Статьи, Пресс-релизы

Мастер судоподъема Феоктист Андреевич Шпакович

27 Июля 2016

С именем Феоктиста Андреевича Шпаковича связаны многие славные страницы истории водолазного дела страны: успешные судоподъемные работы в дореволюционной России, становление экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в первые годы Советской власти, обучение и воспитание нескольких поколений специалистов в стенах Военно-морского водолазного техникума.

Среди таких выдающихся организаторов ЭПРОНа, как Л. Н. Захаров, Ф. И. Крылов, В. С. Языков, А. 3. Каплановский, Е. Г. Даниленко, К. А. Павловский, водолазный специалист Ф. А. Шпакович занимает особое место. Он — один из немногих, кто был связующим звеном между водолазным делом в дореволюционной России и водолазным делом в Советском Союзе, начиная со спасательной партии Севастопольского порта (Марпартии).

Родился Феоктист Андреевич в Севастополе в 1879 г. В 1902 г. успешно окончил реальное училище и поступил в Харьковский технологический институт. После смерти отца Шпакович вынужден был оставить учебу и пойти работать. Приняли его на должность заведующего водолазным складом Севастопольского военного порта, где он быстро освоил водолазное дело и стал выполнять подводные работы. С 1903 г. командование порта стало поручать ему ответственные задания. Уже через два года Шпакович считался одним из лучших водолазных специалистов порта. Ему доверили разработку плана подъема минного заградителя «Буг», затопленного вместе с минами в Южной бухте Севастополя. Со своей задачей он справился блестяще, впервые применив в качестве понтонов секции плавучего дока.

В 1907 г. командование порта направило Ф. А. Шпаковича в Кронштадтскую школу водолазов для сдачи экзаменов, которые он сдал экстерном. Там же ему было присвоено первое офицерское звание. После возвращения в Севастополь Ф. А. Шпаковичу поручили руководить всеми подводными работами на шельфе Крымского полуострова.

В 1909 г. он возглавил работы по подъему подводной лодки «Камбала» с глубины 58 м. В 1915 г. разрабатывает и реализует подъем турецкого крейсера «Меджидие», подорвавшегося на русских минах в районе Одессы. Впоследствии отремонтированный корабль вошел в состав Черноморского флота под названием «Прут». За эту работу Феоктист Андреевич был досрочно произведен в поручики, а через год в штабс-капитаны.

В начале двадцатых годов на страницах многих наших газет замелькало название английского корабля «Принц». Во время Крымской войны 1853—1856 гг. он должен был доставить в Балаклаву жалование в золотой валюте солдатам и офицерам английской и французской армий, но погиб во время шторма в 1854 г. В 1923 г. о якобы находящейся под водой золотой казне доложили Ф. Э. Дзержинскому, и он дал указание организовать поиски английского корабля. Водолазное обследование предполагаемого места гибели «Принца» возглавил Ф. А. Шпакович. К поиску подключились и специалисты судоподъемной японской фирмы «Синкай Когиоесио лимитед». Однако все попытки отыскать корабль были безрезультатными.

Позднее было установлено, что золотого груза на «Принце» в момент его гибели уже не было. (По некоторым данным золото было выгружено еще в Тулоне). Золото не было найдено, но работы по поиску «Принца» послужили толчком к организации в стране судоподъемной и аварийно-спасательной организации — ЭПРОН.

Первоочередной задачей ЭПРОНа стал подъем кораблей Черноморской эскадры. Уже в 1924 году было начато водолазное обследование эсминца «Калиакрия», затопленного в Цемесской бухте на глубине 28 м. Во главе с Ф. А. Шпаковичем водолазы в короткий срок промыли туннели под корпусом эсминца, завели в них тросы-полотенца, остропили 8 крупных понтонов и стали их продувать сжатым воздухом. Так был поднят первый затопленный корабль Черноморской эскадры, который затем торжественно ввели в Новороссийский порт. Через несколько дней поднятый эсминец отбуксировали в Николаев. Здесь его восстановили, дав новое название «Дзержинский».

Еще в мае 1924 г. Ф. А. Шпакович предложил план подъема подводной лодки «Пеликан», который был одобрен и Феоктист Андреевич приступил к его реализации. К работам он привлек водолазов: Ф. К. Хандюка, В. Т. Сергеева, П. И. Рудика, А. С. Вольнова, Н. М. Лазарева, В. И. Захарчука и других. Понтонов у эпроновцев тогда не было и Шпакович решил использовать вместо них четыре секции плавучего дока. Расчет его оказался верным. Уже 20 октября 1924 года лодка была заведена в док.

На следующий год водолазы приступили к подъему подводной лодки «Орлан», затопленной в 1919 г. интервентами недалеко от Севастополя на глубине 31 м. Здесь отличились эпроновцы Ф. К. Хандюк, А. А. Кузнецов, Ф. С. Каюков, И. В. Киндинов и другие.

Теперь на очереди была подводная лодка «АГ-21». Затоплена она была на глубине 54 м около Севастополя; лежала на ровном киле, с приподнятой носовой частью, что позволяло завести стропы подрезкой. Кормовая же часть покоилась на каменистом грунте. После подъема и капитального ремонта «АГ-21» вошла в состав Черноморского флота.

За самоотверженный труд и мастерство Феоктист Андреевич был награжден орденом Красного Знамени.

