Новости Владивостокской и Приморской митрополии
Игумен Климент (Кривоносов) о проекте внутреннего убранства Спасо-Преображенского кафедрального собора: «Мы строим храм, и нет сомнений, что в этом деле все совершается по воле Божией»
Адрес сайта Владивостокской и Приморской епархии - www.vladivostok-eparhia.ru
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир утвердил проект внутреннего убранства главного храма Приморья — Спасо-Преображенского кафедрального собора города Владивостока. Об этапах создания и особенностях проекта внутреннего убранства храма, строительство которого ведется без малого два десятилетия, рассказывает член епархиальной рабочей группы по строительству собора игумен Климент (Кривоносов), настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русский.
Проект Спасо-Преображенского кафедрального собора во Владивостоке, созданный по заказу Владивостокской епархии коллективом специалистов ОАО «ДНИИМФ» в 2011 году под руководством главного архитектора Александра Семеновича Котлярова, выдержан в архитектурном стиле, именуемом «неорусским». Это направление в церковной архитектуре появилось во второй половине XIX – начале XX века с ростом национального самосознания в российском обществе и пришло на смену господствовавшему до этого архитектурному стилю классицизма. Характерным для «неорусского» стиля является тяготение к традиционным формам храмового зодчества, стремление приблизиться к древнерусским образцам, освободиться от западного влияния в церковной архитектуре. В качестве прототипа для нашего собора был взят храм святого Александра Невского в Таллине, построенный в 1895–1900 годах в «неорусском» стиле по проекту архитектора Михаила Тимофеевича Преображенского.
Проектировщики ДНИИМФ справились с задачей создания внешнего облика собора в соответствии с выбранным историческим образцом с использованием современных технологий, материалов и конструкторских решений. Незначительно были изменены пропорции отдельных элементов здания. Однако внутреннее убранство, предложенное в проекте ДНИИМФ, во многом не соответствовало историческим образцам, свидетельствовало о недостаточной эрудированности авторов в такой специфической области как создание церковных интерьеров. Не учитывало современные требования и представления о храмовом убранстве кафедрального собора митрополии — главного храма краевого центра, столицы федерального округа. Когда строительство подошло к этапу внутренней отделки, стало ясно, что первоначальный проект требует кардинальной переработки. В это время в епархии произошла смена правящего архиерея, скончался главный архитектор собора Александр Семенович Котляров, состоявший также в должности епархиального древлехранителя.
С прибытием на Владивостокскую кафедру митрополита Владимира был отвергнут метод локальных разработок отдельных элементов интерьера, когда по вкусу заказчика выбирается престол, киот, паникадило и другие детали внутреннего убранства, в результате чего получается не имеющий целостности интерьер. Была высказана идея обратиться к профессиональным церковным архитекторам, имеющим опыт создания храмовых интерьеров, которые могли бы сделать полный дизайн-проект всего храма внутри, где бы и цвет, и материал, и форма всех элементов были подчинены единой концепции, создавали бы цельный ансамбль. Эта идея была с пониманием воспринята владыкой Владимиром, и по его благословению для работы были приглашены представители известной московской архитектурной группы, специализирующиеся именно на церковной архитектуре. В процессе взаимодействия с ними мы многое узнали и, можно сказать, расширили свой кругозор в области технологий и организации процесса работ. Но через какое-то время стало ясно, что предлагаемые ими решения и их подход к работе не совсем соответствуют нашим представлениям и пожеланиям. Сотрудничество с московскими архитекторами также осложнялось расстоянием между регионами, разницей во времени и их занятостью в других проектах. Решили попробовать сделать то же самое местными силами. Мы строим храм, и нет сомнений, что в этом деле все совершается по воле Божией именно так, а не иначе. Является это, по слову святителя Филарета Дроздова, средством наказательным, исправительным, испытательным или усовершительным, попущением или милостью Божией — нам не всегда дано понять, но Промысл Божий прав всегда. Вскоре в нашем деле появились те помощники, которые, наверное, и должны были появиться. Образовалась творческая группа, в которую вошли воцерковленные люди, имеющие архитектурное, художественное образование и опыт работы, начался творческий процесс. Каждое этапное решение обсуждалось и согласовывалось с митрополитом Владимиром и протоиереем Игорем Талько, ответственным за строительство собора.
