Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
17 Марта 2009

«Мои правая рука и левая рука не сотрудничают, они едины. Сотрудничать могут те, кто различен, как церковь и государство», – так начал пресс-конференцию для тверских СМИ известный богослов диакон Андрей Кураев.

«В конференц-зале «Тверской Жизни» журналисты встретились с заместителем губернатора Тверской области Василием Толоко, протоиереем Алексием Шевчуком (руководитель молодежного отдела Тверской епархии), Вадимом Степановым, лидером Тверского регионального отделения общественной организации «Православная молодежь».

Василий Толоко представил краткий обзор событий, которыми станет богат новый Год молодежи. Самые яркие из них – областной съезд «Патриоты Верхневолжья» (с 30 апреля по 3 мая) и съезд «Православной молодежи» ЦФО, посвященные 100-летию со дня второго прославления преподобной княгини Анны Кашинской (инициатор – Тверское региональное отделение этой организации).

Основные же вопросы были заданы гостю, профессору Московской духовной академии, самому молодому персонажу словаря «Философы России XIX–XX столетий», ставшему и самым молодым (в 35 лет) профессором богословия в истории России.

Известный миссионер с легкостью вел беседу в различных направлениях, то подтверждая устоявшиеся мнения, то обескураживая неожиданным поворотом, сдабривая свою речь колоритными историческими или анекдотическими примерами.

Церковь и государство

Они разделены, и так быть должно. У людей много уровней жизни. Есть такие аспекты, в которых Церковь не должна считать себя компетентной (например, ведение экономической политики). Но в чем-то государство должно смиренно признать свою некомпетентность – в духовной жизни. Но мы можем сотрудничать. Форма сотрудничества ясна – ваши деньги, наши идеи (государственное финансирование различных программ, проектов).

Работа с молодежью

Эта фраза – лингвистическое (и этическое) преступление. Молодежь представляется предметом неодушевленным. Подобные перлы: «человеческий фактор» Михаила Горбачева, «человеческие материалы». Но трудно найти аналогичную по смыслу фразу из досоветского опыта нашей истории. Православие в нашей стране богато различным опытом, но только не в области общения с детьми и молодежью. Примером может быть то, что лишь на исходе XIX века появляется первый учебник для детей по Закону Божиему, качество которого оставляло желать лучшего. Поэтому мы сами заимствуем многое и из европейской истории, и из советской. Хотя ясно, что пионерия – это копия скаутинга. Многие формы комсомольской работы тоже были взяты из опыта дореволюционных и западных организаций.

Церковь не призвана создавать свои формы досуга. Чему Христос не учил, так это как развлекать. А поскольку мы живем в игровой цивилизации, нужно искать формы обучения через игру. Но мы хотели бы игру насытить христианским смыслом. Сказка ложь, да в ней намек. На что будет этот намек?

Государственнообразующий народ

Россия – исторический туннель, пронизывающий Евразию. Все своеобразие нашей истории – борьба за контроль над этим коридором, проходящим через наш самый большой материк, но весьма ограниченный по прохождению. Есть ли какой-нибудь народ, который бы мыслил такими масштабами: от Петербурга до Находки? Русские националисты – имперские националисты, в отличие от всех остальных.

От атеизма до православия

Андрей Кураев окончил философский факультет МГУ, учился на кафедре научного атеизма. Мальчик из московской интеллигентной семьи испытывал сложный комплекс чувств к верующим: советско-московский снобизм дополнялся завистью – у них есть то, чего у меня нет. Скорее всего, признает богослов, он шел на кафедру атеизма с интересом к религиозной философии, нежели атеистической. Одним из поворотных моментов стали слова отца Сергия Булгакова, творчески оскорбившие молодого философа: «Неверующий человек, который изучает историю религии, подобен евнуху, который сторожит чужой гарем».

Эффективность
Самого неэффективного проповедника на земле звали Иисусом из Назарета. Из любой современной рекламной компании его бы уволили. За три года работы – только 70 учеников. Такой «неэффективности» можно только радоваться. Не надо гнаться за большими цифрами. Если я работаю с классом в течение года и три ребенка воцерковились, я счастлив.

Подставь другую щеку

Есть советы для беременных женщин. Например, нельзя приседать. Пока ты не беременна, следовать этому совету не нужно. Нечто подобное и в духовной жизни. Когда человек ощутил себя беременным (прямой библейский образ – душа должна стать беременной Христом), у него появился опыт духовной радости, открытого неба в душе. И важно сохранить его, не отречься. Меня ударили по щеке – это не более чем массаж. Но если я в ответ начал мечтать: «Ух, как я этого гада придушу», – то тут удар дошел до сердца. И тогда небо закрылось. Ответив на удар, потеряешь больше, чем найдешь. Если внутри ничего нет, тогда можно давать сдачи, интриговать. Но если появилась эта жемчужинка, появилось ощущение ценимой мною внутренней жизни, тогда приходит понимание того, что лучше подставить другую щеку.

***

Диакон Андрей Кураев также встретился вчера со школьниками и студентами вузов, сузов в ТЮЗе, со всеми желающими – в библиотеке им. Горького.

Татьяна Иванченко,

«Тверская жизнь»

Фотогалерея