Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

1 Июня 2008

1Святой Иоанн жил в IV веке от Рождества Христова. Он совершил свой подвиг во времена правления императора-язычника Юлиана Отступника, который вновь начал гонения на христиан уже после того, как христианство было признано государственной религией Римской империи наравне с язычеством. Святой Иоанн служил в войске императора и должен был преследовать христиан, но вместо того тайно помогал им – предупреждал об опасности, тайно освобождал схваченных, устраивал побеги.

Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующем помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Узнав об этом, Юлиан Отступник арестовал самого святого Иоанна и заточил его в темницу.

В 363 году император Юлиан был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости. Год кончины его точно не известен, место погребения постепенно было забыто.

Однажды Иоанн Воин явился благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Его обретенные мощи были положены в константинопольской церкви св. апостола Иоанна Богослова, где у них получили исцеление множество людей.

По молитвам св. Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие.

На Руси св. Иоанн почитался покровителем военных и помощником ратников в битвах за Отечество. В Русской Церкви этот мученик чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.

Память 30 июля (12 августа н.ст). Является покровителем православного воинства.

Глубоко промыслительно было решение Архиепископа Прокла основать на территории именно исправительного учреждения храм во имя мученика Иоанна Воина. Святой мученик Иоанн Воин особенно известен тем, что обличает воровство и открывает похищенное. Молятся святому Иоанну также в случае опасности от грабителей и убийц.

И как в утешение людям, попавшим волею других людей в места не столь отдалённые, как в народе часто говорят: по глупости, по молодости, по несправедливости, - Святой Иоанн Воин чтится как великий помощник в скорбях, подающий помощь гонимым и несправедливо обиженным!

Поэтому настоящую повесть о новом храме начнём с молитвы.

Молитва святому мученику Иоанну Воину:

О великий Христов мучениче Иоанне, правоверных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Услыши нас, в бедах и скорбех молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися. Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и крепким предстательством и поборством посрамятся вси являющии нам злая. Умоли Господа нашего, да сподобит ны грешныя и недостойныя рабы Своя получити от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Адрес храма св. мученика Иоанна Воина:

Федеральная служба исполнения наказаний России. Федеральное бюджетное учреждение. Исправительная колония №9. г.Ульяновск.

Страничка из исторической летописи симбирской епархии, которую я вёл во время крестного хода. 2005 год:

8 июня 2005 г. В этот жаркий летний день нас восемнадцать участников крестного хода: священников и паломников, пропустили через КПП 9-ой колонии. Богомолки пели Заступницу усердную, черные ризы священнослужителей сливались с черными одеждами заключенных. Ещё издали мы увидели, что вся площадь вокруг храма была окружена чем-то черным, живым, приглушенно гудящим, замершим в тревожном ожидании чего-то надёжно-сокровенного, способного спасти и укрепить этот заблудший и истерзанный неудавшейся жизнью скопищем, отрешенных от мира людей.

Как явление чудесного Божественного лучика света для измученных долгим крестным ходом паломников - был этот храм, будто спустившийся с небес…

Храм, как сказочный дворец-теремок на территории сурового исправительного учреждения. И очень понятно стремление людей, возводивших его, сделать храм совершенно не похожим на окружающие его серые барачного типа строгие уставные административные корпуса, вышки с часовыми и «периметр из колючей проволоки» вокруг этого неуютного островка человеческого заточения. Дальше я без изменений хочу привести строчки из летописи крестного хода 2005-го, которую вел тогда, что стало уже историей:

Матушка Иоанна обратилась к многочисленным, находящимся в неволе, людям, собравшимся перед Образом: «Нельзя ставить крест на человеке! Нужно осознать свою вину и покаяться перед Господом. Каждый человек через покаяние может стать святым, а каждый святой может через грехопадение стать преступником. С воскресшим Господом в рай вошел покаявшийся разбойник! Имейте надежду, что вы спасаете свои души, очищая их покаянием. Омойте слезами свои грехи. Молите Пресвятую Богородицу, и наша небесная мать простит вас».