В качестве камертона или отправной точки для создания дизайна интерьера мы взяли уже заказанный иконостас. Заказ его был осуществлен еще при владыке Вениамине (Пушкаре). Иконостас был выбран также владыкой Вениамином. За образец был взят мраморный иконостас храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, построенный в том же «неорусском» стиле, в ту же эпоху по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Наш иконостас является фактически копией иконостаса храма Спаса на Крови. Сейчас его изготавливают в Краснодарском крае, к концу 2020 года работы должны быть завершены. В качестве материала использован мрамор нескольких оттенков, от темно-коричневого до светло-охристого. Для розеток и вставок применен мраморовидный оникс зеленого оттенка. Для создания нашего иконостаса мастерами-изготовителями была выполнена полная 3D-модель, повторяющая прототипный иконостас храма Спаса на Крови. Он очень богато украшен резьбой в стиле традиционной русской резьбы по дереву, плоскость иконостаса разделена колоннами, каждая из которых имеет собственный узор. Современные мастера-изготовители серьезно и основательно подошли к работе и, по нашему общему мнению, отлично справились с поставленной задачей. Создавая 3D-модель на основе подробных фотографий и обмеров оригинала, они пропустили через свое сознание, переосмыслили и обдумали каждый квадратный сантиметр, каждый завиток, каждый лепесток резьбы оригинального образца. В результате некоторые детали получились, на мой взгляд, даже удачнее и более органичными по пластике, чем на оригинале.
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге освящен в честь Воскресения Христова, по фризу его иконостаса идет надпись: «Крестом Твоим, Христе, хвалимся и Воскресение Твое поем и славим». Наш храм — в честь Преображения Господня, поэтому надпись предложено было изменить, связав ее по смыслу с посвящением храма. Из нескольких предложенных вариантов, по благословению владыки Владимира, выбор был остановлен на стихе седальна из службы праздника Преображения: «На горе Фаворстей преобразился еси, Владыко Христе, просвети души наша».
Разрабатывая общее настроение и стиль интерьера собора, мы, конечно, учитывали тот факт, что наш храм посвящен празднику Преображения. Поскольку цвет богослужебных облачений этого праздника белый, нам хотелось, чтобы и храм был светлым внутри. Интерьер не должен был казаться суровым и тяжеловесным. Важной задачей на этом этапе был выбор рисунка и цвета пола. Рассмотрев различные варианты, мы выбрали относительно несложный, достаточно традиционный рисунок и остановились на двух основных оттенках мрамора — белом и сером. Такой вариант пола позволяет звучать другим элементам интерьера, он простой, лаконичный и светлый, смотрится свежо. В качестве материала были выбраны сорта мрамора Уфалейского и Коелгинского уральских месторождений. Под главным куполом в центре храма на полу спроектировано цветное орнаментальное панно из мрамора и слэбов голубого оникса. Меньшее по размеру панно будет находиться в притворе, на месте первой остановки архиерея при вхождении в храм. Орнамент пола на солее и у входных врат отличается меньшим масштабом. В алтаре весь пол будет выполнен из белого мрамора, а у престолов главного алтаря и приделов из широких слэбов зеленого оникса. Престолы и жертвенники будут изготовлены из коелгинского мрамора со вставками мраморовидного оникса.
