Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

22 Марта 2009

«СВЕТ МИРЯНАМ - ИНОКИ, ИНОКАМ ЖЕ СВЕТ - АНГЕЛЫ»

Эта мудрость иллюстрирует, как с древних времен ценилось в Церкви монашество как высочайший и светлейший путь угождения Богу. Время поста, особенно Великого, есть время принесения монашеских обетов. 19 марта в домовом храме Симбирской и Мелекесской епархии на улице Л.Толстого, дом 73, архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом был совершен постриг в малую схиму клирика Благовещенского храма иерея Андрея Заварзина с наречением имени Анастасий в честь святителя Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского.

Сегодня мы, пользуясь этим поводом, хотим в этом номере предложить нашим читателям размышления о том, что представляет собой монашество в миру и что такое монашеский подвиг, и как к нему надо готовиться. Принадлежат эти мысли как монашествующим града Симбирска, так и святым отцам, которые уже стяжали свои венцы в Царствии Божием.

Сам обряд монашеского пострига обычно совершается в обители в присутствии лишь монашеской братии, которая принимает в свои ряды нового брата. Поэтому место принесения монашеских обетов выбрано отнюдь не случайно. Маленький домовой храм больше всего подчеркивает домашнюю атмосферу, где присутствуют собратья-монашествующие священнослужители города Симбирска.

Обращаясь к новопостриженому монаху, Владыка Прокл отметил важность этого дня для монаха, и многое, что было обращено к иеромонаху Анастасию, актуально и для каждого из немонашествующих, так как каждый христианин тоже приносил в своей жизни обеты – обеты святого Крещения: «Я желаю, чтобы ты на долгие годы сохранил эту память о твоем добром желании принять монашество, так как Господь исполняет эти благие желания, и дай Бог, чтобы ты эти благие желания выразил в своих добродетелях, в любви к Богу, в любви к Его Святой Церкви, чтобы ты был достойным служителем Его святого алтаря. Невзирая на немощи человеческие, невзирая ни на что, как сказано в Писании: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

Я желаю, чтобы ты сохранил твердую веру, надежду на помощь Божию, чтобы никогда не отчаивался. Читая святых отцов, ты должен помнить одно очень важное обстоятельство: мы всегда должны сообразовывать время, в которое жили они, и наше время. Иногда у людей бывает ревность не по разуму. Прочитают жизнеописания святых отцов, и начинают думать: «Вот они постились так, молились так», - и берутся подражать им, надевая, образно говоря, одежду не по своему размеру. Надо всегда учитывать современные условия.

Дай Бог, чтобы Господь даровал тебе разум, и ты бы брал от святых отцов самое главное – любовь к Богу и крепкую веру, которую они имели, которую они исповедовали. Я однажды спросил у старца, почему мощи святых так называются, и он ответил: «Потому что люди были мощными». Это были люди совершенно другого покроя, как мы сказали бы сегодня. Однажды преподобного Пимена Великого спросили: «Что мы сделали, чтобы спастись?» Он ответил: «Мы исполнили заповеди, а то поколение, которое будет после нас, исполнит половину того, что исполнили мы. А те, кто будут после них, вообще не будут исполнять того, что сделали мы. Но им будут даны скорби и болезни, и если они будут переносить их безропотно, то получат большую награду, чем мы». Сейчас это время, когда люди будут спасаться терпением скорбей и болезней. Надо всегда об этом всегда размышлять и помнить. А то если без разума читать все наставления подвижников, можно такой сумбур в голове получить, что распутать его, как запутавшиеся нитки, будет очень сложно.

Некоторые начинают налагать на себя сугубые подвиги - поститься, молиться непомерно, забывая, что диавола можно победить, как победил его преподобный Антоний, основатель монашества, прежде всего смирением. Нужно всегда слушать голос Церкви. Многие начинают, приходя в Церковь, говорить, что «это нужно сделать так, это так…» В Церковь никогда не надо вносить всякого рода рационализаторские предложения. В ней все устроено так, чтобы мы могли спастись».

Для некоторых выражение «монах в миру» служит не только синонимом добродетельной жизни за оградой монастыря, но и некоторым укором тем монашествующим, кто несет послушание Богу и Церкви посреди бурного житейского моря. Признавая непреходящую ценность жизни в обители, отметим, что именно монашествующее духовенство вносит немалую лепту в созидание церковной жизни. Именно из числа монашествующих выбирается епископат, к тому же священнослужители, не обремененные семейными узами, могут всего себя посвятить служению Богу и людям. Но об этом мы попросили рассказать тех, кто уже несет это служение.

