Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

Источник информации: Симбирская митрополия
14 Мая 2015

Митрополит Феофан подвел итоги года своего служения на Симбирской земле в интервью с корреспондентом портала "Медиа73"

30 мая 2014 года Симбирскую митрополию возглавил Владыка Феофан. Спустя почти год корреспондент новостного интернет-сайта "Медиа73" Алексей Хорошилов встретился с Главой митрополии, чтобы обсудить проделанную работу. Беседа с Владыкой не ограничилась вопросами строительства Спасо-Вознесенского кафедрального собора и приезда Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Лейтмотивом интервью стала проблема душ и умов, духа и менталитета жителей Ульяновской области.

 

– Владыка, скоро будет год, как Вы возглавили Симбирскую митрополию. Хотелось бы подвести своеобразный итог: что удалось, каковы основные достижения и правильный ли был выбран курс?

– Год был для меня самый насыщенный. Когда я ехал сюда, некоторые мои знакомые, друзья, родственники говорили: «Наконец-то ты немного отдохнёшь. Небольшая область, спокойный регион». Но получилось всё наоборот.

Когда я приехал, я понял, что здесь непаханое поле и предстоит сделать очень многое.

Конечно, одна из главных задач была - кафедральный собор. Кто-то скажет, что собор стоял ещё до моего приезда и все практически было готово. Да, стены были, но это слова тех, кто не разбирается в соборостроительстве. Не было убранства, одной из самых ёмких в экономическом плане частей собора. Вдобавок, его создание – это ещё и искусство, где должны присутствовать и элементы культуры. Писать икону, резать иконостас непросто.

Параллельно шла работа в самых различных плоскостях, и главная ее цель: быть с народом. В этом направлении сделано было очень многое: православные соборы, поездки по области, встречи с населением по различным вопросам, посещение школ, детских домов – всё это консолидировало общество.

– Церковь должна стать ближе к народу?

– Я давно определил, что церковь ни в коем случае не должна ограничивать свою деятельность стенами храма. Надо идти в народ. И я шёл. Шёл на автозавод общаться с работниками, много раз посещал нашу десантную 31 бригаду, шёл на встречи с педагогами, когда надо было объяснить, почему мы хотим, чтобы основы традиционных религий были в наших школах. Мы не должны потерять наши корни, наши девочки не должны стоять с сумочками на дорогах, мы должны уйти от наркотиков и пьянства, не должны бросать детей, ещё не успевших родиться, должны помнить своих родителей.

Если не будет нравственной закваски, которая тесно соприкасается с религией, мы ничего не добьёмся.

– Так что же нужно делать? И что делает для достижения этих целей церковь?

– Мне сегодня учителя задали вопрос: «Что может сделать Церковь, чтобы приостановить рост социального сиротства?» Мы не решим эту проблему, строя детские дома или забирая брошенных детей в семьи. Это борьба со следствием, а надо менять менталитет общества и ценностные ориентиры. Родители – это святое, дети – главная ценность.

И государству, и обществу, и бизнесу не нужно жалеть средств и вкладывать их в нравственное оздоровление общества. В противном случае, те же деньги мы будем тратить на исковерканные судьбы людей, мы будем бороться со следствием и результата, как такового, будет мало.

Наша с губернатором инициатива – кризисные центры, где женщины, попавшие в трудную ситуацию, могли бы найти приют, психологическую помощь и человеческую заботу.

Я поставил твёрдую задачу, чтобы социальное служение Церкви было конкретным. Чтобы священники посещали больницу не только тогда, когда их позовут, но и совершали бы обход, как врачи, а с ними и волонтёры. Услышать слово священника для больного не менее важно, чем слово врача.

В воскресенье я побывал на игре «Зарница», организованной для воспитанников Воскресных школ в храме Святого Владимира в Заволжском районе. Замечательное мероприятие, чудесные ребята. Я считаю, что важно ходить самому на такие мероприятия, я и сам от них подпитываюсь, заряжаюсь хорошим настроением.

– В настоящее время ведётся активная работа по возвращению церковной собственности, воссозданию и реконструкции монастырей и храмов? Каковы успехи этой кампании?

– Возвращён основной корпус замечательного Спасского женского монастыря, ровесника Симбирска. Там уже возродилась монашеская жизнь. Построим храм, будем развивать, восстанавливать.

Идёт большая работа по открытию монастыря в Сурском, расположенном на горе святителя Николая. Я убеждён, что это будет один из самых почитаемых уголков не только в Симбирске, но и в России. Вскоре начнёт действовать монастырь на базе прихода святого Владимира в Заволжском районе.

– Не могу не спросить о корпусе медицинского факультета УлГУ…

– Раньше в нём было духовное училище, его построила Церковь, и оно по закону принадлежит Православной Церкви. Не надо создавать вокруг этого вопроса шума, пытаясь раздуть скандал. Я не сторонник ломать копья, я хочу, чтобы страсти утихли.

