Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

21 Декабря 2009

Симбирский паломник в Мире Ликийской.

Экскурсия в город Демре стоит на самом первом месте практически во всех проспектах туристических фирм. Описывая эту поездку, турецкие тур фирмы привлекают туристов в первую очередь именем святого Николая и родиной Санта-Клауса, попросту Деда Мороза. Повелось это с мнения, что имя святителя Николая якобы весь мир отождествляет с Дедом Морозом, одетым в красную шубу и с мешочком подарков. Это предание сослужило отрицательную роль, когда в 2005-м году по решению местных властей демонтировали бронзовую статую Николая Чудотворца. Монумент, выполненный российским скульптором Григорием Потоцким, на средства собранные российскими учителями и школьниками был в 2000 году установлен на небольшой площади рядом с храмом, где некогда служил свт. Николай. Вместо уничтоженного памятника турецкими властями на пьедестал была водружена пластиковая кукла Санта-Клауса! Вы не можете себе представить, каково было мое возмущение и удивление, глядя на эту, выгоревшую на солнце гигантскую игрушку! Я до того был расстроен, что кляну себя за это: не стал даже фотографировать это безобразие! Хотя многие русские туристы с радостью вставали под Деда Мороза и щелкали мыльницами. Немного отлегло от сердца, когда я все-таки увидел восстановленную скульптуру перед самым входом в храм. Мэр курортного городка Демре считает, что лучшим привлечением туристов будет образ Санта Клауса, здесь его называют «Баба Ноэль», а не Святителя Николая. Хотя именно паломничество на места, в храм, где не один десяток лет (гиды говорят, 40 лет!) служил свт.Николай, привлекает, могу с большой уверенностью сказать, в частности российских туристов! А русские – это основной стратегический контингент туризма в Турции. В общем турки совершили очередную глупость, которую опять исправляли россияне. То есть восстанавливали памятник после всех международных разборок наши соотечественники и установили его опять в Демре практически на пороге церкви святителя Николая во время престольного праздника, который отмечается здесь 6 декабря. Было это в 2005-м году. Вот на фотографиях этот вторично изготовленный монумент святому, который появился вторично перед храмом святителю Николаю благодаря российским фондам мира и письму деятелей культуры России, написанное ими президенту Турции.

Дословно приведу выдержку из туристического проспекта турецкой фирмы: «Хотите побывать на родине Санта Клауса и увидеть затонувший город? Если да, то мы рады пригласить Вас на экскурсию в Демре. Современный город Демре- древняя Мира - дарит нам необычно трогательный памятник- церковь Святого Николая Чудотворца. В 300 году н.э. Николай, уроженец Патары, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти в 325 году. Вскоре после смерти Святого Николая, было отмечено несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху».

Ликия – страна солнца. В древности ликийским городам было принято давать красивые названия. Мира называлась «Жемчужиной побережья». Почему так? Потому что Мира являлась одним из важнейших 23-х городов Ликийской федерации.

Хорошо сохранившийся театр Миры был одним из смых выдающихся образцов античной архитектуры. В прекрасном состоянии некрополь с захоронениями знатных жителей древней Ликии. Сооружение, которым Мира особенно гордилась – храм свободной Артемиды, который древние историки упоминают наряду с храмами Артемиды в Эфесе и Перге. Из этого следует, что Мира была действительно одним из значительных городов древней Ликии. Мира была одним из античных городов Анталийского залива, где побывали святые Павел, Лука и Аристарх (Библ. 27:5/6). Здесь их арестованных пересаживали с одного корабля на другой по пути в Рим в 60 или 60 г.н.э.

Другим подтверждением значимости Миры является тот факт, что в византийский период (IV век н.э.) в Мире служил свой епископ, а им был святитель Николай. Благодаря этому в Мире был возведен великолепный храм-церковь (базилика) святого Николая.

Вот так не больше, ни меньше. Судите сами. И, если Турция, намеревающаяся добиться возвращения мощей святителя на историческую родину через международный суд в Гааге, одержит победу, то неизвестно, сумеем ли мы поклоняться этим мощам так, как это предоставляется в итальянском городе Бари, находящиеся там, хотя и в католическом храме.

Храм в Демре является музеем. Священнослужители Константинопольской патриархии совершают в нем богослужения дважды в год: в день памяти Святителя 19 декабря и на Рождество

На фотографии виден проход под Алтарем. Среди паломников бытует мнение, что на удачу и для исполнения своих просьб к Святителю нужно пройти по проходу под Алтарем. Идут все целыми вереницами: взрослые и дети. В небольшом узком тонеле темно, идти нужно на ощупь. Я, каюсь грешен тоже прошел по этому проходу, больше для того, чтобы полнее ощутить само событие посещения храма и побывать всюду. Хотя и остерегал женщин не грешить, проходя сквозь Алтарь, говоря им, что в Алтари все-таки можно входить лишь мужчинам.

