Статьи, Пресс-релизы
Владимир Меньшов в поисках жанра
Как ни неожиданно будет мое мнение в вашей анкете (подозреваю, что большинство оценит ситуацию достаточно критично), у меня поводов для оптимизма больше, чем для огорчений. Может быть, это связано с тем, что я работаю на «Мосфильме», где наиболее активно и последовательно проводится то, что можно называть перестройкой, можно — внедрением модели, но наиболее точно, пожалуй, сформулировать как возвращение к здравому смыслу.
Самое важное достижение — свобода, которую мы уже не в состоянии объективно оценить, поскольку к хорошему быстро привыкаешь. Гораздо быстрее, чем к плохому. И нам уже кажется естественным, что мы работаем без оглядок, без страха. Не скажу, что свобода эта так уж абсолютна,— еще есть темы, которые остаются под пристальным вниманием. Скажем. тема армии. У нас в объединении снята картина «Делай раз!» о дедовщине. И мы испытываем давление на самом высоком военном уровне. Как разрешится конфликт, пока не знаю, но нет у нас ни страха, ни роковой обреченности. Думаю, все будет нормально,— картину сейчас нельзя запретить.
Процессы, происходящие на студии, мне кажутся чрезвычайно здоровыми, что бы ни говорили все защитники прежнего положения вещей, когда — боже ж мои! — мы не торговали кино, а занимались самым святым искусством. Я не против высокого искусства. Я против, когда сам же художник вместе с небольшой группой людей и определяет, какое искусство высокое, а какое нет.
Да я и вообще не понимаю людей, уверяющих, что в прежние годы занимались святым искусством, а теперь не могут. Тарковский сейчас ставил бы фильмы. И за него бы дрались студии и объединения. А вот эпигонов, фильмы которых и не смотрели по-настоящему, и призов они больших не завоевывали, было очень много. Вот им будет тяжело.
Когда я слышу жалобы о благих временах, которые прошли, когда попрекают коммерциализацией, денежными расчетами, то удивляюсь, как же можно до такой степени не осознавать ситуации. Мы катастрофически теряем зрителя. А ведь это главное! Кинематограф должен быть нужным обществу. Мы сейчас открываем все возможности, темы, но не только не завоевываем зрителя — лишаемся его.
Отношение к зрителю — это для меня показатель, индикатор. Та самая нашумевшая сцена в «Маленькой Вере» — картине, которую я считаю выдающейся,— отталкивает зрителя, и как бы ни доказывали мне авторы и критики ее значимость, все это для меня умозрительно, ибо я знаю: людей эта сцена возмутила. Одна эта сцена! Все там сделано замечательно, но обязательно следовало, приняв во внимание привычки и предрассудки общества, предвидеть, просчитать такую реакцию. Но многие не считаются, пытаются приучить зрителя. И это тоже отрывает часть зрителей из кинозалов.
Будет ли перелом? Возможно. У нас есть художники, которые задумываются обо всем этом, но их осталось очень мало. Большинство декларируют пренебрежение к зрителю.
Все это относится в полной мере к жанровому кино, которым занимаюсь и по велению сердца, и по долгу службы, возглавляя мосфильмовское объединение «Жанр». Я столкнулся с крайним дефицитом режиссуры и драматургии. Хозрасчет, казалось бы, предоставляет неплохие возможности, да и заработать позволяет. Но то, что нам приносят, предполагая, что это жанровое кино, или драматургически слабо, или просто пошло.
Так что перспективы жанрового кинематографа невелики, ибо некем брать. Так и не сломана парадигма авторского кино (я тут подразумеваю не подлинное искусство; «Калина красная» Шукшина или картины Иоселиани — это ведь тоже авторское кино, но настоящее). Кинематограф с легкой заумью. скучный, но зато с претензией на философию, берется под защиту только лишь за то, что получает какие-то весьма незначительные премии на непрестижных фестивалях. Нет, если картины оправдывают себя, приносят валюту, все претензии снимаются. Говорят: для развития мирового киноязыка они важны. Но где это проявилось? Их никто не видел на Западе, они не куплены, их никто не видел у нас. И тем не менее им отдается гласное и негласное предпочтение, они престижны...
Мы в объединении категорически отказались от этого направления — пусть его в конце концов разрабатывают в других объединениях. Сейчас у нас пошел первый поток фильмов, которые мы начинали уже сами. Ведь наибольшая пока наша удача — фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» — объединение взяло его уже на середине работы над ним. Хотя символично, что это наша первая картина — это именно то кино, которым бы мы хотели заниматься.
Думаю, обвальный зрительский успех ждет фильм А. Муратова «Криминальный квартет» — там доходчиво и сильно говорится о незыблемых вещах, общечеловеческих ценностях, таких, как мужская дружба, любовь, сопротивление злу. На мой взгляд, получилась социальная мелодрама «И вся любовь» (режиссер А. Васильев) — там выдающаяся актерская работа Ирины Бяковой. На подходе картина «Делай раз!» А. Малюкова — я о ней уже говорил. Веселой, остроумной получается комедия «Шапка» (по В. Войновичу) режиссера К. Воинова. Есть еще одна картина — «На солнечной поляночке» — замечательный сценарий С. Токарева посвящен знаменитому футбольному матчу сборных СССР и Югославии на Олимпиаде 1952 года...
Что касается более далеких планов, то мы хотим создать эпопею из двух фильмов «Ермак». Предприятие довольно рискованное, обойдется оно миллионов в пять, но нам это кажется важным и с позиции гражданского долга перед нашей историей, да и с коммерческой точки зрения. Деньги мы наверняка вернем. Но это будет большая картина, которая, хотелось бы надеяться, останется на долгие годы. Снимать ее будут В. Краснопольский и В. Усков.
В заключение о собственных планах. Так получилось, что в последние годы я не снимал. Причины разные. Все вокруг так быстро менялось, что очень непросто было определить, с чем выходить к зрителям
Надо уметь ждать и не паниковать. Слава Богу, материальное положение не такое, чтобы немедленно, не выбирая, бросаться в новую картину. Однако есть и другая опасность, когда начинаешь бояться, не разучился ли снимать кино. Да и молодые «подпирают»: идет новая режиссерская волна — есть очень сильные ребята. Короче говоря, я уже готов окончательно к работе. Что буду снимать? У меня есть три сценария, один из них буду снимать уже в этом году. Какой? Пожалуй, самый неожиданный.
Дата публикации: 28/12/2016