У нас есть государственные вузы. В округе все регионы имеют свои духовные семинарии, и только земля симбирская до сих пор лишена возможности самой готовить кадры для духовной сферы. У нас нет семинарии. Здание одной семинарии продали, а здание духовного училища занимает медицинский факультет. Поэтому мы не может поставить духовное образование на нужный уровень. Естественно, студенты-медики должны иметь собственный корпус, но и Церковь должна вернуть то, что принадлежит ей по праву.

Не надо никого пугать. Мы не будем ни с кем воевать. Кому-то хотелось бы этого, но общество должно быть единым. Мирный выход из сложных ситуаций всегда можно найти, но лучше сделать это раньше, чем затягивать решение данного вопроса.

– Как продвигается работа по восстановлению сельских храмов?

– Моя задача – сделать так называемую ревизию совместно с Министерством Культуры. Принят закон, который позволяет субъектам федерации выделять средства на восстановление памятников культуры и храмов. Мы не рушили эти храмы, у нас их отняли и разрушили, а потом спрашивают: «Почему вы их не восстанавливаете?» Их разрушило государство, значит, оно должно участвовать и в восстановлении. Губернатор Сергей Морозов это понимает и делает, что может, чтобы восстановить утраченные святыни. Это одна из приоритетных задач. Порушенные храмы – это немые обвинители нашего варварства. Если мы хотим быть цивилизованным народом, мы должны восстановить свои святыни, строить новые. Храмов и в самом Симбирске не хватает, их должно быть гораздо больше.

– В Спасо-Вознесенском соборе до сих пор ведутся отделочные работы. Успеете закончить к приезду Патриарха?

– Можете не сомневаться, успеем!

– Программа визита Патриарха объёмна. Какое мероприятие Вы посоветовали бы посетить ульяновцам в первую очередь?

– В первую очередь я приглашаю всех жителей Ульяновской области, а в особенности молодёжь, прийти 21 мая на торжественное освящение Спасо-Вознесенского собора. Места всем хватит, будут установлены два монитора для тех, кто не попадёт в храм, на них будет транслироваться служба с озвучкой. Самое главное – помолиться вместе со Святейшим Патриархом. Вдумайтесь, вы понесёте в свои дома личное благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви!

– Патриарх никогда не посещал Ульяновскую область. Что изменится после его визита?

– Должно измениться наше сознание. Должно появиться осознание необходимости консолидации, «невражды», осознание необходимости мобилизации для нравственного оздоровления общества, осознания того, что Симбирск – это не только родина вождя мировой революции, но ещё и родина Карамзина, Гончарова, Пластова. Посмотрите старые гравюры Симбирска – это замечательный православный духовный центр. И мы должны вернуться в лоно Православия. Мы не имеем право ассоциировать себя с атеизмом. Наши история и культура гораздо богаче, глубже, шире и духовнее.

– Способствовал ли заметный в последнее время всплеск патриотизма повышению интереса наших сограждан к православию?

– Я считаю, это взаимосвязанные явления. С одной стороны, рост интереса к церкви способствует росту патриотизма, с другой – патриотизм способствует росту интереса к церкви. Патриотизм – это внутренняя потребность нормального человека. Если нет этой потребности у индивидуума или в социуме, значит, больны и тот, и другойСлава Богу, когда я увидел «Бессмертный полк», когда миллионы вышли на улицы, я понял – мы выживем. Можно иметь хорошее вооружение, суперточные ракеты, но, если не будет духа, – это всего лишь груда металла. Выигрывает не сила физическая, техническая, а нравственный дух, настрой. «Не в силе Бог, а в правде», – сказал великий Александр Невский.

Лучшее доказательство – Великая Отечественная война. Оснащённую немецкую армию, подмявшую под себя всю Европу, мы победили, потому что были сильны духом.

Я верю, что это не просто всплеск патриотизма – это проявление внутренней сущности нашего общества.

– Владыка, в самом начале вы упомянули, что Ульяновская область оказалась не такой, какой вы её себе представляли. По итогам года можете рассказать своё впечатление о людях? О руководстве?

– Хороший, добродушный народ. С губернатором Сергеем Морозовым можно работать: для него важна не только экономика и политика, но и нравственно-духовная составляющая. Народ не должен «воевать» с властью, а власть – с народом. Нужно сложить усилия, чтобы жить комфортно.

– Обычно в конце интервью просят что-нибудь пожелать читателям…

– Пожелание одно – чтобы у нас не было вражды, чтобы мы не воевали «все против всех», чтобы мы консолидировались. Рожайте побольше детей, не разводитесь, совершайте абортов поменьше. Моё пожелание – вернуть традицию духа, веры и историческую память нашего народа.

Владыка, разрешите напоследок задать вам вопрос, цитируя классика русской литературы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

- Виноваты мы все. Без исключения. Не нужно искать отдельных «врагов», нужно покаянно склонить голову и сказать: «Прости нас, Господи, безумие творили, мы к этому братоубийству никогда не вернёмся. Всё! Конец революциям, никаких больше Болотных. Только эволюция, эволюция через консолидацию, через диалог, мир и согласие.

Мне часто задают вопрос, касаемо поста: что можно есть в пост, а что нельзя? И я всегда отвечаю: главное – не ешьте друг друга. И всё будет нормально.

- Спасибо, Владыка, за интервью.