Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
31 Декабря 2010

31 декабря - особенно радостный праздничный для всех тверитян день - день памяти свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.

Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор соборно совершил праздничные Богослужения в Вознесенском соборе г. Твери, где находится рака со святыми мощами Священномученика.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинные Тверской епархии, члены епархиального совета и духовенство храма.

Традиционно большое количество православных христиан нашего города собираются в этот день в храме, чтобы помолиться и поклониться св. свщмч. Фаддею - нашему заступнику и покровителю, веря, что, по молитвам святого Фаддея, Господь укрепит наш народ в православной вере.

За Божественной литургией была совершена диаконская хиротония иподиакона собора Вознесения Господня г. Твери Алексея Анатольевича Брагина. По окончании богослужения Владыка Виктор поздравил собравшихся с праздником и наступающим Новым 2011-м годом. В свою очередь прихожане также поздравили Архиепископа Виктора, вручив цветы и памятный подарок.

***

Св. Фаддей всегда был готов сказать слово утешения каждому, оказать ему помощь, выслушать его. Нравственное влияние Архиепископа Фаддея на паству было огромное. В домах многих верующих, в переднем углу, вместе с иконами находились его фотографии. О владыке Фаддее можно было бы говорить много, ибо жизнь его была проникнута любовью и благочестием. При общении с ним каждый чувствовал исходившую от него благодать; во время совершаемых им богослужений прихожане ощущали себя как бы воспарящими в горные высоты. Кто бы ни обращался к нему из страждущих, не оставался без духовной поддержки и материальной, когда требовалось, помощи...

Приводим ниже выдержку статьи очевидца А.И. Кузнецова «От Астрахани до Твери» журнала «Тверские епархиальные ведомости, № 3 1997 г. о священномученике Фаддее, архиепископе Тверском.

«…Я взял на себя непосильный труд вос­произвести на бумаге облик архиепископа, зара­нее зная, что этого сделать не могу: не хватит писательского таланта. Перед мысленным взором того, кто прочтет эти записки, я должен вос­создать образ человека необычайной монашеской красоты: мистического склада души, аскетических подвигов, ревностного, до самоотверженности, отношения к Церкви, смирения, кротости, бес­предельной доброты и любви к людям. Какая-то необычайная гармония царила во всем существе этого человека. Я чувствовал эту гармонию, со­прикасаясь с ним, она явственно мне слышится и сейчас, когда я пишу эти строки.

Владыку Фаддея считали святым. Эта ре­путация святости создавалась не только верую-щими-астраханцами, но и в кругах иерархических о нем отзывались точно так же. Я уже имел слу­чай в «Воспоминаниях о встречах с Патриархом Тихоном» упомянуть о моей беседе с Патриархом. Едва я переступил порог его кабинета, Святейший спросил меня: «Вы от владыки Фаддея? Вы знае­те, что он святой? И это не только мое мнение». Чтобы усилить силу своих слов Патриарх расска­зал мне о письмах митрополита Кирилла (Смирнова), которые тот присылал Патриарху из тюрем и ссылки. Я уже раньше упоминал, что владыка Фаддей был арестован, заключен в тюрьму и отправлен в ссылку вместе с митропо­литом Кириллом, а затем и епископом Афанасием (Сахаровым).

Аскетический строй жизни, разумеется, сопутствовал владыке и во время служения его в Астрахани. Может быть его духовные даровония здесь даже стали выше и глубже, если, рассуж­дая по-человечески, учесть, что покинув Владимиро-Волынскую кафедру, он на протяжении почти пяти лет, с небольшим перерывом, был лишен свободы. Сознание оторванности от жиз­ни, от людей, которым он служил своими мона­шескими идеалами, житейская скорбь, естест­венно, должны были углубить в нем чувство са­моотрешенности и проявиться в высшей форме. Во всяком случае астраханцы увидели в нем всю красоту монашеского духа, созерцание и богомыслие. Именно таким представляется владыка Фаддей в памяти тех, кто его знал и видел.

