Статьи, Пресс-релизы
Об обстоятельствах, способствовавших появлению Багратидов на политическом небосклоне раннехристианской Грузии, можно узнать из небольшой исторической справки испанского автора-анонима XVII века. В этом документе говорится, что грузины всегда имели хорошие отношения с византийскими императорами. Между правителями этих государств всегда заключались династические браки. Но, в годы правления константинопольского базилевса Юстиниана, у грузинских царей прервалась линия продолжения рода, по мужской линии. Поэтому грузинские вельможи попросили соединить браком грузинскую принцессу и вельможного сеньора города Вавилон, который, предположительно, был потомком рода Давидова (в записях его имя прописано, как Афанасий Адармас). Таким образом, получившаяся династия царей Иберии происходит от новозаветного царя Давида.
В пояснение к вышеприведённой цитате следует отметить, что в ней идёт речь о праправнучке Вахтанга Горгасали, которую, по грузинской исторической версии, действительно выдали замуж за представителя рода Багратиони, однако не с именем Афанасий Адармас, а с другим именем - Гуарам (Гурам), который, после совершения таинства этого брака, правил царством Картли в 545/46 — 585/86 гг. Следует обратить внимание на то, что последний, став супругом грузинской царевны, занял должность «эрисмтавара» Картли (главы государства, наместника, управляющего от лица иранского шаха, но не царя). Представители рода Багратиони стали обладателями грузинского престола и венчались на царство только с IX века, положив тем самым начало грузинской царской династии, просуществовавшей вплоть до присоединения Грузии к России в самом начале XIX в.
Военно-политические и религиозные связи иберо-колхидских царств и их преемников с Грецией и Римской империей как в дохристианскую, так и в раннехристианскую эпоху имели всё-таки эфемерный характер. Но они заметно окрепли и участились после того, как с 30 — 40-х годов VII в. на международной арене появилась мощная агрессивная сила в лице арабов, которые к середине того же века завоевали все Закавказье, исключая Западную Грузию.
Вслед за основанием в Картли арабского эмирата с центром в Тбилиси и в связи с опустошительными походами арабских полководцев на Грузию в стране началась миграция местного населения, стремившегося выселиться в её окраинные регионы, недоступные для завоевателей. В результате этого в Грузии возникли новые крупные феодальные объединения: в 80-х годах VIII в. в восточной части Картли — Кахетинское княжество и ещё восточнее — Эретское царство, а в начале IX в. — Тао-Кларджетское княжество на юго-западе страны. Последнее основал картлийский эрисмтавар Ашот Багратиони, который восстал против арабов и утвердился в своём княжестве при помощи византийского императора, получив от него придворный титул «куропалата». Этот факт не был исключительным для грузинско-византийских отношений IX — XI вв., когда они приобрели наиболее активный и дружелюбный характер: к тому времени многие грузинские, а также армянские деятели не только служили при византийском дворе, но и играли видную роль в политической и общественной жизни тогдашней Византии. Согласно архивным записям, в X в. почти все значительные военные должности в Византии занимали грузины и армяне.
В плане дружественных внешних связей Грузия, в царствование царицы Тамары, наиболее тесно была связана с Византией, чему во многом способствовали династические браки и родство через них представителей рода Багратиони, к примеру, с Комнинами. Последние занимали византийский трон с 1081года по1185 год. Эти события совпали, в частности, с царствованием Георгия III и началом пребывания на грузинском престоле царицы Тамары. Известно, что Комнины поддерживали тесные связи с венценосцами и их ближайшим окружением в соседних европейских странах, а также всячески способствовали развитию торговли, причём особенно покровительствовали итальянским купцам и находящимся на византийской службе западноевропейским рыцарям. Довольно продолжительное общение представителей двух породнившихся династий, Комнинов и Багратиони, даёт основание предположить, что последние при помощи первых также поддерживали связи с западноевропейскими странами, и не только на личном, в том числе монаршеском, уровне, но и в целях наведения мостов для межгосударственных отношений и развития торговли этих стран с Грузией.
Период примерно с XI в. до конца первых десятилетий XIII в., когда грузинский престол занимали величайшие из династического рода Багратиони Давид IV Строитель и царица Тамара, а также их наследники, именуют золотым веком в историческом развитии Грузии (пик его пришёлся, однако, на царствование Тамары). Эта сравнительно непродолжительная эпоха характеризовалась небывалым подъёмом хозяйственной и культурной жизни государства. Развивались земледелие, ремёсла, выращивание крупного и мелкого рогатого скота, тогда же зарождалась знаменитая грузинская кухня, вобравшая в себя самое лучшее из других культур, шёл интенсивный процесс застройки страны: в разных её регионах появлялись церковно-монастырские ансамбли, дворцы, караван-сараи и другие постройки. Налаживались торговые отношения со многими странами как Востока, так и Запада. Высокого уровня достигла церковная и светская литература, в том числе художественная и научная, развивалось искусство живописи и зодчества, чеканки и златокузнечества.
Дата публикации: 28/07/2023