По периметру храма стены должны быть облицованы мрамором до отметки четыре с половиной метра. Оттенки и сорта мрамора будут использованы те же, что в иконостасе, но здесь к ним еще добавится травертин. Для обрамления арочных завершений окон мы планируем применить гипсовые лепные детали, а внутренние оконные откосы покрыть мозаикой. Выше яруса мрамора и нижних окон на стенах будут выполнены фрески — художественная роспись по штукатурке. На высоте девяти метров от уровня пола по периметру всего собора пройдет пояс с текстом и карниз. Церковнославянским шрифтом рельефными буквами из армированного гипса будет написан тропарь и кондак праздника Преображения Господня. Окна в среднем ярусе собора и в барабане центрального купола будут обрамлены объемными лепными гипсовыми деталями. Гипс, применяемый для лепнины, является особым высокосепарированным материалом, долговечным, экологически чистым, высокой прочности, не дающим трещин. Детали будут изготовлены в местных художественных мастерских из гипса производства Самарского завода, поставлявшего материал для лепнины зданий Санкт-Петербурга и Москвы на протяжении двухсот лет.
В центре храма имеются массивные четырехгранные постаменты, служащие основаниями колонн. Сегодняшняя форма их поясков будет существенно изменена, они будут облицованы мрамором. На каждой грани в киоте будет размещена икона. Мраморные резные киоты с иконами разместятся также вдоль стен храма. Монолитные круглые колонны в центре собора и пилястры у стен будут покрыты декоративной венецианской штукатуркой, капители и базы к ним планируется выполнить из армированного гипса. Пластика гипсовых капителей, арочных обрамлений окон и мраморных киотов по стилю будет согласовываться с декором иконостаса.
В алтарных апсидах практически всю площадь внутренних стен займут мозаичные панно. Поскольку наш иконостас одноярусный, для взгляда молящихся в храме людей будут открыты конхи и средние части алтарных апсид. Это позволяет разместить здесь крупные мозаики с важными иконографическими сюжетами Преображения, Троицы, Похвалы Богородицы и Собора святых. Мозаичные панно планируется также разместить в верхнем ярусе собора — в люнетах, парусах и на главном куполе.
Потолок собора на сводчатых участках будет оштукатурен, геометрия сводов будет подчеркнута росписью. На плоских участках потолка планируется применить пластические решения — лепнину, кессоны, розетки. Потолок в притворе собора, меньший по высоте чем в храме, будет кессонированным, лепным, украшенным золочением и поталью. В центральном проходе из притвора в храм на цилиндрическом своде есть идея поместить витраж с подсветкой.
Непростым вопросом остается выбор иконописного языка для икон, фресок и мозаик собора. По благословению митрополита Владимира за образец был взят живописный стиль той же исторической эпохи, в которую построен прототип нашего собора, храм Спаса на Крови. Это стиль, наиболее известный по работам художников В.М. Васнецова и М.В. Нестерова — академический, живописный, с элементами модерна. Для некоторых элементов композиции — нимбов, надписей, орнаментов, частично фона — в иконах будут использованы сусальное золото и басма. Это создаст определенный декоративный эффект, позволит несколько приблизить живопись к канонической иконописи, даст характерное для модерна сочетание декоративно-плоскостного и объемного изображений. В настоящее время мы осуществляем поиск и выбор живописцев и мастеров мозаики, работающих в таких художественных направлениях.
Несколько слов следует сказать об освещении. Опытные дизайнеры подтвердят, что неудачным освещением можно испортить даже самый восхитительный интерьер. Напротив, правильно подобранное и грамотно установленное световое оборудование скрывает слабые места внутренней отделки и преображает помещение. Поэтому вопрос освещения так важен. Все осветительное оборудование в соборе будет разделено по назначению на три основные группы: церемониальный свет, функциональный свет и декоративную подсветку. К церемониальному свету относятся паникадила, хоросы, люстры, лампады и бра, включающиеся в определенные моменты богослужения для торжественности, красоты и освещения пространства, видимые для присутствующих в храме и алтаре людей. Пространство собора украсят два величественных паникадила и четыре монументальных хороса диаметром пять метров, изготовленные методом литья. Функциональный свет выполняет рабочую задачу — освещение определенных областей в храме и других помещениях, как во время служб, так и во внебогослужебное время. Декоративная подсветка — это скрытое от глаз освещение мозаик, стен, купола, арок и других элементов интерьера, наполняющее помещение отраженным светом. В каждой из названных групп будут дополнительные местные подгруппы. Для каждой подгруппы будут использованы лампы нужной цветовой температуры, создающие необходимую цветовую тональность пространства. Осветительным оборудованием можно будет управлять с пульта во время богослужения, выполнять диммирование — изменять интенсивность освещения, программировать режимы, добиваться нужной освещенности определенных областей храмового пространства.
