Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

17 Июля 2008

В селе Сосновка Инзенского района Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл 12 июля 2008 года провел церемонию освящения нового храма в честь Василия Великого.


Тропарь Василию Великому, (1 января ст.ст.) глас I:
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Еще до начала церемонии освящения храма я познакомился и побеседовал с несколькими жителями села. Они рассказали много интересного. Некоторые из них помнят старый храм, от которого ныне сохранилась только одна сиротливая, обугленная стена, оставленная как памятник тяжким событиям прошлого века, когда озверевшая, осатаневшая верхушка лидеров компартии, окрасившая свои знамена цветом крови истребленной ими лучшей части своего народа. Народа, несогласного с той жуткой жизнью, на которую генсеки обрекли многие поколения людей, в изоляции от всего мира, в безбожной социалистической резервации!

Престарелые жители Сосновки: Александр Григорьевич Балашов, ему 74 года, в прошлом хороший плотник и столяр, и Михаил Федорович Захаров с горечью вспоминали о разрушенном в 50-ые годы храме Архистратига Михаила. Все, что помнят местные жители о былом храме, это то, что начало строительства храма было в 1803 году, а окончание в 1825-м. Что имел храм три больших входа. Нынешние старики были в ту пору еще детьми, когда сразу после войны храм разрушали. Вспоминает А.Г.Балашов: «В ту пору в Карсуне сгорел РДК и нужно было железо для его ремонта, вот и решили храм сломать. Руководил разрушением председатель Казначеев. Он храм «раскрыл», а потом уже его начали растаскивать, совсем разбирать».

Храм был необыкновенно величественным. Белокаменный и очень высокий он удивительно красиво возвышался над всем селом. Окружающая живописная природа местного края, покрытые лесами близлежащие холмы, подчеркивали торжественную, небесную его красоту. По моей просьбе сельчане разыскали Михаила Федоровича Захарова, у которого хранится фотография Михайло-Архангельского храма. Искали недолго, благо все село сегодня здесь, и Захаров тоже со всеми своими земляками пришел на освящение новой церкви.

Спрашиваю жителей села: будут ли ходить в храм, отвечают: «Конечно, будем».

Воспоминания Михаила Федоровича Захарова: «Отец мой Петр Федорович у попа Иванова в работниках был. И мне, помню, рассказывал, что здесь на праздники в Пасху и Рождество он сам делал фейерверки, натягивал проволоку вокруг храма, крепил специальные святящиеся ракеты. Ракеты запускал, они со свистом летели по проволоке вокруг и вверх, народ аж приседал. Народу много собиралось на праздники».

И вот фотография передо мной, держит её сын послушника Михайло-Архангельского храма Захаров Михаил Федорович.

Скажу честно, я не ожидал увидеть на фотографии нечто особенно грандиозное и изысканное. Далекое село, малочисленное население, глубинка российская. Фотография была сделана незадолго до полного разрушения храма, зимой. Уже давно закрытый, неживой, обескровленный храм, поражал не только архитектурной фундаментальностью,- своим присутствием на том старом фото храм подчеркивал и свидетельствовал о высочайшей духовной, нравственной культуре и чистоте русского народа. Народ, строивший такие храмы бессмертен. Люди, которые соизмеряли свою жизнь с житием святых, верующие во Единаго и Всепрощающего Господа.

Еще один мой собеседник Александр Николаевич Куниевский. Родился, вырос и проживает в родном селе. Александр Николаевич руководитель строительства, автор проекта храма в Сосновке. Говорит, что свою работу с деревом начинал «с топора», а потом уже создал предприятие, научил работать других, делали юани, дома, коттеджи, церкви. Это не первый храм, построенный, возглавляемой им организацией. Мастера из Сосновки строили и сами производили внутреннюю отделку храмов, часовен, купален, прицерковных служебных строений уже неоднократно. Возвели и благоустроили часовни и купальни в Ташле Самарской области на всеми любимом и особо посещаемом источнике. Потом строили церковь тоже в Самарской области в селе Прибрежном. Построили колокольню в селе Мордовский Белый Ключ Вешкаймского района.

