Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

22 Апреля 2009

Во вторник Светлой Седмицы 21 апреля 2009 года от РХ архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл совершил Богослужение в Жадовском монастыре.

Это исторический день, ибо в день сей свершилось истинное торжество Христианской радости нашей: первое архиерейская Литургия в новом Казанском храме Свято-Богородице-Казанского Жадовского монастыря именно на месте разрушенного богоборцами прежнего храма Жадовской Обители.

Всё то утро перед Литургией солнце светило только над монастырем, а вокруг стояли темные тучи. Я снимал с горы вид на новый монастырский храм, уже без стоящих вокруг главной церкви строительных лесов.

Как описывающий в меру своих сил и дарований это событие, скажу, что трудно переоценить свершившееся, нам смертным и живущим во грехах трудно своим тщедушным пониманием приблизиться к истинной величине этого свидетельства. Даже наш Владыка плакал во время этой службы от радости и скорби, от любви и боли. И не стыдился слез своих. Так было, пишу это.

О сколь множество первых архиерейских Литургий провел Владыка в своей епархии в множестве освящаемых и возрожденных храмах, но эту ожидал с глубочайшим трепетом и желанием. Обитель, по словам архиерея, это начало всего сущего в любой епархии.

По ходу службы Архиепископ Прокл произвел награждение священнослужителей. Настоятеля Богородице-Рождественского храма села Заречное отца Алексия Есина в сан протоиерея, настоятеля Знаменского храма села Ляховка отца Владимира Беспалова в сан протоиерея. Аксиос! Аксиос! Аксиос!

Днем белым снежным покровом чистоты первозданной укрыло все окрестные холмы и саму Обитель. Снег будет идти всю предстоящую ночь. Архиепископ, утомленный за день, несмотря на испортившуюся погоду: сильный порывистый ветер с почти февральской метелицей, все-таки согласился пройти по всему монастырю и вспомнить минувшие дни его возрождения.

Игумен Филарет, некоторые приехавшие гости и прихожане, монахи и священники с соседних приходов пошли с нами. Сначала опять вошли в восстановленный храм. Прошли его весь, подробно разглядывая сделанное наместником, радуясь всему: высокому улетающему ввысь куполу, льющемуся с небес свету,- храм весь залит дневным светом. Поэтому, когда утром начиналась служба, забыли включить свет, - даже в пасмурную погоду было достаточно светло.

Владыка подошел к киоту с Чудотворным Образом Казанской Божией Матери, сделанному специально для нового храма. Тот киот, в котором икона находилась прежде,- в деревянном храме, решили оставить на историческом месте и поместить в него список. Новый киот, по словам Архиепископа, будет со временем благоукрашаться.

По моей просьбе для будущего фильма о монастыре и крестном ходе, Владыка рассказал историю явления иконы, её спасение в большевистские времена и возвращение в обитель.