В заключении хотелось бы подчеркнуть для наших читателей одну важную мысль. Пояснить, чем мы руководствуемся в своей работе. Разрабатывая проект внутреннего убранства собора, мы, участники рабочей группы, не ставим перед собой цель создать нечто невероятное, превзойти соседей, поразить кого-то роскошью и богатством. Это было бы чересчур амбициозно и глупо. Мы ни в коей мере не теряем связь с объективной реальностью, гонясь за совершенством. Это просто-напросто невозможно, потому что эта самая реальность жестко вносит коррективы в нашу деятельность и, можно сказать, постоянно подрезает нам крылья, вынуждает отказываться от многих желанных технических и художественных решений, отодвигает сроки. Но в то же время мы осознаем, что построить такой собор, как наш — это не построить офисное здание, торговый центр, или даже пятизвездочный отель. Подобных объектов в нашем регионе еще не было. И, как мне кажется, по моим наблюдениям, понимание этого факта по-настоящему пришло ко всем участникам строительства уже в процессе работы. Речь идет о том, что на таком объекте нельзя, например, просто положить керамогранит на пол, потому что это кафедральный собор, а не торговый центр. Нельзя просто «вывести в ноль» стены и покрыть их штукатуркой, потому что это живой храм, а не офис. Нельзя просто облицевать колонны плиткой, потому что это место для молитвы, а не вокзал. И так далее, на всех этапах строительства. Подходы, критерии и технологическая карта здесь должны быть совсем иные. Этим обусловлены такие непростые в исполнении и подчас дорогостоящие дизайнерские решения.
Мы лишь стараемся раскрыть ту идею, которая уже заложена в проекте, статусе и названии нашего собора. Это процесс творческий, дающий нам определенную свободу, но в границах этой главной идеи. Как иконописец пишет икону, и на доске постепенно появляется образ, как реставратор очищает памятник, снимает поздние записи и раскрывает первописанный оригинал, как скульптор «отсекает лишнее», и из куска камня рождается искусство — так нечто подобное совершается и в нашей работе. Митрополит Вениамин (Пушкарь), четверть века бывший правящим архиереем нашей епархии, стоявший у истоков строительства собора, неслучайно остановился на таком проекте, выбрал посвящение храма празднику Преображения: «Да преобразит Господь и жизнь нашу, да прославим пречестное и великолепое имя Его» (из текста молитвы о строительстве собора). Благословил заложить именно такие размеры, соответствующие звучному имени нашего города и его высокому призванию — нести свет Христов народам, незнающим Христа, владеть востоком через просвещение народов этой земли светом евангельской Истины. Этот смысл вкладывали наши предки, основатели Владивостока в его название. И в данном историософском контексте наш кафедральный собор — это не просто еще один храм для общины верующих. Это — символ города.
Михаил Васильевич Ломоносов видел задачу исторической науки в том, чтобы «дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, перенеся минувшие деяния в потомство и глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила». О том же, как о государственной задаче, говорится в Конституции Российской Федерации (Статья 67.1, пункты 2, 4). До сих пор ни одно архитектурное строение столицы Приморья не являет в полной мере идею того, что Владивосток — один из самых восточных городов христианской цивилизации, форпост Православия на Дальнем Востоке. Вряд ли мы удивим наших ближайших азиатских соседей высотными зданиями в стиле хай-тек, мостами, моллами и идеализацией прогрессивных технологий. Все это у них есть. Но мы помним историю послов святого равноапостольного князя Владимира, какое впечатление на них произвел собор Святой Софии Константинопольской и богослужение в нем. Помним, какую историческую перспективу имело это событие в судьбе нашего Отечества и населяющих его народов. Помним и делаем из этого последовательные выводы для своей работы.