Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

Источник информации: Симбирская митрополия
14 Мая 2015

12 мая 2015 года В зале собралось более 80 педагогов города и области. Основная тема беседы - необходимость преподавания в школе предмета Основы Православной культуры.

«Посмотрите, что сейчас происходит в школе, - обратился к собравшимся митрополит Феофан. – Дети потеряли уважение к учителям. Педагог уже не имеет права сказать одернуть, или сказать слово, потому что сразу же бежит второй и снимает это все на мобильный, а затем мама его идет в прокуратуру.

И это стремление к введению ювенальной юстиции может слишком дорого обойтись обществу. Вы, педагоги, в первую очередь столкнетесь с этой «дубиной», которая будет работать против вас. Но такие ценности не приемлемы в нашем обществе. Взять хотя бы эти однополые браки. В какой-то степени их принятие или непринятие стало критерием оценки: «Ах, вы не принимаете, значит, вы – недоразвитые, отсталые, дремучие». Да, мы против того, чтоб извращалась природа человека. Мы против «гражданских браков». Нам говорят: «Ну, пусть поживут, примеряются, не понравится – разойдутся». Что это перчатки, чтоб примериваться? Взаимоотношения мужчины и женщины – великая тайна.

Самое опасное, когда ненормальное явление стараются внедрить в норму закона. В таком случае, мы бессильны, поскольку к аномалии общество начинает привыкать. И я вам скажу без патетики – в ваших руках будущее нашей страны! Кого мы воспитаем, - гражданина, патриота или развращенного молодого циника.

Я подвожу к нравственному и религиозному состоянию наших детей. Шли споры о том, надо или не надо вводить Основы Православной культуры. Но опыт показал другое: не хочешь кормить свою армию, - будешь кормить чужую. Так и здесь. Не будем знать свою культуру, - на ее место придет другая. Нет пустоты в мире. И сейчас главный вектор борьбы – за души людей. Посмотрите, с какой интенсивностью и натиском, особенно, когда рухнули границы Советского Союза, к нам устремились секты всех мастей. И двинули к нам в школы. Казалось бы, всё начинается с благих намерений: то компьютер принесут, то микроволновку… Вы только пустите нас в школу, а мы организуем летний лагерь. Но присмотришься, а что же прививают в этом лагере? Понятия, что Родина – не главное, быть патриотом – зазорно. Попутно собираются все данные о родных и близких. А посмотришь, откуда компьютер, окажется – зарубежные инвестиции, которые работают на подрыв нашего общества изнутри.

Как определяется культурный уровень человека? Знанием истории своей страны, традиционной культуры и веры. Наверное, вам известно, что я много лет проработал за рубежом в разных странах. В 77-м начал с Израиля, затем Аргентина и вся Латинская Америка, которую исколесил вдоль и поперек, снова ближний Восток, Египет и вся Африка, Сирия и другие.

Обратите внимание – «Исламское государство». Сейчас всё мировое сообщество борется. И трудно приходится. В чем их сила? В религиозных убеждениях. Я был на Кавказе почти 10 лет, и всегда задавал себе вопрос, почему они так крепко стоят за свою страну, за свой народ? Вера.

Посмотрите, как стремительно начинает расти ислам. Мы дружно хотим со всеми жить, но если мы не сохраним свою историю, культуру и веру, конец у нас будет не очень радостный. Какие же ценности мы будем защищать, если вера – не нужное дело, а историю можно переписать?.. Им бы хотелось и народ весь взять и поменять. А пока нас много, это будет трудно сделать даже великим нашим недругам. Но работа идет. Поэтому, когда мы ведем речь о нравственном религиозном воспитании, то мы должны понимать – это уже не шуточки.

Я много раз говорил, - никуда Церковь не вмешивается и ничего никому не навязывает. Мы со своим народом. И задача одна: чтобы дети наши не были Иванами, родства не помнящими. Чтобы наши дети не проявляли варварства, не зная своих культурных основ, чтобы имели нравственные ориентиры. Иначе социологи будут получать страшные ответы на вопрос, «кем ты хочешь стать?» «Киллером». «Почему?» «Богатым хочу быть». Или еще один путь к «богатству» - стать «девочкой с сумочкой», продавать себя. «А где твоя Родина?» «Там, где мне будет лучше».

Нам это надо? Мы превращаемся в дикую толпу, размытую кисельную массу. Это делали из нас, начиная с перестроечных годов, заканчивая днем сегодняшним, через все доступные и недоступные средства.

После развала Советского Союза поляк американец Збигнев Бжезинский заявил: «Теперь у нас остался один враг – Русская Православная Церковь. Я призываю американский сенат не жалеть денег, для того, чтобы развалить Церковь».