Все многочисленно пришедшие поклониться Божией Матери осужденные прошли под иконой, и были окроплены святою водой.

В храме не было иконостаса, вообще никакой отделки, даже полов. Местные верующие специально к крестному ходу закрепили на бревенчатой стене в алтаре три иконы: Спасителя, Казанской Божией Матери и Иоанна Воина. Благочинный крестного хода иеромонах Никодим, отслужил водосвятный молебен и со святой иконою вошёл внутрь храма. По его команде, воины-десантники, несшие образ Казанской Жадовской Божией Матери, подняв святыню над собой, крестили возводимую церковь, освящая её.

Такой замечательный день был тогда, в июне 2005-го. И вот Господь вновь сподобил нас прийти в этот храм, весной 2008-го года.

«Сей Храм освящен во имя святаго мученика Иоанна Воина Высокопреосвященнейшим Проклом Архиепископом Симбирским и Мелекесским в сослужении:

протоиерея Василия Карпухина, протоиерея Иоанна Косых, протоиерея Сергия Ефремова, протоиерея Олега Шмалько, иерея Игоря Шлыкова, протодиакона Андрея Коршунова, иеродиакона Диодора Исаева.

В лето от Рождества Христова 2008. месяца мая. 28 числа».

Надпись на Престоле освященного храма св. мученика Иоанна Воина.

Все в храме сделано своими руками в буквальном смысле слова. Резные столбы с точеными деревянными светильниками на церковном крыльце, все окна и двери с фигурными наличниками. Все подсвечники: большие главные и малые лампадки, семисвечник, запрестольный крест, аналои, рамы для многочисленных икон, хоругви, кресты и распятия, резьба на иконостасе и царских вратах и сам иконостас и вся прочая церковная утварь. И видно, что работа эта выполнена не абы как, а искусно с любовью. И не за деньги, а во славу Божью!

Сам Владыка особо отметил своеобразность и большой вложенный труд, особо ему понравилось исполнение Распятия из «черного дерева», выполненное из морёного дуба и оригинальной формы буквально висящий под куполом в воздухе «нимб» из свода икон, окружающий главное паникадило.

«ЭТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ У ЧЕЛОВЕКА…»

Ключарь кафедрального собора протоиерей Иоанн Косых отметил удивительную работу художника, выполнявшего роспись иконостаса, большой иконы Спасителя в алтаре и многих-многих других икон. Беседуя с самим мастером, я узнал, что родом он из села Старые Алгаши Ульяновской области. Я рассказал ему, как встречали в этом и прошлом году сельчане, земляки Сергея крестный ход: всем селом, несколько сотен человек на коленях. По словам священника иерея Сергия Ижукова, не сумели прийти только те, которые вообще не могут ходить по немощи и старости. Сергей сказал, что был прихожанином Скорбященского храма: «Хороший у нас храм». Отец у него умер, мама Нина жива, здорова, приезжает к сыну. Мечтает побывать здесь, увидеть храм, который строил и её сын. В колонии Сергей Ягашкин с 2004-го года, по его словам, «рисованием занимался почти от рождения – с двух лет», и хотя никогда прежде не занимался иконописью: здесь Господь привёл его к этому благородному труду. При выборе стиля росписи, Сергея затронула за душу греческая манера письма икон, которой он и придерживался в своей работе.

«Это самое лучшее, что может быть у человека,- Господь привёл. Голова кружится от осознания того, сколько сделано и теперь какая то успокоенность, что теперь наш храм освятил сам Владыка и наш труд понравился Владыке. Возможно этот храм, эта работа, есть самое главное в моей жизни, быть может и во всей будущей».



«РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО ИМЕНА ВАШИ НАПИСАНЫ НА НЕБЕСАХ»

Архиепископ Прокл рассказал присутствующим на освящении и молящимся об истории жизни и бытия святого мученика Иоанна Воина.