Еще одну награду — орден Красной Звезды Шпакович получил за подъем английской лодки «L-55». Лодка лежала на дне Копорского залива на глубине 32 м. Работы начались в 1928 году. Для ее подъема решили использовать специальное двухкорпусное судно «Коммуна» (бывший «Волхов»), По рекомендации Шпаковича все стропы заводили способом подреза. Под корму лодки были заведены 4 стальных стропа-полотенца. К ним с «Коммуны» подсоединили огромные блоки гиней, а затем лебедками подняли лодку на поверхность. 4 августа 1928 года «Б-55» привели в Кронштадтский док и поставили на ремонт.

В эти же годы под руководством Шпаковича осуществлялся подъем башен главного калибра линкоров «Императрица Мария» и «Свободная Россия».

Решение о подъеме «Императрицы Марии» было принято еще до революции. Было множество мнений, как осуществлять судоподъемные работы. Но наиболее обоснованный план предложил академик А Н. Крылов: сначала провести тщательную герметизацию корпуса линкора, а затем закачать в отсеки сжатый воздух. Вскоре была создана судоподъемная партия. В нее вошли специалисты водолазного дела Ф. А. Шпакович, Ф. К. Хандюк, И. И. Воеводин, А. С. Воль-нов, В. Т. Сергеев, Ф. А. Бурцев, И. Т. Шебельский, а также врач-физиолог К. А. Павловский. В первую очередь нужно было продуть погреба боезапаса сжатым воздухом и поднять все снаряды на поверхность. Затем приступить к подъему останков людей, так как при их разложении в отсеках накапливались взрывоопасные и ядовитые газы. Необходимо было также откачать из помещений разлившееся жидкое топливо, которое при испарении создавало взрывоопасную газовую подушку. Все работы проводились настолько быстро, что уже к декабрю 1916 г. весь огромный цикл подготовительных операций был завершен. Началось пробное продувание отсеков корабля. Уже первые продувки показали, что герметизация корпуса надежная, вода под напором сжатого воздуха вытесняется. Таким образом, применяемый способ подъема полностью себя оправдал. Весной 1918 года линкор полностью всплыл на поверхность и был переведен в док.

Но победа была неполной Башни главного калибра вывалились из своих гнезд и глубоко увязли в илистом грунте. Предстояло поднимать их отдельно. Эти работы пришлось отложить более чем на десять лет: революционные события, интервенция, гражданская война, восстановление разрушенного вконец хозяйства.

Только в 1930 г. удалось приступить к обследованию и подъему первой башни главного калибра. И снова всеми работами руководил Ф. А. Шпакович. По его указанию был изготовлен специальный кольцевой понтон грузоподъемностью 1100 т, доставлены грунторазмывочные агрегаты, другая подводная техника. И уже на следующий год первая башня весом в 860 т была поднята со дна бухты. Через несколько месяцев водолазы подняли вторую.

В 1932—1933 гг. водолазы подняли две оставшиеся башни, а в 1934 г., используя тот же способ, извлекли со дна Цемесской бухты две башни главного калибра линкора «Свободная Россия». В 1928 г. Балаклавские водолазные курсы были объединены с Кронштадтской школой водолазов и Ф. А. Шпаковича назначили на должность начальника. Через два года создали в Балаклаве научно-технический центр, который занялся разработкой новых видов водолазного снаряжения и подводной техники.

В 1931 г. по инициативе Ф. А. Шпаковича Балаклавская школа водолазов была преобразована в Военно-морской водолазный техникум.

С первых дней Великой Отечественной войны Феоктист Андреевич — начальник Балаклавского гарнизона. Он возглавляет строительство оборонительного комплекса. В октябре 1941 г., когда враг вплотную подошел к Севастополю, начальник водолазного техникума получил приказание готовиться к передислокации в г. Слюдянку (на оз. Байкал), и уже к концу 1941 года занятия в техникуме возобновились на новом месте.

В суровых сибирских условиях выполнять практические задачи было исключительно трудно: отказывали клапаны, промерзали и рвались водолазные рубахи, в шлангах образовывались ледяные пробки. Проделанные во льду майны тут же схватывались льдом.

Но и в таких экстремальных условиях занятия проводились по полной программе. Над прорубями-майнами ставились домики-времянки или палатки, внутри которых постоянно топились печки-буржуйки. Рубахи и шланги поливались горячей водой. Преподаватели Е. М. Матвеев, Ф. К. Хандюк, П. С. Мацкевич, Л. Ф. Кобзарь, опытные инструкторы П. К. Зеленецкий, Е. П. Очук, А. М. Шевченко, Ф. А. Перешивайло, И. И. Цветайло, К. Ф. Жеребцов, И. С. Воронков и другие так организовали учебный процесс, чтобы ни одна минута не пропадала даром, каждое занятие было насыщенным и эффективным. В 1944 г. после того, как Крым был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, водолазный техникум вернулся в Балаклаву.

В 1964 г. полковник в отставке Ф. А. Шпакович скончался. Он прожил жизнь, наполненную творчеством и созиданием. На его счету более 30 спасенных и поднятых кораблей, причем он сам проработал под водой около 10 тыс. часов. Будучи опытным педагогом, заботливым наставником Феоктист Андреевич дал путевку в жизнь тысячам юношей.




Дата публикации: 27/07/2016