ИГУМЕН СЕРАФИМ (ЛЯХОВ): «Монашествующий священник может больше времени уделять проповеди Евангелия»

- Отец Серафим, как духовник новопостриженного иеромонаха Анастасия, в чем Вы видите особенности служения священника-монаха в миру?

- Духовенство в Православной Церкви делится на черное (монашествующее) и на белое (преимущественно женатое). Женатый священник, и это вполне естественно, должен уделять время семье, в отличие от священника монашествующего, который больше времени может уделить проповеди Евангелия. Чтобы это не выглядело голословным утверждением, приведу пример из своей жизни. Кроме выполнения своего священнического послушания в Неопалимовском кафедральном соборе, я читаю лекции в военно-техническом училище по понедельникам и четвергам, а по вторникам и субботам посещаю православный центр «Ковчег», где занимаюсь с детишками. То есть, после службы или после дежурства в храме я должен идти или ехать в училище или православный центр, где должен провести несколько уроков. Мог ли такую нагрузку нести женатый священник? Маловероятно. Монашествующий священник больше времени может уделить своей пастве.

Второе, что должно отличать монашествующего священника – это смирение и послушание, для живущих в монастыре – своему настоятелю, в миру – Священноначалию. Очень сложно смирить себя, но если хочешь преуспеть, это нужно сделать.

- А какие искушения могут подстерегать монашествующего в миру?

- Искушения у каждого человека свои. Только, если мирскому нужно терпения воз, то иноку – целый обоз! К тому же, если представители белого духовенства могут найти поддержку в своей семье, то монашествующие могут и должны находить поддержку и утешение только в предстоянии пред Богом, в молитвенном обращении к Отцу Небесному. Главное, чтобы подобно малым детям, ощущающим себя беспомощными без родителей, так же ощущать себя по отношению к Богу, и всегда, как дети постоянно донимают родителей, также неустанно обращаться к своему Творцу.

- Чтобы Вы хотели бы пожелать новому иноку?

- Никогда не унывать, несмотря ни на какие искушения, ибо надеющийся на Бога никогда не бывает посрамлен.

«Монашество в миру древнее общежительного»

В заключение мы решили задать несколько вопросов и самому иеромонаху Анастасию.

- Отец Анастасий, почему Вы решили принять постриг, ведь Вы уже 5 лет служите в священном сане, а священническое служение чем-то сродни монашескому?

- Действительно, священническое служение подразумевает быть образом для верующих. Но монашеское призвание, в свою очередь, подразумевает более строгое упражнение в христианских добродетелях. С момента принятия Таинства Крещения, в 1996 году, я почувствовал призвание именно к монашескому образу жизни, решил, что это мой путь. Я хотел удалиться в монастырь, но чувствовал, что еще не готов к принятию пострига. Некоторое время я был послушником в Седмиезерном монастыре под Казанью, а также в Санаксарской обители в Мордовии.

- Почему же не остались в монастыре?

- Некоторые из братии посоветовали мне вернуться домой, чтобы ухаживать за больной матерью. И я послушался их совета, решил подвизаться в миру, служа при каком-нибудь храме. Нес послушание при Покровском храме села Карлинское, потом Господь привел меня в ульяновский храм праведного Филарета Милостивого, где продолжаю свое служение, будучи в настоящее время священником Благовещенского прихода Ульяновска, к которому он приписан.

- А можно ли быть монахом в миру? Этот вопрос интересует сейчас многих православных.

- Блаженный Симеон Солунский в своей книге «Беседы о храме» пишет, что чин посвящения в монахи пришел от Христа и апостолов и существовал задолго до преподобного Пахомия Великого, основателя общежительного монашества. Обосновывает блаженный Симеон это мнение словами святителя III века Дионисия Александрийского, говорившего в своих творениях, среди описания прочих священнодействий, о постриге в монашество. Так что монашеский образ жизни не обязательно связан с общежитием. Но со временем, если Господу будет угодно, мне все же хотелось бы удалиться в монастырь.

- Помощи Божией Вам, отец Анастасий, в Вашем грядущем монашеском делании!

Полосу подготовил священник Константин Пашин.

Фотолетописец епархии Нафанаил