Статьи, Пресс-релизы

Кино и его особенности

31 Марта 2015

Искусство кино очень близко искусству театра. В основу каждого из них положен драматургический материал. Как и спектакль, кинофильм ставит режиссер. Роли исполняются артистами. И кино, и театр — искусства синтетические. В их создании принимает участие большой творческий коллектив.

Но есть между ними и серьезные различия.

В театре действие происходит непосредственно на глазах у зрителей. Они присутствуют и участвуют в создании сценического образа. В кино зрители видят действие, предварительно снятое на пленку; и показываемое на экране. Сценический образ развивается и меняется от спектакля к спектаклю. Кинематографический образ сыгран, отснят, и изменить его уже нельзя.

В театре действие происходит в условной обстановке. Если события совершаются на заводе или в поле, то на сцене не строят завода, не переносят на нее поле, а делают декорации того и другого. В кино зритель видит непосредственное воплощение жизни во всем ее многообразии. Здесь делают снимки с натуры — снимут настоящий завод и настоящее поле. А если это окажется почему-либо невозможным, создадут такие декорации и так их снимут, чтобы зрители даже не подозревали, что все это ненатуральное.

Перенесение действия в театре ограничено сценой. Пространственные и временные возможности кино почти безграничны. Оно без труда переносит место действия из одной страны в другую, из прошлого в будущее, из будущего в настоящее.

Кино может охватить более широкий круг жизненных явлений. Грандиозная битва и распускание цветка, движение небесных тел и подводный мир, картина в целом и каждая отдельная деталь — все это и многое другое доступно кино.

У кино больше возможностей проникнуть во внутренний мир человека. Оно может показать толпу или только одного человека. И не только человека, но одно лицо, или руки, или губы. Тем самым оно делает видимыми тончайшие душевные движения. Два родственных искусства — театр и кино — не заменяют и не исключают друг друга. Как и все искусства, они отражают разные стороны жизни и по-разному. Помогают друг другу, обогащая выразительными средствами (в театр пришли наплывы, возврат в прошлое, перенос времени и т. д.). И вместе с тем вынуждают активнее выявить свои собственные, только кино или театру присущие возможности.

Кино — искусство молодое. Оно появилось в конце позапрошлого века, и «родителями» его были наука и техника. Толчком для появления кино стало изобретение движущейся фотографии. Кино иногда так и называют— «движущаяся фотография», потому что движущееся изображение — основа, кинематографа (от греческих слов: «движение» и «пишу»). Движение для кино то же, что и цвет и линия для изобразительного искусства, звук — для музыки, слово — для литературы, вкусная пища — для гурмана.

Разумеется, для кино важно не просто и не всякое движение, а так называемое кинематографическое, то есть предварительно организованное, подготовленное и потом зафиксированное на движущейся пленке.

Зрители смотрят не пленку, а ее проекцию на экране. Это тоже входит в специфические особенности кино: изображения, создаваемые им, являются изображениями на пленке, а потом на экране.

Каждая отснятая картина, каждый кадр — неподвижны. Иллюзия движения возникает от непрерывного зрительного восприятия, которое обеспечивается техникой. Эта непрерывность восприятия — одно из выразительных средств кино.

Так как специфическая особенность кино — движущееся изображение, то важной художественной задачей становится соединение в единое целое неподвижных картин, зафиксированных на пленке, - соединение кинокадров. Этой цели служит монтаж. Монтаж — связь одного кадра с другим в определенной временной и логичной последовательности, в их пространственном и ритмическом взаимоотношении.

По техническим причинам фильм снимается не в той последовательности, в какой в нем развивается действие. Монтаж помогает установить необходимую связь между кинокадрами, Но монтаж — это не только соединение кадров во временной последовательности и даже не только сочетание необходимых, следующих друг за другом событий. Монтаж — это средство художественного отбора. Как режиссер смонтирует куски, что с чем соединит, пройдет ли эпизод в быстром ритме или медленно — от этого зависит смысловое звучание каждого куска, а то и фильма в целом. Монтаж дает такое сочетание, соединение, сопоставление, которое рождает художественно-образное решение, усиливающее смысловое и эмоциональное звучание фильма.

 

 




Дата публикации: 31/03/2015