По окончании освящения храма, после первой Божественной Литургии с причащением верующих, Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, обратился к пришедшим и молившимся:

«Загорелась лампада на небосклоне Божьем, появился новый храм в честь святого мученика Иоанна Воина. Человека, который исповедовал имя Божье в сложные языческие времена. Во времена противников христианства. Когда люди предавались утехам языческим и не признавали имя господа нашего Иисуса Христа. Но были люди, которые исповедовали великое имя Божье, таковым последователем Христа был Иоанн Воин. Сегодня в честь его мы освятили этот Святой Престол. Я сердечно благодарю всех тех, кто потрудился на строительстве этого храма. Прежде всего руководство вашего заведения. И всех вас, людей, кто трудился, создавая дом Божий. Ибо прощается множество грехов, сказано в одной из молитв, создателям святого храма. Святая Церковь на протяжении всей своей истории всегда молится о создателях «святаго храма». То есть мы уже уйдём в вечность, а святая Церковь будет молиться о нас как о создателях святаго храма. Господь говорит, обращаясь к своим ученикам, когда они сказали Ему «и бесы нам повинуются», - «Не радуйтесь тому, что бесы вам повинуются. А радуйтесь тому, что имена ваши записаны в книге жизни у Агнца». И вот сегодня те люди, которые создавали этот храм, они как бы вписали себя в книгу вечности.

Когда в 20-ые годы прошлого столетия к власти пришли безбожники, они стали разрушать и уничтожать святое и святыни. Под лозунгом «старый мир разрушим, кто был ни кем, тот станет всем», репрессировали духовенство. Они считали, что борются с ложью, мифом и выдумкой. Но, нужно открыть священное писание и прочесть о том, как в Синидрионе собрались противники Христа, тогда среди них был Гавриил,- учитель апостола Павла, человек мудрый и образованный. Он обратился к собравшимся: «Братья, если это Учение, которое проповедует Христос от Бога, то оно будет созидаться, а, если оно от мира, то оно будет разрушаться». И мы видим, как много разрушилось цивилизаций, всевозможных учений, а Христианство существует и по сей день, получает новое возрождение. Следовательно, это та религия, которую принес Христос. А Христос,- это вечность. А с вечностью бороться бесполезно. И те люди, которые исповедовали раздор и смуту, люди, окраденные умом - их имена забыты. А имена людей, исповедовавших Христа, поминаются Святой Церковью. Христос принёс учение, которое жив и действенно. И принимающий это учение – жив будет. Ибо когда мы приближаемся к источнику тепла, мы согреваемся, а, когда отдаляемся,- мы охлаждаемся. И это охлаждение у рода человеческого произошло только от того, что мы ушли от источника тепла. Христос сказав, что Царство Божее внутри вас есть, которое бы говорило сегодня, что этого делать нельзя, что это грех. Грех убивать, насиловать, обманывать, причинять всякую неприязнь человеку. Если бы этот свет Божьей истины жил с детских лет в умах человеческих, то мы бы не имели сегодня нашу печальную картину.

«Для того, чтобы Царство Божее совершенствовалось внутри нас, мы и создаем храм Божий!»

Моя преснопамятная бабушка слышала своими ушами, как дивный старец Серафим Вырицкий-Чудотворец, причисленный в 2000-м году к лику святых, в те тяжелые годы, когда был грабеж, насилие, разорение, говорил своим чадам, что настанет такое время, когда нравственное разложение человечества заставит власти придержащие торговать на каждом углу Евангелие. Тогда люди не могли этому поверить. И это время пришло.

Для того, чтобы Царство Божее совершенствовалось внутри нас , мы и создаем храм Божий: Небо на земле! И я вас всех, друзья, мои поздравляю с этим великим событием: освящением Святого храма!»

Как никогда, видимо тоже невольно боясь разрушить святой омофор таинства освящения храма, Владыка говорил сегодня очень тепло и мягко, и, обращаясь сугубо к пришедшим в новый храм осужденным, пожелал:

«Дай Бог, чтобы в ваших сердцах пробудилось все доброе, прекрасное, замечательное, которое создал Творец, чтобы вы подумали над своим бытием и решили далее по жизни идти по Его стопам. Ибо для Него всякий человек дорог, как Его творение. Он создал нас по образу и подобию Своему. Мне бы очень хотелось, чтобы с созданием храма здесь в вашем учреждении, - у вас был мир на душе, чтобы милость Божья помогала вам исправить в корне свою жизнь. Этого я вам очень желаю. Дай Бог всем вам здоровья».