Александр Николаевич, очень переживает за творение своих рук: «Сейчас мы строим точно такой же храм, как этот, точную его копию, в селе … под Тольятти, извините, я волнуюсь даже забыл название…села… То есть всего уже пять храмовых сооружений, часовен или колоколен».

Глава администрации села Никишин Владимир Яковлевич всегда помогал, активно участвовал во всех мероприятиях, связанных с возведением храма.

Как все начиналось? Два года тому назад из Москвы в Сосновку приехали супруги Сапрыкины и предложили сельскому совету спонсорство на строительство церкви. Администрация села обратилась к А.Н.Куниевскому, который изготовил проект. С эскизами и чертежами главы села, автор проекта поехали к Владыке Проклу. Архиепископ утвердил проект и благословил начало строительства. Храм строился полтора года. Практически все работы делали своими силами жители Сосновки. И сруб, и окна, и двери, и крышу храма.

Виктор Васильевич Сапрыкин, председатель совета директоров группы многопрофильных компаний, имеющих много различных направлений, одним из первых и главных направлений является изготовление фильтров для очистки воды.

Отец Татьяны Сапрыкиной Владимир Семенович Бгатов, военный строитель, подполковник в отставке, сам лично участвовал в строительстве храма, с радостью наблюдая, как рос храм венец за венцом, и сам лично покрывал храм снаружи и внутри специальным покрытием, придающим зданию долговечность, прочность, и окраску. Он говорит: « Я очень сильно переживал, и конечно оценивать вам весь наш этот труд. Добрых вам дел, здоровья и процветания, и главное, Сосновку не забывайте!»

Я беседовал с Татьяной Сапрыкиной после освящения храма. Она рвалась между мною и своими приехавшими из Москвы друзьями, среди них были довольно высокие гости. Они все приехали прямо на церемонию. и уезжали в этот же день поездом из Инзы, нужно было всем выразить свою признательность, узнать всё ли у них в порядке, помочь. А узнал я её ещё во время Литургии в храме. Она стояла в самом центре, скромно выглядывая из-за спин прихожан. Как я понял, что именно эта женщина и есть благотворитель и благоустроитель? По глазам. По её восхищенному, чистому, горящему искренним христианским огнем взгляду. В её глазах было столько благодарности за происходящее, столько радости и веры, что усомниться было невозможно,- я был уверен, что она и есть Татьяна Сапрыкина.

Рассказывает Татьяна Владимировна: «Мы приехали именно в Сосновку, потому что здесь у нас ещё есть родственники. Отсюда родом мой папа. Я сама родилась в другом месте, в Казахстане, поэтому с моим рождением это место не связано. А папа мой сразу после окончания школы уехал отсюда поступать в военное училище, и после его окончания жил и служил в других регионах. Вместе с папой, как семья военного, мы путешествовали по всей стране. Но родные места тянут к себе и мы с братом здесь бывали в детстве. И эти места никогда не забывали. И чтобы это место расцветало, мы хотели бы, чтобы люди ходили в храм. Когда мы приходили на благотворительные вечера, которые проводил князь Голицын Петр Дмитриевич, председатель попечительского совета межрегионального благотворительного фонда «Сельская Церковь», занимающегося восстановлением церквей в России. Мы тоже радовались, что где-то в России открываются новые храмы, реставрируются старые церкви. И это желание радоваться и кого-то радовать зрело и в нас, и мы хотели построить что-то своё или восстановить свой храм. Мы осмотрели Подмосковье. Подумали, что можем там сделать, но поняли, что хотим сделать что-то свое, чтобы это было связано с нашими родственными корнями. Поэтому мы и приехали в Сосновку, потому что ещё только здесь есть у нас родственники. Мама Виктора тоже жива, она сейчас с нами. Но она родилась в Киргизии, поэтому это тоже сейчас заграница. Там мы не смогли бы ничего сделать. Два года назад мы приезжали сюда, служили молебен на начало строительства, который вёл Карсунский батюшка, отец Геннадий. Нам повезло, что здесь прямо на месте есть хороший прораб-строитель, который и прежде уже строил храмы, к которому мы и обратились. Он познакомил нас со своим производством, показал проекты храмов, которые уже делал. Мы рады, что нашу с Виктором мечту о строительстве церкви поддержали и жители села, и администрация, и Владыка Прокл, и родные, и друзья. Символично, что на родине моего отца теперь будет церковь имени отца Виктора - Святителя Василия Великого.

