Новости Владивостокской и Приморской митрополии

Состоялось пленарное заседание Рождественских образовательных чтений Приморской митрополии

Адрес сайта Владивостокской и Приморской епархии - www.vladivostok-eparhia.ru


 

Источник информации: Приморская митрополия
8 Декабря 2021

Владивосток. 8 декабря 2021 года состоялось пленарное заседание регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» — Рождественских чтений Приморской митрополии.
Одним из основных мероприятий программы церковно-общественного форума стала Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание детей и молодежи в Приморском крае: опыт, проблемы, перспективы развития», участие в которой принял митрополит Владивостокский и Приморский Владимир.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой мероприятия прошли в очно-дистанционном формате.

Участниками пленарного заседания также стали епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии;  и. о. ректора Приморского краевого института развития образования Вячеслав Яглинский; директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре (г. Москва);  доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образования», профессор кафедры педагогики историков-педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Игорь Метлик (г. Москва); заведующая отделом психолого-педагогического сопровождения Всероссийского детского центра «ОКЕАН» Елена Корябкина; руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова на Семеновской, член общественного совета ФСИН, член экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию и науки Михаил Хасьминский (г. Москва); кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Андрей Поповкин;  региональный координатор Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в Приморском крае Анастасия Есенкина; священнослужители епархий Приморской митрополии, специалисты Центра подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии, руководители и педагоги учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования Приморского края, а также ряда регионов России.

Организаторами конференции выступили Владивостокская епархия Русской Православной Церкви, министерство образования и науки Приморского края и ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования».

В ходе пленарного заседания свое видение темы Чтений  — «350-летие со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» — представил митрополит Владивостокский и Приморский Владимир.
«С именем императора Петра, вошедшего в историю с эпитетом «Великий», связаны многие знаковые государственные преобразования: курс на модернизацию общественной, экономической и культурной жизни страны, реформа армии и создание флота, выстраивание активной внешней политики России, ориентация на западные достижения в области материально-технической культуры. Стремление Петра Великого «прорубить окно в Европу» и поставить Россию в ряд могущественных западных держав, определяющих мировую политику, часто преподносится в рамках школьного курса истории как важнейшая заслуга первого всероссийского императора.
Однако, как писал замечательный русский богослов протоиерей Георгий Флоровский, новизна Петровской реформы заключается вовсе не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом. А потому, несмотря на величие государственного гения и масштаб личности Петра Алексеевича, результаты его деятельности неоднозначно оцениваются церковными историками, и простыми православными верующими, но и светскими исследователями. Великий русский историк XIX века Василий Осипович Ключевский очень точно подметил: «Реформы Петра стали камнем, на котором оттачивалась русская историческая мысль». 
В связи с этим в рамках Чтений уместно было бы поговорить не только о том, чтó есть секуляризация и чтó она принесла России, какие драматические последствия имела для жизни Церкви и для нашего народа, но и порассуждать о месте религиозного человека в современном секулярном обществе, о тех вызовах, с которыми он сталкивается, а также о метаморфозах религиозности, происходящих под влиянием секулярной идеологии», — сказал глава Приморской митрополии.
Митрополит Владимир в своем выступлении акцентировал внимание участников пленарного заседания на современном понимании секуляризации, выходящем за рамки имущественно-правовых отношений. Подчеркнув, что сегодня секуляризация – это система ценностей, ставящая во главу угла материалистическое, рациональное понимание окружающего мира. В центре данной идеологии стоит человек с его земными потребностями и интересами. 
«Характерной чертой секуляризма является то, что он предполагает наличие новых концепций религии и этики, а также связанных с ними новых императивов. Отказывая духовному в приоритете над материальным, секуляризм не борется с религией, он просто выделяет ей скромное место на периферии общественной жизни, загоняет в своего рода «гетто», делает из религиозных общин своеобразный «этнокультурный заповедник». 
Вера, с одной стороны, объявляется личным делом каждого человека. А с другой стороны, секуляризм пытается «форматировать» религиозную жизнь человека, объясняя ему, чтó является важным, а чтó – второстепенным. Не отказывая человеку в базовом праве на свободу совести и вероисповедания, секулярное общество вместе с тем зачастую сталкивает религиозные убеждения человека с секулярной системой ценностей, основанной на разграничении духовной и материальной сторон жизни человека», — отметил архипастырь.
«Как пишет один из современных зарубежных теологов, «секуляризация <…> убедила верующих в том, что они могут заблуждаться». А что это значит на практике? На практике это означает привнесение относительного в христианскую жизнь. Для многих современных верующих их пребывание в Церкви становится лишь одной из частей разноликой жизни со множеством социальных ролей и обязанностей. Но нельзя быть христианином по воскресеньям, а в остальные дни жить по законам ветхого человека. Секулярный подход к духовной жизни недопустим. К чему приводит такое поверхностное христианство мы, к сожалению, уже видели на историческом опыте нашей страны, когда православный по крещению народ, поддавшись революционным соблазнам, восстал против Создателя и привел к власти богоборческий режим», — сказал митрополит Владимир.
В завершении выступления глава Приморской митрополии подчеркнул важность сохранения традиционных нравственных ценностей и преумножения культурного наследия.
«С началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор.
На прошедшем в ноябре 2021 года Международном съезде учителей русской словесности Святейший Патриарх Кирилл обратил среди прочего внимание на существование двух принципиально разных подходов к культуре: человек может являться ее носителем, а может быть лишь ее потребителем, пользователем. Эта мысль, несмотря на свою простоту, представляется особенно важной в контексте разговора об идеологии секулярности и ее отношениях с религиозностью. Культура продолжает жить в своих носителях, поскольку только носители могут обеспечить плодотворное развитие традиции. Пользовательское отношение к культурным достижениям не обеспечивает духовного преемства. В этом смысле игнорировать творческий потенциал, которым обладает вера и – шире – религиозная традиция, было бы самоубийственно.
Дай Бог, чтобы совместными активными трудами Церкви, здоровых общественных сил и государственной власти в жизни наших соотечественников утверждались вечные нравственные ценности добра, любви, мира, взаимного уважения, чтобы мы, христиане, с духовным рассуждением и ответственной заботой о Церкви относились к своему христианскому призванию и всей жизнью свидетельствовали о верности Господу нашему Иисусу Христу, Которому Единому подобает вся слава, честь и поклонение», — сказал в завершение выступление митрополит Владимир.

По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в формате дискуссионных площадок, в рамках которых участники обсудили актуальные проблемы и перспективы воспитания детей и молодежи в современных социокультурных и социально-педагогических условиях, содействие сотрудничества семьи, общества, Церкви, государства в области воспитания и социализации детей и молодежи, диссеминацию инновационного опыта воспитания и социализации детей и молодежи в Приморском крае.