ДЕД ПЕТР.

Конечно, добродетель божественного смирения должна присутствовать в каждом верующем, может проявляться она и в человеке осужденном, попавшем волею Господа в заточение, Примером тому дед Пётр. Длиннобородый, седой, согбенный, скромно стоит в сторонке, обеими руками упирается в трость, видно, что тяжко ему. С собой в храм принес молитвослов.

Саненкову Петру Алексеевичу 62 года, но, несмотря на в общем-то, не весьма преклонный возраст дед Пётр выглядит на все 90-то. Жизнь в пересылках, на зонах и тюрьмах сильно состарили его и подорвали здоровье. Зато духом дед крепок и говорит, хотя и успокоено-смиренно, но с душой и верою. Петр Алексеевич принимал посильное участие в благоустроительных работах: стелил полы в храме. И на вопрос, что еще делал, степенно отвечает: «вся община работала, кто что может. Никто не говорил: не хочу или не могу». Говорит дед Петр по немощи своей еле слышно: «Далеки мы были от Бога, а сейчас вот с большим удовольствием мы осознаём свою вину, каемся в своих грехах в жизни. И с большой радостью приходим в храм. В этом есть наше спасение, направить себя на правильный путь. Независимо от возраста. Самое главное осознать свою вину. Жили мы не правильно, жили по распущенности своей. Сейчас нас всех Господь призвал к себе, и даёт радость душам нашим. Придите, как сказал Господь, покайтесь в грехах ваших. В этом наше спасение».

Спрашиваю Петра Алексеевича, был ли он здесь в 2005-м году, и помнит ли приход крестного хода. Как после принесения в колонию Святой Чудотворной иконы Божией Матери народ православной общины жил, произошли ли какие то подвижки в умах, сердцах и душах верующих?

Дед Петр, как-то сразу оживился: «Да помню, конечно, я сам здесь с 2005-го, впечатления остались очень хорошие. Казанская Божия Матерь, она посетила нас. И это была величайшая радость для всех людей, находящихся в этих местах. Это было великое счастье для каждого осужденного находящегося здесь!»

Спрашиваю его, какова численность постоянного прихода?

«Мы находимся здесь в колонии не по своей воле и могли бы все пойти. Есть еще многие люди, которые как бы и хотят, но что их не пускает? Более всего – мирской зуд, суета! Боятся отстать от других. Но это не так! Господь призывает: «Живите в мире и любви между собой». Вот, что нам Господь дал,- это Его слово, которое мы должны сохранять до конца своей жизни, насколько нам уготовано. Привело меня к вере то, что однажды в 2002-м году я прочитал Новый Завет. Я понимал, что я русский, христианин, но был далеко от Бога. И сейчас во мне пробудилось то, что … невозможно увидеть, и мечта моя сейчас такая,- выйти отсюда и сразу пойти в храм». А осталось деду находиться в заключении десять месяцев, всего же он мыкается по зонам уже девятый год: «На свободе меня никто не ждет, у меня нет никого, сам родом из Инзы, вернусь, не узнаю никого…»

Неуверенно, осторожно, как бы боясь не разрушить и не нарушить возникшую и почти физически ощущаемую всеми, святость главного Таинства после первой Божественной Литургии, проведенной самим Архиереем, подходили многие люди в одинаковых черных тюремных одеждах с белыми метками на груди, где написаны их имена.

Но, как сказал Владыка Прокл: «Имена ваши вписаны теперь не только в эти метки на груди, но в и Книгу Вечности, как о создателях Святаго Храма сего!»

Они шли к святой чаше страданий Христа Спасителя, потребляли Святые Дары, и целовали край Чаши, как ребро Христово и соединялись со Христом.