И посмотрите, ни на кого так не обращают внимания, как на служителей Церкви, стараясь поддеть в чем-либо. Поехал на осле – какой архаичный человек, поехал на чем-то более серьезном – роскошествует. Начинают задавать вопросы: зачем им дорогое красивое облачение? Можно что-то и попроще.  Зачем иконостас с позолотой? Нас хотят загнать в некое гетто. И для этого есть искусная четкая политика тех, кто не очень любит Россию.

9 мая состоялся марш Бессмертного полка. На западе это многих заставит задуматься и поменять свою политику против России. Она будет более утонченной и менее наглой.

И когда мы говорим о присутствии не Церкви в школе, а предмета Основы Православной культуры, необходимо понимать всю важность этой задачи. Когда ребенок со школьной скамьи слышит о Куликовской битве, будет знать, что там Дмитрий Донской, а за ним – Сергий Радонежский, а сим и знаменитый Андрей Рублев. Это же целый пласт, и патриотизма, и военной доблести, и духовного лидерства, и вершина культуры. Что сказал Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». Значит, правда для молодой души будет основополагающей.

Еще пугают: «Всё! Идет клерикализация школы». Повторяю – это никакой не религиозный предмет. Это предмет о нашей духовной культуре. Что плохого в том, что ребенок узнает о заповедях: не лги, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не изменяй жене своей, чти отца и мать свою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

Обратите внимание на последнюю заповедь. Эта традиция и по сей день очень сильна в мусульманских странах и у нас на Кавказе. Там нет брошенных стариков, нет брошенных детей и детских домов. А насм говорят, что «детей рожать – нищету плодить». Они рожают – и ничего, без нищеты живут, еще и нас заполонили. А мы рожать - не рожаем, воспитывать - не хотим, стариков бросили в деревне. Даже картошку посадить помочь нам некогда. А вот приехать из города забрать мешочек, это - пожалуйста.

Это нарушение родовой связи, в конечном счете, разрушило традиции. Если вернуться к заповеди, и вспомнить: «долголетен будешь на земле». Пойдемте на кладбище, посмотрим на могилы. Те, что родились в 1900-х годах и пережили ужасы революции, гражданской войны, раскулачивание, репрессии, годы Великой Отечественной, прожили до 80-ти и больше. А посмотрите на сытые послевоенные 60-е и 70-е годы, и ужасу даешься: кладбище молодеет. Причина тому – нравственная и духовная пустота. Бросили родителей. Вот вам и связь заповедей с реальной жизнью.

Вспомним седьмую заповедь: не прелюбодействуй. У нас это стало легким движением ветерка, так, мимоходом. Отсюда нет нормальной семьи и нормальных детей. Отсюда развод после первых двух-трех недель совместной жизни. Потому, что нет понимания, что «да будет двуедина плоть». Союз мужчины и женщины – это не некая услада и физиология. В Евангелие сказано: «Носите тяготы друг друга».

Как это понимать? Ведь каждый в паре имеет свои сильные и слабые стороны, и нужно научиться видеть человека таким, какой он есть, и сделать, чтоб негативное уходило, а связующее понимание росло.

Если мы хотим выжить, сохранить свои семьи, хотим видеть нормальными своих детей, без «сумочек», шприца в руке или бутылки пива, должны понимать, что наши традиции, в том числе религиозные, отнюдь не архаика, а то, чем жила и сильна была Россия. Вера наших отцов – это нравственная прививка для молодежи.

Я вырос в глубоко религиозной семье. Это было трудно, но мы соблюдали праздники, постились, молились. Нас было пятеро братьев и одна сестра. В юности я был обыкновенный, нормальный. Кажется, не похож на зашоренного и по сей день. Когда вырос, был в армии, кстати, здесь в Ульяновске, затем учился в институте, смотрел на своих ровесников, и мне казалось, что они такие свободные ребята, а я ограничен запретами. Иногда мне вместе с ними хотелось попробовать этой свободной жизни, но доходив до определенной грани, я осекался: «ну как же так, ведь учили в семье, что так нельзя!» И эта детская вера сохраняла меня нравственно. Я никогда этого не забуду.

В таких случаях я вспоминают одно четверостишье: «Но ты хотя б однажды в мире,/ Когда он спит или кипит, / Остановись, как лошадь в мыле, / Почуяв пропасть у копыт!»

Вот и мы, часто несемся в пропасть, не ведая куда. Чего сейчас не хватает молодому поколению? Нравственных ориентиров. В школе можно дать знания, но если не дать нравственных ориентиров, то очень легко их будет сбить с пути».

Владыка Феофан также ответил на вопросы педагогов из зала.

«Владыка, какой порог нашего общества Вас больше всего огорчает?»