Мы построили новый храм, мы не восстановили старый храм Архистратига Михаила, наверное, память о нем должна остаться вместе с кусочком этого Храма, повествующая о величии тех, кто возводил его. Надеемся, что новая церковь с именем Святителя Василия Великого послужит толчком к духовному возрождению края и к экономическому подъему села'.

На мой вопрос будут ли они поддерживать связь с приходом храма Василия Великого, Татьяна Владимировна ответила: «…конечно, будем, и никогда не забудем эти родные места, столько здесь всего дорогого сердцу. И будем приезжать, хотя не можем обещать, что это будет ежегодно. Но через год-два обязательно».

В семье Сапрыкиных три сына: старшему Сергею 26 лет, среднему Кириллу - 20-ть, младшему 8 лет. Самого маленького назвали Василий. Он общий любимец и, по словам родителей именно он является связующим звеном всех поколений Сапрыкиных-Бгатовых.

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл поздравил пришедших прихожан с праздником. Владыка сказал, что сегодня праздник не только апостолов Петра и Павла. «Сегодня освящен этот замечательный прекрасной архитектуры храм в честь Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. По выражению святых отцов, храм это Небо на земле. Храм является прибежищем каждого христианина. Он приходит сюда и радость и в горе. Здесь он получает начало своего духовного становления. Здесь он принимает великие святые Таинства, прежде всего Таинство Крещения, Покаяния, Святой Евхаристии,- все семь Таинств, на которых основано учение нашей святой Церкви. Радость эта является радостью для каждого христианина, потому что молитва: это беседа с Богом. И беседовать с Богом, человек имеет возможность в храме Божием. «Храм Мой, храмом молитвы наречется», говорит нам Господь.

Ибо помощь наша от Господа, сотворившего Небо и Землю.

Почему так много вокруг скорбей, бед и печалей? Потому что человек меньше всего обращает внимание на духовную сторону своей жизни. Нам всегда некогда. Мы спешим, торопимся. В молодости говорим, что вот когда придет старость, время зрелости и мудрости, вот тогда обязательно я буду молиться Богу. Приходит этот возраст, но человек, обремененный своими многочисленными заботами опять не находит времени сосредоточенно молиться, обращаться к Богу. Человеку опять мешают какие-то скорби, болезни, заботы о внуках, других проблемах. Таким образом, проходит у человека совершенно бездуховная жизнь, а когда он порой находит время обратиться и молиться Богу, то непременно, делает это в каких-то рыночных отношениях. Если мы Тебе, Господи, молимся, то Ты должен дать просимое нами и все принести на подносе: «На, получи…». А благодарить Господа надо постоянно и ежедневно, за все его благодарить. За то, что мы живем под этим мирным небом, за все окружающее, за то, что мы дышим этим чистым воздухом, что мы окружаемы этой благодатной природой, за хлеб… А люди сейчас непокорные, неблагодарные, озлобленные, прежде всего сами на себя. Гордость, человеческое «Я», превалирует над людьми.

Прежде всего, хочу сказать, что построенный храм возведен в первую очередь для христиан. Господь сотворил чудо, что здесь построен храм. Бог послал таких добродетельных людей, которые осуществили и создали этот храм. «Положил Бог на их сердце». Все это так не случайно. Ничего случайного нет в этом мире. Совершается промысел Божий. Сегодня этот промысел Божий заставляет людей строить храмы, заставляет людей-властьимущих обращать свой взор к Богу. При наличии гения человеческого разума, нравственный облик человека пал настолько низко, что он даже не уподобляется животному. Подобное отношение к Богу привело к нравственному упадку не только отдельного человека, но и всю страну».