Осознавали ли они, происходящее с ними чудо? Временно отдаленные от всего мира, но не забытые и не отлученные от Церкви Святой, принявшие причащение Святых Христовых Тайн из одной Чаши с Архиепископом и духовенством епархии? «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6, 37; Мф.7, 1).

«Братья наши во Христе, временно содержащиеся здесь, пришли на общий большой праздник появления в нашей области еще одного чудного храма. Я бывал во многих колониях нашей области с крестным ходом, не впервые в этой. Говорил с местной паствой, сложившейся в этих необычных условиях. Я видел, как измученные и искалеченные тюремной «житухой», едва живые мужики и накаченные здоровенные парни с плечами в ширину входной двери, сплошь покрытые синими рисунками навсегда наколотого к ним жестокого псевдо мира, вместе тесно стояли на коленях перед иконами, крестились и ревели навзрыд, не стесняясь своей слабости. Потому: да не слабость это, а сила! Божия сила есть в душах вошедших в храм» (Страничка из летописи освящения храма в 10-ой колонии).

«Ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какою мерою мерите и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). С казал Иисус, осуждавшим Его: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24).

Каким же судом судить вас, покаявшихся сегодня на первой Божественной Литургии? Судом любви Христовой и милости Божией, прощающей грешника!

МЫ РАБОТАЛИ В ТРИ СМЕНЫ.

Староста приходской общины Миронов Олег Викторович. 42 года, до осуждения - житель Ульяновска. Отбывает наказание за торговлю наркотиками, кражу. Живы родители. Есть семья, дети: сыну 21 год, дочери 18 лет. Дети приезжают на свидания. С женой поддерживает хорошие отношения. Оставшийся срок заключения: семь лет. Был прихожанином Всесвятского храма, часто посещал храм Святой Анны:

«Регулярно ходил каждую неделю, а сам грешил. Считай,- делал тройной грех. Ведь и исповедался в этих грехах и хотел бросить, причащался, но не сумел. Вот Господь наказал меня. Бога благодарю за все от чистого сердца, честно говорю. У меня были когда-то глупые мечты: наворовать побольше денег и церковь построить. А Господь сподобил меня строить её так вот… своими руками, а не чужими деньгами. Не понимаем по хорошему, Господь приводит нас сюда, здесь при храме мы вместе молимся, «братаемся».

Все здесь близко и дорого, все делалось при мне, практически нет ни одной вещи, которая делалась бы без моего участия. Очень много сделал Сергей Ягашкин, без его участия нам всем было бы очень трудно, все было бы не так красиво и достойно. Он и резчик прекрасный и художник. Все иконы, что написаны, делал только он. Резчик Анатолий Шлычков, Малов Владимир – столяр, он работает топором как художник. Вся община хорошо поработала. Работали в три смены. Меня не было здесь в то время, когда приходил крестный ход с чудотворной иконой, но у нас в общине до сих пор хранятся фотографии того незабываемого дня».

С чувством благодарности и благословив за усердные труды во славу Святой Церкви, с пожеланиями здравия и помощи Божией, Архиепископ Прокл вручил Архиерейские грамоты. В их числе начальник отдела по воспитательной работе с осужденными УФСИН майор внутренней службы Евгений Сергеевич Незванов, прежний начальник 9-ой колонии полковник в отставке Дятленко Александр Александрович, начальник отдела по воспитательной работе колонии Михаил Викторович Власов.

«ФАКЕЛ БОЖИЙ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС ГОРИТ»

Присутствовавший на освящении храма начальник УФСИН Ульяновской области полковник Санкин Михаил Валентинович выразил высокую благодарность Архиепископу Проклу и священнослужителям епархии, опекающим подчиненные ему учреждения:

«Зажегся еще один огонек православия. Немногим более года, когда мы собирались на совместное совещание. И 18 апреля 2007 года мы заложили три церкви и одну часовню. В димитровградской тюрьме, димитровградской воспитательной колонии, во втором учреждении, на территории 10-ой колонии, который освятили в декабре 2007 года. Прошло чуть менее полугода, и мы уже находимся здесь в 9-ой колонии, в новом храме.