Место упокоения в течение нескольких веков было заброшенным и представляло собой убогий вид. Развалины древнего Сионского храма побудили русского паломника-писателя Муравьева А.Н. просить благословения Московского митрополита Филарета о благочестивом намерении приобрести развалины древнего храма в собственность России для его восстановления. С разрешения Святейшего Синода путем щедрых пожертвований Муравьев собрал необходимую сумму и приобрел, только не на свое имя, что воспрещали турецкие законы, а на имя одного местного жителя значительный земельный участок с развалинами полуразрушенной крепости, включая храм. Не сразу, но к 1860 году в нижнем этаже бывшего Сионского храма появилась небольшая русская церковь во имя святителя Николая. Стараниями А.Н.Муравьева и тогдашнего русского посла в Константинополе графа Н.П.Игнатьева удалось более прочно закрепить территорию храма за Россией, оформив мирликийские владения за княгиней А.М.Голицыной.

Граф Игнатьев не хотел останавливаться на этом и собирался предпринять все меры для возрождения и восстановления храма. Но позднее, в 1879 году турецкое правительство издало особое постановление, где объявлялось, что мирликийская церковь не может быть передана русским по соображениям военно-стратегического характера. Возникло даже подозрение, что таким образом русское правительство пытается создать военный оплот в Средиземном море. После недавней победы России в войне 1877-1878 годах, из опасений перед Россией, в 1891 году турецкий государственный совет постановил считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев ввиду того, что со времени приобретения они не обрабатывались русскими и посему подлежащими, согласно существующим в Турции законам о земельной собственности, отчуждение в пользу государства.

Посещение храма произвело на меня очень глубокое благоприятное впечатление. Власти все-таки стараются поддерживать в самом храме, и в округе чистоту и порядок. Ведут реконструкцию, восстанавливают первоначальный вид церкви, берегут то, что сохранилось. Я входил в здание, официально считающееся сейчас только музеем, как обычно вхожу в действующий храм. Глядя на меня, наши туристы повторяли за мной все то, что делал и я. Потом я не раз ловил на себе их взгляды, когда уже внутри храма, нужно было подойти к месту, где покоились мощи Николая Чудотворца, повторяли за мной: как крестился и кланялся, прикладывался к святому месту. Нельзя не высказать моей радости от того, что я нахожусь в храме, где десятки лет совершал Богослужения сам святитель Николай Мирликийский! Не верилось в это чудо! Из храма не хотелось уходить. Представлял как проходила служба, где стоял священник отец Николай, его голос, произносящий «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Как он причащал своих прихожан, какие проповеди он произносил перед ними.

Храм представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом с двумя залами по бокам, на севере с маленькой четырехугольной и двумя комнатками.

Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной притвор с крестово-образными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центральной части базилики находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой священника и нижней галереей. Центральное помещение отделено от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом.

Саркофаг, в котором изначально находились мощи святителя Николая находится южной части церкви, расположенной между двумя колоннами позади разрушенной мраморной перегородки. В нем, как полагают, и был захоронен святой. Саркофаг изготовлен из белого мрамора, украшен различными рельефами и орнаментом с растительным узором.

С большим благоговением и надеждой наши россияне тянули руки к саркофагу Святителя, прикладывались к нему, кланялись, у подножия ставили свечи, подносили детей. Люди как могли молились, шептали просьбы и чувствовалось, будто все они привезли с собой со своей родины, любящей Николая Чудотворца, как нигде в мире, привезли с собою частичку своей церкви. Церкви, в которую их впервые когда-то приводила мама, где они первый раз увидели икону с ликом небесного заступника и вместе с мамой ставили свечечку у его образа. Войдя в храм я чувствовал себя будто в родном доме, в России, в каком-нибудь нашем русском храме. И вели себя наши соотечественники молитвенно, благоговейно, как говорят с страхом Божиим и трепетом духовным. Я уже вышел из храма, и опять вернулся, хотя бы минуту еще хотелось постоять под его сводами, глядеть на уцелевшие древние фрески, ходить по древнему мрамору, отполированному миллионами ног паломников, молиться и молиться. И знаете, это чувство было не потому, что казалось, будто я сюда больше не приду, или что очень растрогался я в этот день. Я потом понял, почему не хотелось уходить. Я чувствовал, почти физически ощущал незримое присутствие Святителя Николая.

Надпись на мраморной крышке саркофага была выполнена по заказу русского царя Николая I, который финансировал реставрацию церкви в 1862 году. Текст написан на кириллице, на старорусском языке. Резчик, высекавший надпись не был знаком с русским алфавитом и поэтому надпись сделана с большим количеством грамматических ошибок и неверно изображенных букв.

Текст представляет собой известный нам тропарь святому: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче сявщенноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Гид-женщина, которая сопровождала нас, приехала в Турцию из Советского Союза, уроженка Душанбе, русская, православная. Рассказывает, что очень непросто в Турции обстоят дела с организацией православных приходов, общин. Власти, как могут, мешают, препятствуют этому. Местные жители не хотят проблем в жизни и поэтому многие скрывают свои христианские убеждения. Сейчас она и ее друзья озабочены тем, что хотели бы создать свою православную общину, иметь место для совершения Богослужений, но пока не могут решить ни одной из проблем. Нет ни дома, комнаты, ни разрешения от властей.

