Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
10 Мая 2013

Большим концертом хоровой музыки в Тверской областной филармонии завершился III Пасхальный фестиваль, который проводился совместно с аналогичным Московским фестивалем Валерия Гергиева. Певческий собор «От людей – к храму, от храма – к людям» с участием камерного хора «Русский партес» и Праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря и Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси был посвящен сразу трем событиям – православной Пасхе, Дню Победы и воссозданию Тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора.Первый концерт фестиваля прошел еще в апреле – главным героем его был камерный хор филармонии «Русский партес», которому в нынешнем году исполнилось двадцать лет. Тогда он назывался мадригальным певческим ансамблем, а в его составе было двенадцать певцов. В 2003 году участников коллектива стало восемнадцать, и он был преобразован в камерный хор, который возглавил выпускник Московской консерватории и аспирантуры Андрей Кружков. Именно с его приходом хор получил признание не только в Твери, но и в других городах России. – «Русский партес» выступал с Национальным академическим оркестром народных инструментов имени Осипова, с ним он представлял в Концертом зале имени Чайковского оперу Гречанинова «Добрыня Никитич». Вместе с академической капеллой имени Юрлова коллектив исполнил хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Из недавних достижений стоит отметить Золотой диплом Международного фестиваля-конкурса духовной и рождественской музыки, а также звание «Лучшего коллектива фестиваля» в Чехии и звание лауреата премии губернатора Тверской области которого «Русский партес» был удостоен в этом году. Певческий собор, прошедший в филармонии 8 мая, стал таким образом своеобразным продолжением юбилейных концертом хора.

Собор начался с показа документального фильма о Тверском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, снятом на студии «Акценты», что не совсем привычно для филармонического формата. Впрочем, в показе фильма был свой смысл, поскольку концерт посвятили воссозданию главной православной святыни Тверской земли. Храм был построен в 1285–1290 годах на Соборной площади Тверского кремля при князе Михаиле Ярославиче и стал одним из первых каменных зданий, возведенных в Северо-Восточной Руси после Батыева нашествия. Интерьер собора украшали фрески, позолоченные медные врата, на полу итальянская плитка, а на куполах воздвигнуты позолоченные кресты, со временем позолотили и купола, и кровлю. Отсюда и другое название собора – «Златоверхий». В подклете его был погребен Михаил Ярославич, а также Александр Михайлович и его сын Федор Александрович. Храм перестраивался три раза, в 1689 году из Старицкого белого камня соорудили третий собор – по образцу Московского Успенского собора. А через несколько лет к юго-западу от него выросла колокольня. И сам собор, и колокольня оказались взорваны в 1935 году. Мощи Михаила Тверского передали в Тверской музей, сейчас же местонахождение их неизвестно. В фильм вошли совершенно уникальные кадры, помимо старых фотографий, например, в нем можно увидеть единственное сохранившееся киносвидетельство – отрывок из фильма Михаила Пудовкина «Мать», который снимался в Твери в 1926 году и в котором буквально несколько секунд показывают Спасо-Преображенский собор. Авторы фильма о нем резонно полагают, что за воссозданием храма, очевидно, последует обретение и мощей Святого благоверного князя Михаила Тверского…

После столь важного в контексте фестиваля пролога начался собственно концерт. Открыл его камерный хор «Русский партес» и солистка филармонии Татьяна Скворцова – в их исполнении прозвучала свиридовская «Любовь святая» из музыки к «Царю Федору Иоанновичу» Толстого. Первое отделение состояло из семи вещей. За Свиридовым последовала «Легенда» Чайковского на стихи Плещеева, «Привезите нового винограда» Дмитрия Олеманова, а также другие произведения для хора – Дегтярева ( «Взыди, Бог»), Шнитке ( «Отче наш» из цикла «Три духовных хора»), которые в полной мере раскрыли творческий диапазон «Русского партеса». Хор звучал интеллигентно, акценты в исполняемых произведениях были расставлены очень точно и прочувственно. Что особенно, быть может, ощущалось в последнем спетом сочинении – «Многолетие» тверского композитора и участника хора Сергея Левина.

Все второе отделение было отдано Праздничному мужскому хору Московского Данилова монастыря и Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси. В его составе шестнадцать певцов, все они – выпускники Московской консерватории, Российской академии Музыки имени Гнесиных и академии хорового искусства имени Свешникова. Хор и его художественный руководитель и главный регент Георгий Сафонов принимает участие в патриарших богослужениях, активно гастролирует, в частности, в Тверь коллектив приезжал уже во второй раз. Два года назад он выступал перед тверскими подводниками. Программа, предложенная 8 мая Праздничным хором тверским слушателям, состояла из нескольких разделов – Пасхальных песнопений, музыки воинской славы России, и мелодий и песен Великой Отечественной войны. «Христос воскресе» звучало на трех языках – греческом, латинском и церковнославянском, что в сочетании с мощными голосами хористов, которые полностью заполнили филармонический зал, создало праздничное, возвышенное впечатление. Не менее эффектным оказались и Стихири Пасхи знаменного распева в гармонизации Бориса Лядковского из репертуара хора Донских казаков, и «К тебе «из Литургии Святого Иоанна Златоуста Рахманинова. И если «Русский партес» звучал интеллигентно, то мужской хор Данилова монастыря – торжественно и величественно, что во многом диктовалось характером исполняемых сочинений. От музыки, осененной божественной благодатью, хор перешел к музыке, овеянной воинской славой. Ее посвятили всем павшим на полях сражений и ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны.

Этот раздел начался с первого музыкального произведения российской армии знаменитого «Марша Преображенского полка» о том, что «знают турки нас и шведы». Завершился он громогласным «ура». Выступление хора Данилова монастыря дало слушателем возможность познакомиться с песнями вроде бы на первый взгляд известными, но, как оказалось, совершенно незнакомыми. Все дело в том, что коллектив исполняет многие песни в их традиционном виде, с текстами, которые после революции были переписаны и подстроены под нужды и идеологию новой власти. Среди них – «Песня русских кадет». Мелодия ее очень хорошо известна, так же, как и слова: «Смело мы в бой пойдем за власть Советов, И как один умрем в борьбе за это». Исконный вариант, предложенный московским хором, существенно отличался: «Мы смело в бой пойдем за Русь святую // И как один прольем кровь молодую. // Рвутся снаряды, трещат пулеметы, // Скоро покончим с врагами расчет. // Вечная память павшим героям // Честь отдадим им воинским строем». Эта песня вызвала в зале какое-то особое воодушевление скорее всего потому, что стала едва ли не для всех собравшихся настоящим открытием. Причем, возможно, достаточно неожиданным.

Из большой трехчасовой программы, состоящей из песен от Куликовской битвы до наших дней хор представил лишь небольшую часть, но и этого было вполне достаточно для репрезентации музыки, овеянной воинской славой. Завершился певческий собор песнями Великой Отечественной войны, которые стали для всех хорошим подарком к Дню Победы.