Обидно, что пока постоянная община при храме небольшая, всего около сорока человек, а всего в колонии содержится почти две тысячи человек, то есть всего-то каждый пятидесятый».

Архиепископ Прокл добавляет к словам полковника Санкина М.В. строку из Евангелие от Луки:

«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благословил дать вам Царство!»

Полковник Сакин М.В.: «Мы все вместе пытаемся спасти тех людей, которые совершили какие-то преступления против людских законов, которые причинили своими действиями горе и боль другим людям и сейчас они находятся здесь. Мы хотим, чтобы они задумались и вся наша совместная деятельность именно для того, чтобы они поскорее отсюда вышли исправившимися и вернулись к своим семьям. Вот смотрим на этот прекрасный храм, и восторгаемся – ведь вы талантливые все, у вас золотые руки. Трудно признаться в ошибках своих, на исповедь прийти, чтобы направили тебя на истинный путь, по правильной дороге. И сказать самому себе об этом. Придите, чтобы для начала просто помолиться. Теперь это место у вас есть, где вы можете быть искренними, прежде всего сами с собой. А Бог, он поймет и простит, если человек искренен и верен. Хочется вам пожелать скорейшего освобождения. Я человек мирской, практичный, вас у меня слишком много, на сегодняшний день более двенадцать тысяч. Когда я приехал сюда в 2005-м году, было всего девять тысяч четыреста. Я надеюсь, что от даты сегодняшнего дня пойдет поворот в обратную сторону! Хочу пожелать всем тем, кто принимал активное участие в строительстве этого храма, и как Владыка говорит, записал своё имя в книгу вечности, пусть он запишет свое имя в справку об условно-досрочном освобождении. Этого я вам всем искренне желаю!

Когда хорошее дело сделаешь, оно видимо и сверху заметно. Вот отслужили службу освящения, и дождичек пошел мелкий, теплый, хороший такой. Я считаю, что это добрый знак, что этому храму быть. Спасибо всем. От каждого по капельке веры, частичке души и получается благое дело, которое мы сегодня сделали. И факел Божий, который внутри каждого из нас горит, должен объединиться в хороший теплый огонь. Мы знаем, что наша страна далека от совершенства: веры мало, мораль слаба, нравственность низка. А, хотелось бы, чтобы женщины и дети в любое время могли спокойно ходить по улицам городов и поселков, и ничто бы им не угрожало. Хотелось бы, чтобы люди были заботливыми и внимательными друг к другу. Но лучше, чем в Писании не скажешь. Поэтому, как начальник управления, спасибо вам, священнослужители, что всегда откликаетесь на все наши добрые намерения, за то, что вы их поддерживаете. Если бы не было хорошей молитвы перед началом каждого дела,- ничего бы не получилось. Спасибо, Владыка!»

Полковник Санкин М.В. наградил почетными грамотами сотрудников учреждения, вложивших много личного труда: подполковника Мамонова Виктора Ивановича, он в течении десяти лет является директором предприятия-колонии. И вручил грамоты тем осужденным, которые потрудились над созданием храма, в их числе: Ягашкин Сергей Васильевич, человек, который написал почти все иконы в новом храме Иоанна Воина, Медников Александр Сергеевич – звонарь, активный строитель, Миронов Олег Викторович – староста общины, также вложивший много своего труда в созидание церкви.

Иерей Павел Боцко, курирующий взаимодействие с уголовно-исправительной системой, рассказал, что храм был построен на совместные средства, сбор которых вели всем миром, а также руководители и сотрудники 9-ой колонии, и пожертвования самих осужденных колонии. К настоящему времени число верующих постоянно увеличивается, сложилась община постоянным числом около сорока человек.

