Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
1 Апреля 2009

4.04. Похвала Пресвятой Богородицы (суббота акафиста). В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы». Исторические обстоятельства установления Похвалы Божией Матери. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский - Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы». Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы со своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Архиепископ Виктор совершит богослужения субботы акафиста 3.04.-4.04. в соборе «Белая Троица» г. Твери.

5.04. Неделя 5 Великого поста. Память прп. Марии Египетской, прп. исп. архим. Сергия (Сребрянского). 'Неделя' - воскресный день (с церковно-славянского). Прп. Мария Египетская. На двенадцатом году жизни будущая отшельница бежала из родительского дома в Александрию, где заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие. Случайно оказавшись на празднике Воздвижения Святого Креста в Иерусалиме, Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы — и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Долго и усердно молилась Мария и получила от Пресвятой указание уйти в пустыню. В глубине пустыни Иорданской она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями, претерпевая голод и холод, помыслы и искусительные образы. На примере Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам и напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как низко кто не падал. Прп. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.

Прп. исп. арх. Сергий (Сребрянский +1948 г.). В последние, годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником был протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Отец Квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что такое — нести тяготы и горечь гонений в течение многих лет. Он вспоминал об отце Сергии: «Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Он весь был объят Божественным желанием... Это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние, и, видимо, под влиянием охватившего его волнения помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния». Архиепископ Виктор совершит богослужения памяти Преподобных в Воскресенском арх. соборе г. Твери, где почивают св. мощи прп. исп. архим. Сергия (Сребрянского).

7.04. Благовещение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый праздник Св. Православной Церкви. Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была - приветствие ангела: 'Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего' В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух... Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского. Последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря. В этот праздничный день за трапезой разрешается рыба.

Архиепископ Виктор совершит Всенощное бдение в Воскресенском арх. Соборе г. Твери и Божественную литургию в Благовещенском храме г. Торжка..

9.04. Епархиальный совет. Состоится в 11.00/11.30. Присутствуют члены епархиального совета.

11.04. Лазарева суббота. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых. Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: 'Лазарь Четверодневный, друг Христов'. Византийский император Лев Мудрый (886 - 911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. Значение для христиан сего события: «У кого есть Марфа трудолюбивая - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, - внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его - дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом» (свт. Феофан затворник).

В этот день за трапезой разрешается вкушение рыбной икры.

Архиепископ Виктор совершит богослужения памяти описанного события в соборе «Белая Троица» г. Твери.

12.04. Вход Господень в Иерусалим, праздник вайи (неделя цветоносная. Вербное воскресенье). Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, “потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса”. Но произошло неожиданное для них: “Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: “Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!”. Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста. Это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы - все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град. Встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: 'Осанна Сыну Давидову!', в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. В этот праздничный день за трапезой разрешается рыба.

Архиепископ Виктор совершит праздничные богослужения в Воскресенском каф. соборе г. Твери.

13.04.-18.04 Страстная седмица. 'Седмица' - промежуток в семь дней, соответствует нашим неделям. Дни особо строгого поста. Великий Пяток (страстная пятница. В этот день верующими принято не вкушать пищи до «выноса Св. Плащаницы») - воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста - вечернею. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

16.04. в 8.00. – Литургия, утреня с чтением 12 Евангелий. 17.04.- 8.00. Великие часы, 14.00 – Великая вечерня с выносом Св. Плащаницы; 18.04. в 2.00 часа ночи – Утреня с чином погребения и литургия. Воскресенский арх. собор г. Твери. В Великую субботу Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово. Утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеческая», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их бессмертие. Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.

19.04. Светлое Христово Воскресение – ПАСХА. Разговенье. /Как встретить Пасху/

В ряду Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских Пасха Христова есть высочайшее торжество веры, радостнейший и торжественнейший праздников праздник. Говорят, что Пасхальная ночь — самая безмолвная и тихая ночь в году. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви — для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы придти к запечатанному гробу Спасителя. В это время наступает 12 часов ночи — час, когда мы празднует Воскресение Христа и начинается пение праздничного тропаря: «Христос Воскресе из мертвых». Все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», — ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви. В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». Разговенье традиционно начинается с освященных творожной пасхи, крашеных яиц, куличей.

Архиепископ Виктор совершит в 23.15. Пасхальную полунощницу, крестный ход, утреню и литургию в Воскресенском каф. соборе г. Твери.

20.04.-25.04. Светлая седмица (неделя). Светлая седмица: неделя Пасхальной радости именуется Светлой седмицей. На протяжении семи дней после Пасхи богослужения будут совершаться по пасхальному чину, после каждой Божественной литургии совершается крестный ход. Царские врата, ведущие в алтарь, остаются открытыми. Это означает, что после Воскресения Христова светлый мир Небесный открыт для людей. В эти дни духовная радость верующих не должна ослабевать. До праздника Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи, не совершаются земные поклоны. С момента наступления Пасхи и до Вознесения Господня, отмечаемого на сороковой день после Пасхи, верующие неизменно приветствуют друг друга словами: 'Христос воскресе! — Воистину воскресе!'. Это пасхальное приветствие повсюду создает атмосферу светлого торжества. На протяжении Светлой седмицы также отменяются однодневные посты, которые верующие соблюдают по средам и пятницам. Издревле на Руси в эти светлые дни было принято не только посещать праздничные богослужения, но и ходить в гости, навещать родных и друзей.

21.04. Иверской иконы Божией Матери. Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами. Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Вечернее богослужение в Благовещенском женском монастыре г. Бежецка, литургию в Никольском храме г. Твери, молебен в 14.00. в Иверской часовне гор. б-цы №6 г. Твери. 24.04. Иконы Божией Матери «Живоносный источник» Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество Божией Матери, в честь Ее иконы 'Живоносный Источник'. Появление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Пресвятой Богородицы, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его 'Живоносный Источник', имея в виду чудодейственную силу источника. Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Вечернее Богослужение в Богородицком Житенном монастыре г. Осташкова; литургию в храме на Оковецком источнике (Селижаровского района). После Богослужения состоится освящение завода по разливу питьевой Оковецкой воды.

26.04. Антипасха. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает 'вместо Пасхи': не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: 'Блаженны не видевшие и уверовавшие…' Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки). Архиепископ Виктор совершит богослужения праздника в храме «Трех исповедников» г. Твери.

28.04. Радоница. Радоница — 9 день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших. 'Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Как относиться к могиле православного христианина. Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Как вести себя на кладбище. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин 'Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище'). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Как правильно поминать усопших. 'Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага',- пишет святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После литургии нужно отслужить панихиду.

Архиепископ Виктор совершит богослужения праздника в соборе «Белая Троица» г. Твери.

30.04. Съезд православной молодежи Тверской епархии. Открытие съезда «Областной форум православной молодежи «Патриоты Верхневолжья» состоится в 12.00. в Тверском театре юного зрителя.