Статьи, Пресс-релизы
Экспедиции по поиску парохода "Челюскин"
Капитаном назначили опытного полярного морехода В.И. Воронина, но тот, осмотрев «Челюскин», категорически отказался от этой чести. Набор корпуса был недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, так что «Челюскин» во многом уступал испытанным ледокольным пароходам. Тем не менее капитана уломали, пригрозив ему всевозможными карами... Это и предопределило трагедию. Предусмотрительный начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт взял с собой продовольствия на полтора года, теплую одежду, спальные мешки на всех, палатки и т.д.
До Карского моря плавание проходило успешно, даже первые льдины, нанесшие урон судну не помешали Челюскину продолжить плавание. До Восточно-Сибирского моря судно шло с незначительной течью. Но при подходе к Чукотскому морю, Челюскин получил серьезные повреждения по обоим бортам, а течь усилилась. Полученные вмятины не позволяли пробиться сквозь лед, и корабль был окружен дрейфующими льдинами, которые сковали судно. Челюскин дрейфовал 4 месяца. Удачное стечение обстоятельств позволило дрейфующему пароходу достигнуть Беренгова пролива. Уже показалась чистая вода, но в проливе движение льда резко изменилось, и судно стало сносить на северо-запад. 13 февраля 1934 года Челюскин не справился с сильным сжатием льда, корпус лопнул и пароход затонул в течение 2 часов. Команда судна была уже готова к такому повороту событий и заранее подготовила все необходимое для высадки на льдину. Так на льду в открытом море осталось 104 человека. На льду был построен барак для женщин и детей, а также пекарня. Почти 2 месяца люди боролись с полярной зимой. Они понимали, что спасти их могут только с самолетов. Для посадки полярники постоянно строили взлетную полосу, которую постоянно заносило снегом, которая трескалась. В поиске людей участвовали 10 самолетов, 3 парохода и ледокол "Красин". Но эвакуацию людей смогли начать лишь только в апреле, когда погодные условия позволили летчикам приземлится на дрейфующую льдину. Первое приземление на льдину совершил Анатолий Ляпидевский – 5 марта. Он вывез со льда всех женщин и детей. Однако повторное возвращение было осуществлено только 7 апреля. За неделю с льдины были эвакуированы все пострадавшие. При крушении погиб только один человек – завхоз Б.Г.Могилевич.
Первая подводная археологическая экспедиция Челюскин 1975 года прошла безрезультатно, также и вторая в 1989 году. И лишь в сентябре 2006 года участники очередной экспедиции «Челюскин-70» заявили, что нашли затонувший корабль «Челюскин». С поднятых фрагментов вязли пробы металла и отправили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой и вышел «Челюскин».
В 2003 году Анадырская епархия в с.Уэлен воздвигла православную часовню, то самое село куда были эвакуированы первые челюскинцы. И первую службу посвятили их героизму.
Статья подготовлена на основе материалов с сайта www.cheluskin.ru
Дата публикации: 25/01/2015