Статьи, Пресс-релизы

Экспедиции по поиску парохода "Челюскин"

25 Января 2015

Челюскин – легендарный советский пароход ледокольного типа. Конечно, о пароходе "челюскин" и его трагической судьбе много написано, но о героизме «челюскинцев» забывать не стоит. Во время своего плавания в 1933 г. из Белого моря в Тихий океан был зажат среди дрейфующих льдов и затонул в Чукотском море. Челюскин отправился в путешествие из Мурманска во Владивосток в августе 1933 г. Когда 10 августа 1933 года «Челюскин» вышел в море, на его борту были 52 моряка, 29 ученых, столько же зимовщиков и плотников, которым предстояло возвести на острове Врангеля дома, которые в разобранном виде сложили на палубе. На борту было 10 женщин, причем одна беременная, и один ребенок. А 31 августа в вахтенном журнале появилась запись «В 5 ч 30 мин у супругов Васильевых родился ребенок — девочка. Имя девочки Карина». Так на борту парохода стало два ребенка.

Капитаном назначили опытного полярного морехода В.И. Воронина, но тот, осмотрев «Челюскин», категорически отказался от этой чести. Набор корпуса был недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, так что «Челюскин» во многом уступал испытанным ледокольным пароходам. Тем не менее капитана уломали, пригрозив ему всевозможными карами... Это и предопределило трагедию. Предусмотрительный начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт взял с собой продовольствия на полтора года, теплую одежду, спальные мешки на всех, палатки и т.д.

До Карского моря плавание проходило успешно, даже первые льдины, нанесшие урон судну не помешали Челюскину продолжить плавание. До Восточно-Сибирского моря судно шло с незначительной течью. Но при подходе к Чукотскому морю, Челюскин получил серьезные повреждения по обоим бортам, а течь усилилась. Полученные вмятины не позволяли пробиться сквозь лед, и корабль был окружен дрейфующими льдинами, которые сковали судно. Челюскин дрейфовал 4 месяца. Удачное стечение обстоятельств позволило дрейфующему пароходу достигнуть Беренгова пролива. Уже показалась чистая вода, но в проливе движение льда резко изменилось, и судно стало сносить на северо-запад. 13 февраля 1934 года Челюскин не справился с сильным сжатием льда, корпус лопнул и пароход затонул в течение 2 часов. Команда судна была уже готова к такому повороту событий и заранее подготовила все необходимое для высадки на льдину. Так на льду в открытом море осталось 104 человека. На льду был построен барак для женщин и детей, а также пекарня. Почти 2 месяца люди боролись с полярной зимой. Они понимали, что спасти их могут только с самолетов. Для посадки полярники постоянно строили взлетную полосу, которую постоянно заносило снегом, которая трескалась. В поиске людей участвовали 10 самолетов, 3 парохода и ледокол "Красин". Но эвакуацию людей смогли начать лишь только в апреле, когда погодные условия позволили летчикам приземлится на дрейфующую льдину. Первое приземление на льдину совершил Анатолий Ляпидевский – 5 марта. Он вывез со льда всех женщин и детей. Однако повторное возвращение было осуществлено только 7 апреля. За неделю с льдины были эвакуированы все пострадавшие. При крушении погиб только один человек – завхоз Б.Г.Могилевич.

Первая подводная археологическая экспедиция Челюскин 1975 года прошла безрезультатно, также и вторая в 1989 году. И лишь в сентябре 2006 года участники очередной экспедиции «Челюскин-70» заявили, что нашли затонувший корабль «Челюскин». С поднятых фрагментов вязли пробы металла и отправили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой и вышел «Челюскин».

В 2003 году Анадырская епархия в с.Уэлен воздвигла православную часовню, то самое село куда были эвакуированы первые челюскинцы. И первую службу посвятили их героизму.

Статья подготовлена на основе материалов с сайта www.cheluskin.ru




Дата публикации: 25/01/2015