Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

21 Января 2009

'Велик еси, Господи, и чудна дела Твоя и ни едино убо слово достойно есть к пению чудес Твоих.'

«Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!»

Крещенский Сочельник. 18 января 2009 года. Старая Майна. В селе Святого Богоявления происходит праздник Крещения.

Я не могу сказать, сколько людей собралось в каком-либо другом приходе нашей губернии, но здесь, где я встречаю этот день уже в пятый раз-год подряд, было особенное явление народа. Кажется, что пришли все. Самый огромный храм по вместимости нашего края был забит полностью. Стояла чудная ночь. Тепло не по-крещенским традициям: всего-то минус семь. Снежок забелил всю окрестную землю, запорошил белым покровом воды старомайнского залива, скованные льдом.

Машины стояли в несколько рядов, за пол километра до храма припарковаться было невозможно! Все желающие, пришедшие на ночную службу, не сумели войти в храм.

Священник в белоснежном облачении с крестом на челе выходит Царскими вратами к народу, трепетно ожидающему начала Таинства Великого освящения воды. И все понимают, что сегодня особо торжественный день, день возможного для каждого из нас, здесь стоящих, счастия обновления души и тела, счастия преображения самого себя. В такой почитаемый день вера укрепляется в наших душах, общность соборной молитвы возносится к Господу из-под старинных стен храма, и нет сомнений: Он слышит каждого из нас. И от понимания и сознания этого становится так страшно: что вот пришел, молишься вместе со всеми, обещаешь Господу быть верным Ему, достойным Его, быть единым с Ним, соединяешься с Господом здесь во всеобщей молитве, а как потом быть? Как жить дальше? Как устоять от искушений, от грехопадений, удержаться от зависти, от алчности, злословия, минутной слабости и прочих и прочих незамечаемых порой и ставшими привычными для всех окружающих мелких обывательских привычках,- как думается в миру, повсеместно бытующих в житие человеческом. И думаем мы об этом только здесь, под этими толстыми, больше метра сводами и стенами древнего храма. И чувство защищенности и Божиего покрова, перемежается с чувством страшной неотвратимости за содеянное когда-то кому либо, пусть мелочное, но зло, каюсь, Господи, прости Христа ради, меня, грешного. Прости и прими, такого, какой я есть.

«Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Kрещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»(Мф,4:17)» - Кирилл Иерусалимский.

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема.
Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.»

И мы все, будто овцы Всевышнего Пастыря, пришедшие на святое водосвятие, стоим вокруг Иордани и ждем Чуда. И священник совершает это Чудо. И Чудесному этому Таинству Великого освящения воды уже сотни лет и не боится оно вечности, ибо бессмертно. Отец Константин освящает воду для нас, своих прихожан к святому источнику, возвращает воде первобытную чистоту и святость, которую утратила вода после человеческого грехопадения. Силой молитвы снисходит на воды Святой дух благодати для очищения людских душ и исцеления телесного. Собираем свои баночки, бидончики, бутылочки и несем крещенскую воду в свои дома, близким своим для исцеления их: самых любимых и родных: стариков и деток, освящения своих домов.

Торжественным крестным ходом: «ходом на Иордань» под перелив колокольного звона и «Буди имя Господне»; выходим из Богоявленского храма и вокруг всей церкви спускаемся к водам старомайнского залива. Здесь нас уже ожидает большущая толпа людей, расступающихся при появлении крестоносителей. Хоругви полощутся под легким дуновением ветерка с залива, свет прожекторов переливается в ликах Христа-Спасителя и Божией Матери, народ ликует, звонница не умолкает! И на всем пути освящается природа вокруг. Настоятель начинает освящение воды в купели, опускает руку в Иордань, крестит воды, совершает чин водосвятия.

Молитва на освящение воды


Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вокруг купели дежурят работники МЧС в ярких синих костюмах. Кто-то из них узнает меня, мы встречались здесь же ровно год назад. Приветливо здороваемся, поздравляем друг друга с праздником, договариваемся опять, как в прошлом году считать всех купающихся в эту ночь.

Великая агиасма – освященная вода принимает и омывает своих первых верующих. Поздравляю с крещением, спрашиваю на бегу имена, первыми были два Сергея и Дмитрий, приехали из Ульяновска уже не впервые здесь, говорят, что в этом году купание легче и приятнее. Желаю им святого исцеления. Вспоминаю Серафима Саровского, который советовал больным принимать столовую ложку святой - освященной воды каждый час, ибо в этой воде Благодать Святаго Духа!

Помним мы или в суете своей людской толпясь вокруг ледяной купели, забыли о Господе, который первым смиренно вошел в воды Иордановы, чтобы приблизиться к нам и показать нам, падшим во грехе, путь спасения через покаяние, крещение, очищение.

«Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех»

«Так говорит Господь: почерпите воду из источников спасения, и скажите в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев»

19 января в сам праздник, чин Великого освящения воды совершил Архиепископ Симбирской и Мелекесской епархии Прокл после Божественной Литургии.

День яркого солнца и легкого морозца. Хрустит снег под ногами, вокруг Иордани все те же ребята из МЧС, спрашиваю, так сколько же народу искупалось за всю ночь. Отвечают, сейчас уже 860-т человек! Это почти на двести человек больше, чем в прошлом году! А люди все идут, купание будет продолжаться по традициям православной церкви всего три дня. А всего на молитву и ко храму ночью пришло более двух с половиной тысяч человек, заметьте, это не мое летописца утверждение, а это заявление главы старомайнского района, Николая Семеновича Галант, сделанное самому Владыке Проклу.

'Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся'

(псалмопевец Давид)

'И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетлене источник, освящении дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену да вси почерпающии и причащающиися имеют ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядной.'

После службы искупались и священники из Симбирска, сослужащие Владыке. Среди них первыми были, конечно, протоиерей Олег Шмалько и протодиакон Андрей Коршунов, их примеру последовали диаконы и иподиаконы. Стараниями настоятеля всех принявших крещение потом сразу пригласили в жаркую баньку. Порозовевшие лица, пар от новокрещенных, вот здесь есть чему позавидовать: вот искушение, Господи!

И, как в русских народных сказаниях говорится, и я там был, и ……..

С православным поклоном, фотолетописец Симбирской епархии Нафанаил.