Владыка говорил о том, что «пьянство и наркомания, безнравственный образ жизни повергает людей во мрак. И какие бы правильные законы не издавало наше правительство, они не работают потому, что нет внутреннего нравственного состояния человека, которое приобретается только посредством общения с Богом. Сколько бы не писали лозунгов, все это исчезает бесследно, потому что «человек-храм» должен быть храмом Бога Живаго. Его внутреннее состояние должно говорить ему, что это можно делать, а этого нельзя». Владыка напоминает нам слова Иоанна Кронштадтского, в 1905 году говорившего тем, кто начинал тогда только начинал те сумасбродные выступления: «Сегодня вы не нуждаетесь в Боге, а через 50-т лет ваши дети не выпустят вас на улицу». «И вот сегодня мы можем констатировать, что это так и есть. Потому что никогда не была так развита преступность в России. Наша маленькая Ульяновская область имеет лагеря, в которых содержится 12500 преступников. Все это свидетельство того, что люди ведут неправильный образ жизни. А дети, которые заключены в колонии для несовершеннолетних в Димитровграде и дети от рождения инвалиды, находящиеся в Максимовском и других домах для неполноценных детей? Это не будущее наше! Это наше несчастье сегодняшнее! Мы занимаемся самоуничтожением! Строятся новые больницы и этим гордятся, в них умножается число больных людей! Увеличивается трагизм. А мы хвастаемся новыми стационарами. Это следствие того, что мы имеем некудышную экологию. А самое главное все это происходит от нашей внутреннего состояния бездуховности. Вот поэтому наш президент думает сегодня о том, как приостановить весь этот трагизм. Церковь выступает инициатором того, чтобы мы проводили в жизнь самые важные принципы бытия человека. Среди многих её направлений - создание детских духовных школ.

Мы создаем сегодня этот храм. Для того и освятили его, чтобы вы его любили, о нем заботились. Проявляли к нему особую любовь и усердие. Когда в храме не совершается Богослужения, это является глубокой печалью или нелюбовью народа Божиего.

Мы хотим, чтобы вы любили дом Божий, приходили в него не только сегодня, когда мы приехали для освящения храма и благословления его на дальнейшее служение, посещайте и любите его. Молитесь в нем! Заботьтесь о нем! Помогайте священнику во всем, вплоть до того, чтобы после службы даже полы помыли.

Ведь люди тратят средства, строят храм, чтобы вы молились здесь о своем спасении и молились за этих благодетелей.

Мне бы очень хотелось сердечно поблагодарить тех людей, которые проявили особое рвение, любовь к делу Божиему. Даже, может быть они и сами подчас этого не совсем понимают, но такое желание сердца имеется. Воля Божия проявилась через них, это бывает помимо нашего желания. Замечательный храм является сегодня украшением села. Большая глыба перед ним, остаток прежнего храма, является напоминанием того события, которое было семьдесят лет тому назад.

Мне сегодня хочется поблагодарить этих людей, семью, построившую храм, Сапрыкиных Виктора и Татьяну. Позвольте от всего сердца вас поблагодарить, пожелать вам доброго здоровья. Я думаю, что вы сегодня вписали свое имя в книгу жизни. Живёте вы в здравии, и Церковь молится о здравии, создателях святого храма сего. Когда вы предстанете в предстательстве Отца Небеснаго, то Церковь будет молиться о вас: «еще молимся о создателях святаго храма сего». То есть это вписывает вас в книгу жизни. Когда ученики пришли с проповеди и сказали Христу о том, что они проповедовали, и бесы им повиновались, то Христос им ответил: «Не радуйтесь тому, что бесы вам повинуются, а радуйтесь тому, что имена ваши записаны в книге жизни у Агнца». В книге этой жизни – вечность, благодаря тому, что вы сделали это благое, великое, прекрасное. Спасибо вам, храни вас Господь. Многие и благая лета. Желаем вам помощи Божией».

С благодарностью к архиепископу обратился священник иерей Василий Иванов, настоятель храма Всех русских Святых р.п. Глотовка, говоривший, что все здесь строилось по молитвам Владыки и по его благословению. Отец Василий подарил Владыке икону Тихвинской Божией Матери, празднование которой Церковь совершала тремя днями раньше и, которая имеет особое значение в жизни Симбирского архипастыря, который был в начале своего святительского служения епископом Тихвинским.

Обращаясь и благодаря благодетелей и благоукрасителей святаго храма сего, отец Василий подарил им образ Господа: Спас Нерукотворный.