Потом вышли и по желанию архипастыря мы пошли вдвоем вдоль всей долгой монастырской стены, обходя всю обитель кругом. Владыка шел тихонько, с любовью и слезами на глазах, сильно взволнованно, рассказывал историю святой обители. Голос его срывался, еще и встречный ветер и снег мешали говорить. Он останавливался, гладил ласково рукой стену монастыря, говорил: «Вот видишь, здесь еще нужно восстановить, подремонтировать, стены старые, кирпич древний, штукатурка осыпается местами. Боже мой! Тяжко вспомнить в каком виде нам вернули монастырь!» Мы переходили от башни к башне, я шел чуть впереди со стороны, держал кинокамеру и снимал великие исторические слова архиепископа и понимал, что записываю Историю сегодня. От этого сознания у меня от волнения, тоже, как у Владыки, перехватывало дух и временами даже темнело в глазах. Думалось, какая ответственность и честь, какой крест мой, лежит сейчас на моих плечах: выдержу ли, сумею ли! Так мы обошли весь монастырь: выйдя южными новыми вратами и вошли в северные, прошли к старому деревянному Казанскому храму и вышли на крутой холм с запада. Скоро подошли все, и игумен Филарет рассказал нам о монастырском хозяйстве, управляться с которым приходиться денно и нощно. Работы много. Большая пасека, животноводческая ферма с коровами, столярка, мастерские, вокруг многие гектары земли, которую братия обрабатывает, взращивая урожай. Простым житейским подвигам несть числа, приходите все страждующие, помогайте, всем найдется дело по плечу. Особо в старину и наши дни во многих монастырях стало принятой традицией совершать паломничество в монастыри не только, чтобы помолиться, искупаться в святом источнике, и сфотографироваться в святых местах родного края, но принять послушание от игумена и хоть немножечко поработать во славу Божию!!! Успейте сделать это пока здрвы и в силах, пока помощь ваша нужна. И молиться станут о вашем здравии и здарвии ваших родных и близких у святого чудотворящего образа Божией Матери на длинных монастырских службах! «Беден не тот, у кого денег нет, беден тот, у кого веры нет!», так говорил нам Владыка в этот день словами святителя Златоуста Богослова.

На крутом обрыве, под сильным снегопадом рассказывали Владыка и отец игумен о последних днях монастыря перед его разорением, арестом монахов и архимандрита Каллиста, ссылке их в дальние сибирские лагеря, откуда наместнику не суждено было вернуться. Черная как смоль борода отца Филарета покрылась белым снегом, стала как будто седой и оттого схожей с убеленной головой и бородою архиерея. И думал я, глядя на него: «Пожалуй, от таких трудов и переживаний, от принятия на себя тысяч исповедей-скорбей и печалей, от идущих в монастырь болящих, немощных и ждущих помощи людей, поседеешь и ты сам, отец, скоро-скоро».

И еще одно прекрасное событие случилось в этот праздничный день. Вместе с иеромонахом Никодимом побывали на дому у бабы Насти. Анастасия Ивановна Чаодаева – живая история, она свидетельница чуда. В начале девяностых, прошел слух по Самородкам, будто в закрытом, разоренном монастыре, на стене бывшего братского монашеского корпуса появились лики Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Будучи в то время человеком не усердно верующим, тетя Настя, только на третий день после известия, решила все-таки пойти и посмотреть о чем же судачат люди. И придя в монастырь сама увидела, как на южной стене ближнего здания, в простенке между первым и вторым этажами, будто написанные стоят три лика. Она тогда не разбиралась совсем в иконах и образах и потому рассказывала мне это всё так, как воспринимала тогда, в тот день: «Смотрела и видела икону с женщиной, держащей на груди ребеночка (Казанская Божия Матерь,- прим. автора). Еще икону, на которой был человек с длинными волосами (икона Спасителя, прим. автора). И с краю икону с лысым человеком (Святитель Николай,- прим. автора)».

Интересно то, что баба Настя видела эти лики, и видели некоторые приходящие, а кто-то и не видел вовсе. Приходили, смотрели, крутились рядом и уходили ни с чем. Смотрела она с удивлением на святые образа и глазам не верила, а потом, по словам бабы Насти, вдруг откуда-то прилетел большой огненный желтый шар, размером с чугунок, ударился в стену прямо над головой Святителя Николая и взорвался. Вокруг будто искры рассыпались, и шум стоял. И все исчезло. Слава, Богу, записал я все это свидетельство на кинокамеру высокого качества и будут способности и Божия воля на то, чтобы смонтировать это свидетельство в фильм о монастыре!

Таким замечательным выдался, по воле Божией, второй день светлой седмицы.

Страничку в летопись Симбирской епархии записал Нафанаил. Фоторепортаж автора.

Р.S. Даст Бог, обязательно напишу к этой страничке беседу с Владыкой и бабой Настей, иеромонахом Никодимом и наместником игуменом Филаретом. Ваших молитв, простите меня.