркой прочел о страданиях и мучениях, о жизни и памяти, и потом, опомнившись, что перешел на тему, запрещенную им самому же себе, признался, что пишет стихи.

Я приведу несколько записанных строчек этих прекрасных стихов, прочитанных в седьмой день крестного пути Николаем, строящим храм. Записано не дословно, поэтому, привожу только отдельные фразы и мысли из услышанного, поразившего меня своей чистотой, глубиной и непохожим ни на какие другие стихи:

«Если бы видели вы: как горит там напалм,

Если бы видели: сколько бессмысленных жертв видел я там…

Но мальчишки наши кладут головы … там

И таких же мальчишек прибирают к рукам,… там…

…Их горячих и пьяных не унять на словах,

Нет солдат без знамя, …

И приносят их к нам во гробах на руках…

Мало что ли вам моря крови пролитой там?

Вот подумай, об этом скорей, человек,

И зеленым беретам положите конец,

Чтобы не было крови, чтобы не было боли,

Чтобы не было бессмысленных войн,

Чтобы с радостью жили все на селе,

Чтобы горе забыли в городах на земле…

Чтобы атом заразный мирным стал на века,

Чтобы праздновал разум на века, на века…»

Очень просил его почитать что-нибудь духовное, но он со слезой на глазах и с улыбкой на устах просил больше не мучить его и отпустить помолиться перед чудотворным образом: «Я ведь пропуш-щ-ш-щу всю молитву!» Ушел. И простоял на коленях перед иконой до конца службы. После молебна с акафистом все сельчане вышли из храма, встали на колени вокруг, ждали, когда над ними понесут чудотворный образ Божией Матери. Подходил к десяткам людей. Просил высказать свое мнение к храму, к человеку Николаю. Уважают его и любят, доверяют ему и будут помогать строить храм, - вот общее решение этого православного праздника.

Николай знает и приглашал к себе не раз благочинного округа отца Николая Шитова, ныне архимандрита Адриана. И отец Адриан несколько раз приезжал в Лаву,- советовал, принимал решения, благословлял новые дела. «Батюшка, приезжай, я опять заплутался!», просит приехать благочинного Николай. Приедет, на какой-то период объем работ оговорят, созваниваются, обсуждают. Потом опять приезжает, смотрит. «Начинали храм делать, когда в селе было семьсот двадцать человек народу, а сейчас осталось двадцать пять способных работать. Всё наши правители развалили в государстве! Ни жизни, ни работы! Я говорю Владыке: мой прадед строил храм шестнадцать лет, но тогда были помещики, и тогда было всё!»

Сразу, не заезжая в Никольский храм Сурского, поехали на Никольскую гору.

В Часовне Николая Угодника отслужили молебен с акафистом, обошли с иконой всю гору,

успели до восьми часов утра и скоро были опять в престольной церкви райцентра.

Многие паломники ходили на гору пешком, купались в родниках, принесли воды из источника, угощали нас. Дай Бог, многая и благая лета отцу Георгию и матушке Юлии, их деткам! Отец написал диплом в семинарию по Никольской горе, скоро защита, молимся за него! Спаси Господи.

Летописец Крестного хода Нафанаил.