К Владыке попросили разрешения обратиться дети. Подростки мальчик и девочка выступили перед собравшимися. В руках мальчика была икона Казанской Божией Матери. Учащиеся Карсунского кадетского корпуса, в ноябре прошлого 2007-го года, в Москве в храме Христа Спасителя во время Всемирного Русского Народного Собора получили в подарок эту икону. Вручали детям икону в присутствии и с высокого благословения Митрополита Кирилла как награду за победу во всероссийском конкурсе. По словам кадетов, они сразу подумали, что место этой иконе в храме, а вот в какой храм отдать икону они решили после того, как узнали, что восстанавливается храм в селе Сосновка: «Пускай к иконе Казанской Божией Матери приходят прихожане и молятся Божией Матери, Она поможет, спасет и защитит», такими словами закончили дети свое выступление.

Владыка поблагодарил и благословил кадетов: «Спаси Господи, я очень вам признателен».

На освящении присутствовали священники: из р.п. Карсун протиерей Геннадий Бобров, благочинный митрофорный протоиерей Николай Шитов р.п. Инза.

В заключение церемонии освящения храма к Владыке и прихожанам обратился благотворитель Виктор Сапрыкин: «Дорогие друзья. К сожалению, не может присутствовать здесь князь Петр Дмитриевич Голицын, который вдохновил нас на это событие. Мы часто посещаем мероприятия, которые проводит общественное движение, активно занимающееся восстановлением церквей России. Пётр Дмитриевич является главой попечительского совета. Когда мы очередной раз были на таком мероприятии, он сказал мне: «А ты не хотел бы поучаствовать в таком мероприятии и восстановить какую-то церковь?» Но у нас была идея, когда был жив мой отец Василий, в Орловской области в селе Трудки построить церковь. Но получилось так, что он ушел из жизни и тогда мы с Таней приехали в Сосновку, и решили сделать благое дело здесь. Здесь церковь была разрушена, и здесь живут родственники Тани, и здесь родился её отец Владимир Семенович и его брат Виктор Семенович. И они, слава Богу, оба живы и мы решили сделать это здесь. И сегодня совершилось это событие, вы приехали к нам, большое вам спасибо! И я думаю, что мы этот день будем считать своим личным праздником, потому что такое бывает только один раз в жизни. Я поздравляю вас всех, жителей села Сосновка, гостей, и нас всех с таким великим событием». Вместе с благотворителями Сапрыкиными, проживающими сейчас в Москве, приехали их многочисленные друзья, так же очень высоко оценившие гражданский подвиг семьи Сапрыкиных. Их восхитили местные красоты, удивительные пейзажи русской глубинки, замечательные русские люди, живущие здесь на родине великих земляков: Пластова и Языкова, Карамзина и Гончарова.

Новый храм,- это не только символ нашей веры, не только церковь для молящихся,– это памятник старому храму, память строителям Михайловского храма, память строителям нового храма.

Низкий поклон, многие лета и славная память на века благотворителям-строителям нового храма! Вы бы слышали, как сразу после проповеди Владыки, после вручения архиерейских грамот, принесенных в дар икон и высказанных высокими гостями и священством слов благодарности и наставлений, до слез искренне звучали слова: «Спасибо вам!»,- сказанные сельчанами в несколько голосов с разных уголочков притихшего храма именно Татьяне и Виктору Сапрыкиным. Очень дорогого стоят простые и сердечные слова народной благодарности. Слова, сказанные отчаянно боясь, что их не услышат в этой торжественной церемонии, не узнают их мнения, боясь нарушить произошедшее Великое Таинство, боясь, что они не успеют сказать эти слова здесь и перед всеми, сказать своё народное «Спасибо». Спасибо, сказанное простыми людьми, которым как всегда забыли дать слово…

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» (Мф. 3:2) – призыв Иоанна Крестителя и сказанное в Библии: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11),- «обращения» к нам, кающимся перед стенами разрушенными и стоящими в стенах возведенных для нас. После многих невзгод, многих лет, проведенных в удалении от Бога, Господь опять подает нам Свою руку, указывает нам путь к Спасению, силами новых благотворителей возводит для нас новый храм.

Страничку в летопись Симбирской епархии записал Нафанаил,
фото автора
Тел. 8-8422-986684
.

Автором сделана видеолетопись праздника. Использование материалов с разрешения автора, благословения Владыки.

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.