По словам заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе Акимова Алексея Анатольевича:

«Отец Павел Боцко, опекал строительство храма с самого его начала и многое сделал для его создания. Совершенно безвозмездно привозил многие отделочные и строительные материалы, получая помощь от добрых людей. Колокола для звонницы. Когда возник вопрос о выборе проекта храма, именно он выходил с просьбой о создании проекта к архитектору С. А. Кангро, который, по словам Алексея Анатольевича, сделал проект благотворительно: «Совершенно точно, что мы на проект средств не выделяли. До открытия храма все православные обряды совершались в молитвенной комнате при 9-ой колонии. Многие осужденные сами приходили, говорили, что у них нет средств, чтобы внести на постройку храма. и предлагали свои силы, свои руки. У нас есть определенное разрешенное время для посещения храма: утром и вечерам, часы, когда по церковным канонам проводятся молитвы. Помимо самих верующих приходят и другие осужденные: помолиться, просто поставить свечки. Когда проходят дни отрядов и нас посещают семьи осужденных, мы заводим сюда также и родственников, теперь они могут иметь возможность помолиться здесь вместе со своими детьми, сыновьями. Хочется добрым словом вспомнить прежнего старосту общины, который недавно освободился, это Жеребцов Александр, он очень многое сделал при строительстве храма».

Иеромонах Всеволод Емельянцев опекает православных прихожан в 9-ой колонии, много теплых слов в его адрес было сказано руководством спец учреждения.

Вопрос начальнику 9-ой колонии майору внутренней службы Чернявскому Алексею Дмитриевичу: «Как люди других вероисповеданий относятся к тому, что появляются православные храмы, не возникает межрелигиозных трений, споров?

«У нас есть мусульманский уголок – мусульманская комната. Все зависит в любом случае от самих людей. Вот православные захотели и построили храм. Кто не хочет, тот не будет ни делать, ни верить. Здесь люди смогут побыть наедине с собой, наедине с Богом. Пример тому: художник Ягашкин Сергей, человек, который совершил преступление, но в итоге осознал свой проступок. Дай Бог, что у него все в жизни сложится нормально. Он нашел в себе призвание, кем оно было ему ниспослано? Наверное,- свыше, по-другому не скажешь. В деле строительства храма есть частичка каждого сотрудника колонии. Это делает мероприятие еще более торжественным. И многие из тех, кто совершив правонарушение отбывают наказание получили прекрасную возможность для дальнейшего исправления. Ведь многие из них не имеют родственников, а здесь они получили возможность для прямого диалога с Господом Богом. Дай Бог, чтобы это отразилось не только на хорошей обстановке в учреждении, но и на самих людях – сотрудниках и осужденных. Пусть люди станут добрее и счастливее».

Подполковник Мамонов Виктор Иванович, в течении десяти лет является директором предприятия-колонии. И историю строительства храма знает не понаслышке с самого её начала, рассказывает: «Было это в 2002-м году,- привезли мы большой сруб. И с бывшим начальником колонии Дятленко Александром Александровичем думали, что будем с ним делать? Если для бани, то слишком она будет большая,- отряд маленький. А может, начнем строить церковь? Решили и начали. Вот с этого маленького сруба, который стоит в основании храма, все и началось. А дальше, что рассказывать? С миру по нитке, с производства по рублю. Потом стали приезжать люди, помогать. Все это осуществилось на заработанные деньги и деньги пожертвованные».

Спрашиваю директора колонии о крестном ходе в 2005-м году, присутствовал ли он, какой была реакция сотрудников и осужденных?

«Вспоминаю приход крестного хода в 2005-м году, это произвело очень положительный эффект и на сотрудников и самих осужденных. После этого события были многочисленные хорошие отклики, добрые разговоры, обстановка гораздо улучшилась. И более того это событие сподвигло всех к завершению строительства нашего храма. В общей массе среди осужденных нет разногласий на почве отношения к религии. Нет оскорблений, притеснений. Если человек верует, - это его личное дело. Даже наоборот, многие стали посматривать, что сюда в храм люди приезжают, совершаются Богослужения, и возникает сначала интерес, а потом, возможно и приход к истинной вере».