В новом сезоне туристические центры планируют организацию паломнических маршрутов для российских туристов в Демре, Каппадокию, Эфес и многие другие города по местам, где сохранились христианские церкви в сопровождении православных священников. По крайней мере, такое сообщение поступило через эти турагенства.

Святитель Николай родился в III веке в городе Патаре в Малой Азии (сейчас территория Турции). С самого детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем епископом города Миры Ликийские.

По церковному преданию за свою земную жизнь Николай Чудотворец совершил множество добрых дел, именно поэтому считается, что именно святитель Николай – прототип современного Деда Мороза, который способен приносить людям счастье и благополучие, мир и здоровье, любовь и надежду.

Святитель Николай – самый почитаемый святой не только в России, но и во всем православном мире. Именно к нему обращаются с молитвами путешествующие и мореплаватели, считающие небесного Угодника своим покровителем. Прихожане всех христианских храмов мира знают его образ, иконы свт. Николая всегда выставляются в храмах на самых почетных местах, и видимо самое большое число храмов в России носит имя этого величайшего чудотворца.

Скончался святитель 19 декабря, в середине IV века в глубокой старости. Мощи святого сохранились в нетленности. От них исцелилось множество людей.

«Первый перед Богом заступник», «Николай Угодник», - так называют на Руси святителя Николая.

Много преданий связанных с помощью Николая Чудотворца передается верующими на русской земле. Наш симбирский край не стал исключением. Самый почитаемый на Руси и в древности и дни тяжких испытаний приходил на помощь православному народу.

Под покровом Святителя Николая выстоял наш край Сурский!

В старину народы, жившие в этих местах, зарабатывали славу России своей кровью, отстаивая свою независимость от захватчиков и свою веру: Святое Православие. Наши предки были людьми глубоко религиозными, и для них было очень важным не только географическое, удобное и экономически или стратегически-военное полезное место расположения своего села. Но важно было и то, есть ли Благословение Божие на это место. А здесь на этой Промзинской горе, как известно Господь явил Чудо.

В старину было естественным, когда при заселении, люди сначала возводили храмы, а потом уже начинали строить острог и свое жилье. С XVI века крымские татары совершали опустошительные набеги на эти места, поселения. Здесь не было постоянного войска. Земли были пограничными. Кочевники захватывали в плен детей, женщин, мужчин убивали, мальчиков превращали в янычар. Человек, насильно в детстве лишенный своих национальных корней, становился самым страшным и беспощадным воином, более жестоким, чем сами захватчики.

В 1552 году один из подобных больших отрядов подошел к берегам Суры. Местные жители смогли набрать лишь небольшое ополчение из стрельцов и местных жителей. И уже понимали, что если не будет никакой помощи, то наступит полное истребление населения и разорение селения. Один из русских воинов-разведчиков переплыл Суру и заметил в стане врага смятение: спешные сборы кочевников и не просто отступление, а буквальный побег из этих мест. Наш земляк-воин поднял голову и увидел то, что напугало кочевников - Чудесное видение на горе. В гигантском небесном огненном столпе стоял Старец в святительских одеждах. В одной руке в виде щита он держал икону, в другой - боевой меч. Он был именно таким, каким мы видим его на некоторых иконах Святителя Николая. А перед ним предстоял воин на белом коне, в таком обличии, в котором изображен на иконах Георгий Победоносец. Воин спешился, сошел с коня, преклонил колени и стал молиться перед Старцем. Видя это грозное видение, крымские татары бежали. И после этого набеги на эти местности прекратились. Вскоре на родниках была найдена икона Святителя Николая, в том виде, каком он и являлся в тот знаменательный день.

Родник, на котором была найдена Чудесная Икона, истекает в 2 км от горы, на которой было Видение. Икона была явлена на каменной доске размером в человеческий рост. От нее вскоре стали происходить Чудотворения. Это событие, а именно: явление Николая Чудотворца,- послужило отправной точкой заселения Сурского края. Место, указанное Божиим Угодником было богато природными ресурсами: замечательная река и озера - рыбой, удивительные леса – дичью и зверями, грибами и ягодами. И конечно, здесь есть духовное богатство. Народ издревле тянулся к Святыне, а паломничество в наши места совершается до сих пор со всей России.

Память одного из самых почитаемых и вместе с тем загадочных святых Православной Церкви. Мы очень мало знаем о его земной жизни. Достоверных свидетельств о жизни святого практически нет вообще. Но многие поколения верующих испытали на себе реальную помощь святого в своей жизни.

В кафедральном соборе Симбирска дважды в неделю совершаются молебны с акафистом святителю Николаю. Верующие приходят, чтобы специально попросить благодатной помощи, получить его покровительство.

Паломик с симбирской земли Нафанаил.