«Такой не один. У всех на слуху пьянство и разврат. Приходят на исповедь женщины, интеллигентные, начинаешь их спрашивать о детях, и тут снова этот пресловутый «гражданский брак». Стерлась грань стыда, грань чистоты. И это выхолащивает. Сначала всё примеряются, а потом, к 30-ти годам мужчина уже измотан, да и женщина тоже, и хотелось родить, а уже не рожается. Не говоря уже о том, что искалечена нравственная сущность. О пьянстве и говорить не приходится.

«Какова сегодня система взаимодействия Православия с другими религиями, присутствующими на территории Ульяновской области?»

«У меня совершенно нормальное отношение к носителям других традиционных религий. В основном это традиционный ислам. А что касается сект – негативное. Эти квазирелигии во многом чужды нам и опасны, особенно сейчас, в период невидимых войн. Если у них центр в Бруклине или Нью-Йорке, и оттуда идет финансирование, то всё сразу понятно: кто платит, тот и заказывает. И если мы опрометчиво отдаем своих детей под голливудские улыбки, потом получаем Болотные и Майданы.

Яценюк – пастор. Турчинов – пастор. Интересно, правда? Вот эта сектантская религиозная составляющая очень сильно поработала на Украине.

К традиционному исламу и мусульманам у маня по-человечески очень доброе отношение. Когда я был на Кавказе, где ислам является основной религией, было решено воссоздать институт старейшин, куда должны были войти с каждой республики, субъекта федерации по одному человеку. И все были мусульмане, один я православный. Но старейшины решили избрать председателем старейшин Кавказа Владыку Феофана, потому что будет объективное отношение.

Нужно помнить, - все мы живем в одном доме, и не будет никаких столкновений. А вот если мы не будем уважать свою религию, - тогда будет. Если мы хотим межэтнического мира и понимания, то, не зная истоков и сущности своей религии, ты очень легко можешь стать на путь экстремизма по отношению к носителям другой культуры и веры».

«Одной из острых проблем на сегодня, является проблема социального сиротства. Несмотря на мирное время, количество социальных сирот продолжает расти. Видите ли вы место Церкви в решении этой проблемы?»

«Конечно, вижу. Социальное сиротство – это нравственное уродство общества. Я как-то был приглашен на всероссийский съезд руководителей детских домов. В качестве «свадебного генерала» меня попросили поприветствовать участников. Я сказал: «Можно я сначала послушаю, а потом обращусь».

Но когда начали говорить, я ужаснулся. Руководители детских домов начали хвалиться, как увеличивается число койко-мест, какие у них чистые туалеты и как они хорошо кормят сирот. Тогда я встал и сказал: «Что мы делаем? Мы зачем здесь собрались? Чтобы обсудить проблему бездомных детей. Нужно найти корень – почему дети продолжают поступать!»

Я также сказал им, что хотел бы дожить до того момента, когда закроют последний детский дом, а они все будут работать в других местах. Это будет свидетельство того, что общество выздоровело, и главное – забота о рожденных детях. Но это не возможно без духовной составляющей, иначе бы так легко не отказывались от своих малышей в роддомах, не выбрасывали бы их, не убивали во чреве.

Печально, что и общественное мнение, стало таково, что аборт – не есть что-то страшное. Пока мы не признаем, что бросить своего ребенка является преступлением, строго осуждаемым в обществе, нам не хватит никаких детских домов, никаких денег, ни людских ресурсов. Нужно начинать работу нравственного характера.

Я предложил губернатору создать кризисные центры для беременных, и Сергей Иванович поддержал эту идею. Суть такова: в каждом районе города одна-две квартиры, где размещается девушка, попавшая в трудную жизненную ситуацию, и готовая уже отказаться от зачатого ребенка. Врач говорит – делай аборт, дома тоже атмосфера не очень – стыдно от людей, молодая еще. И часто решают ребенка выкинуть. Вот пришла она в этот центр, побыла там, в спокойной обстановке, родила, покормила грудью, поняла, что это её дитя,  и глядишь – не отдаст уже своего сына или дочку в детдом.

Вот наша задача, и Церкви в том числе. Конечно, не может Церковь взвалить на себя обще социальные государственные проблемы, но решать их необходимо сообща. Хватит делиться на «мы» и «вы». Есть общая беда, есть наши дети, и вместе надо бороться. И всё получится.

Возвращаясь к нашей теме, нужно понять, что предмет Основы Православной культуры должен стать интересным и для преподавателей, в первую очередь. Но, чтобы он стал интересным – надо вникать в суть того, что ты несешь детям.

Не хочется больше экспериментов и раздора, хочется просто порадоваться вместе с нашим Бессмертным полком нашему патриотическому подъему. С Днем Победы!»

Пресс-служба Симбирской митрополии