Владыка Фаддей (Успенский) родился в г. Васильсурске Нижегородской губернии, в 1874-г. Отец его - Василий Иванович Успенский был на­стоятелем Васильсурского собора. Мальчик учил­ся в Нижегородском духовном училище. По окон­чании семинарии он поступил в Московскую ду­ховную академию, на третьем курсе Академии принял монашество, на четвертом курсе был по­священ в сан иеродиакона. Академию окончил в 1898 г., со степенью кандидата. В 1901 году по­лучил степень магистра богословия за капиталь­ный труд «Единство книги пророка Исайи», в 1902 г. написал книгу «Записки по дидактике», ставшую теорией духовной педагогики. В 1908 г. написал большое исследование под заголовком «Иегова». В том же году Московская Духовная Академия присудило ему степень доктора богословия.

По окончании Академии иеромонах Фаддей был назначен преподавателем догматического богословия в Уфимскую духовную семинарию. Затем был инспектором и, наконец, с 1908 г.

Владыка Феодор рассказывал в этой биографии о том, что они с владыкой Фаддеем - однокурсники по Академии, были в большой неразлучной друж­бе, в один день были пострижены в монашество, а перед пострижением вместе проходили послу­шание на Валааме. Епископ Феодор отмечает особые благодатные дары, которыми отмечен владыка. Кротость, смирение, аскетизм - основ­ные черты пламенного монашеского духа - были присущи владыке Фаддею' с юных лет. «Он - при­рожденный монах, и мы - студенты Академии, это ясно видели», - говорит епископ Феодор. Влады­ка Фаддей был особенностью Академии: книга, церковь и постоянное созерцательное состояние - вот его постоянные занятия. Ни развлечений, ни шумных игр, тем более, студенческих пирушек, он не признавал и в них не участвовал.

В биографии рассказывается, почему ему дано имя «Фаддей». В духовном училище, где учился Ваня Успенский, учитель словесности за­ставлял их разучивать басни Крылова в лицах. В одной из басен, которая начинается фразами «Здорово, кум Егор! Здорово, кум Фаддей!», Ване выпала роль Фаддея. С тех пор это имя и превра­тилось в своеобразную кличку среди учеников. Ваня был уже в семинарии, и там нет-нет, да кто-нибудь крикнет: «Фаддей!» Одним словом, шло за ним имя героя крыловской басни. И вот, - Вала­ам, - послушание перед пострижением. Идет сту­дент Успенский по монастырскому двору и вдруг слышит позади себя: «Фаддей, Фаддей!» Обернул­ся и видит у кельи старца-схимника. Схимник хо­чет отворить дверь и не может. Успенский подо­шел и помог ему. И долго думал он, что бы это могло значить, откуда старцу известно, что так его иногда кличут? Но вот и постриг в монашест­во.

В Твери, как и в Астрахани, владыка был окружен всеобщей любовью верующих. Зримо ощущал я эту любовь, и сам владыка отвечал народу любовью, единением с ним, каждодневным посещением храмов, постоянными проповедями.

Скорбью легло на мою душу известие о кончине владыки. Тем сильнее была эта скорбь, что владыка скончался в тяжелых условиях заключения. Верующие знают, что переселился этот подвижник веры в лучший мир, но время, место и обстоятельства его кончины остаются в области неоднородных сведений...»

Три сестры /архиепископ Фаддей (Успенский)/

Горя, страданья, отчаянья полны

Моря житейского бурные волны,

Брызги их - слезы и кровь!..

Но человеку в юдоли томленья

Чудные сестры даны в утешенье:

Вера, Надежда, Любовь!

Первая в доле суровой, унылой

К людям приходит могучею силой,

Светом небесным полна

И, ободряя унылых душою,

Вера приносит им бодрость с собою,

Гонит сомненья она.

В жизни суровой, в тоске безысходной

Светит вторая звездой путеводной,

Эта звезда нас ведет.

Смотрим вперед мы с надеждой смелее,

Темная даль и ясней, и светлее,

Легче нам бремя невзгод.

Третья сестра это - Божье дыхание.

С ней не страшны никакие страдания.

Храм ее - наши сердца!..

В ней сострадание, жалость, участие,

В ней красота всепрощенья и счастия,

Царство любви без конца!..

Информационная служба Тверской епархии