На первом Богослужении, проведенном архиепископом Проклом в освященном храме, присутствовал глава администрации Заволжского района: «Сегодня свершилось значительное событие: открытие храма в заведении для особого контингента людей. Это вдвойне важно. Перед нами стоит задача духовного воспитания и молодого поколения и старшего, потому что недавнее прошлое время сильно развратило людей, ушли на задний план прежние моральные устои. Задача воспитания людей стоит перед властью и вами, теми, которые этим непосредственно занимаются. Надеюсь те, кто здесь находятся, посещая этот храм, будут находить правильную дорогу в жизни, очистив свою душу, став истинными гражданами и патриотами своей страны».

Протоиерей Сергий Ефремов: «Человек, нарушивший закон, получает наказание о государства. Человек, нарушивший Заповеди Божьи, получит возмездие на небесах. И чаще всего страдают не они, сами осужденные здесь на земле, а страдают их родители! Это в фильмах смотришь: вышки, собаки, зэки, а порой бывает, что многим это нравится, многие здесь жируют, а страдают их родители, которые получают пенсии в грошах, а на свидание приходят и отдают всё! Я хочу, чтобы те люди, которые здесь несут наказание, на самом деле одумались, и думали не только о себе! А о своих ближних! О родителях, родных, женах своих, которые отдают последнее. Дай, Бог им терпения! Хочется, чтобы люди, приходящие в этот новый храм, в дальнейшем вышли достойными и не позорили своих ближних впредь».

НЕБО СТАЛО БЛИЖЕ

Протоиерей Иоанн Косых: «Пространство земное для людей, находящихся здесь ограничено, но никто не может ограничить пространство небесное. Но человек не может туда попасть, пока Господь не призовёт. И, конечно, для человека, прежде всего, важна свобода. И для этой колонии сегодня Небо стало гораздо ближе! Потому что человек, входящий в храм, получает такое приближение к Богу, подобно тому, которое получил Моисей, неожиданно для себя, ставший проводником Божьей воли, великим пророком, -когда он подошёл к горе Синай и вдруг увидел горящий куст и услышал голос Божий: «Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, свята есть».

В храме Божьем мы тоже слышим голос Божий, он раздаётся из священных песнопений и через чтение Евангелие сам Бог обращается к нам. Главное ,чтобы те, которые будут посещать сей храм услышали голос Божий! Ибо только тогда, когда человек услышит голос Божий, только тогда он вправе услышать своё покаяние. Он уже никогда не вернется на это место, где он пребывал в несвободе. Ибо, познав Божью благость, Божью благодать, закон внутренней свободы, он уже никогда не посягнет на чужую жизнь, собственность. Дай Бог, чтобы в храме люди встречались с Богом».

Председатель совета ветеранов УФСИН по Ульяновской области Орлов Валерий Николаевич, полковник в отставке, работал в должности заместителя начальника уголовно-исправительной системы Ульяновской области по кадрам и воспитательной работе: «Подобное стало возможным только в новой свободной России. Мне, внуку репрессированного священника, как никому это знакомо. И хотелось бы, чтобы это движение вперед на пути к свободе и нравственности продолжилось, чтобы наша Россия стала, наконец, той страной, которой мы хотели бы её видеть».

СВОБОДА ОТ ГРЕХА

Иерей Игорь Шлыков: «Мы сослужили нашему Владыке в великом деле. Находясь в этом месте, особо чувствуешь вкус свободы. Человек, который находится здесь, по-другому чувствует жизнь. И, бывая уже не раз на территории Ульяновских колоний, хочется пожелать находящимся в них, - почувствовать свободу от греха».

Тропарь мученику Иоанну Воину, глас 4-й:

Всеблагаго Бога и Царя благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю, пострадав бо ради веры мужески, блаженно же скончав течение, зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше. От Негоже прием дарование чудес, страждущим человеком во всяких напастех помогаеши, укрепляеши воины в ратех, от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши. Темже моли Владыку Христа, приснопамятне, да во всяком обстоянии сотворит нам милость и не введет нас во искушения, но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 6-й:

Благочестиваго воина Христова, победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно, Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим: чудодойствуя бо подает обильная исцеления страждущим людем и молится Господу Богу от всяких бед спасти правоверныя.

Во славу Божию, Страничку в летопись Симбирской епархии записал Нафанаил.

29 мая 2008 года. Фото-летопись автора.