Новости Татарстанской митрополии

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском храме города Зеленодольска

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

21 Февраля 2021

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, попразднство Сретения Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Салаватский и Кумертауский Николай совершили Божественную литургию в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Зеленодольска.

Архипастырям сослужили благочинный Зеленодольского округа Казанской епархии, настоятель Петропавловского храма протоиерей Святослав Мирганиев, иерей Алексий Яцейко, клирики прихода.

Песнопения исполнил приходской смешанный хор под управлением Лии Мирганиевой.

За богослужением молились глава района Михаил Афанасьев, сёстры милосердия Зеленодольского благочиния, православная молодёжь, воспитанники воскресной школы, прихожане городских храмов.

После отпуста Литургии священнослужители пропели тропарь, кондак и величание праздника Сретения.

Затем глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:

Удивительный сегодня день — воскресенье, в которое вспоминаются мытарь и фарисей (Лк. 18:10-14). Это наш день. Фарисей, как мы помним, молился: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» В его словах легко просматривается наша «православная» жизнь. Мы же — «не такие как все»; все вокруг грешники, а мы-то живем «праведно».

Сегодня Святая Церковь призывает нас поразмыслить над своей мнимой праведностью, задуматься, насколько мы соответствуем евангельским истинам. Это правда, что мы никого не осуждаем? Это правда, что, приходя в храм, мы думаем только о спасении души и молимся Богу, открывая Ему своё сердце и прося милости для себя и ближних? Кто может сказать о себе, что всю службу только и думал о том, какой он грешник, какой он несчастный человек, сколько в нём всего плохого, думал только о своих грехах и ни о чём другом думать не мог?

Но нет, мы — «святые», мы ведём себя так, словно уже дорожку проторили в Царство Небесное. Но когда мы перейдём из этой временной жизни в вечность и наступит час истины, то можем очень удивиться тому, что нас там ожидает. Вспомните притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). У богача в земной жизни всё было хорошо, Лазарь же лежал у него в подворотне, страдал от болезней и питался крошками со стола богача. Но в вечности, напротив, богач испытывал мучения, а Лазарь пребывал на лоне Авраама.

Мы много говорим о вечной жизни, но верим ли мы в неё? Вечность для нас — факт или какая-то сказка, которую мы рассказываем друг другу, сами в неё не веря? Если человек верит в вечность, ощущает её, то он живёт совершенно по-другому. Такой человек понимает, что там, перед Богом, он себя не покажет таким, каким хочется казаться самому себе здесь. Оправдаться перед Богом можно покаянием, идущим из глубины души, и добрыми делами. Есть ли это в нашей жизни? Может быть, и есть добрые дела, кому-то, возможно, мы сделали хорошее. Но сколько злого, непотребного, горького копится в нашей душе!

Сегодня мы собрались в этом святом храме и из всего прихода Святых Христовых Таин причащались только несколько человек. Выходит священник с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», — и идут 20-30-40 человек из стоящих 150 или 200. Но как можно приходить в воскресный день в Божий храм и не причащаться? Совесть обличает? Если совесть обличает, значит, надо прийти на исповедь и снять с себя этот тяжкий груз. После исповеди физически ощущается облегчение: нёс тяжесть греха, исповедовался, отошёл от аналоя, и нет тяжести.

Мы с вами, братья и сестры, вступаем в очень важный период церковного года. Святая Церковь сегодня возглашает: «Покаяния отверзи Ми двери, Жизнодавче...» Дверь покаяния есть вход в жизнь вечную. Если мы эти двери найдём, то найдём путь в Небесное Царство. Если же не имеем покаяния, то как сможем наследовать вечную жизнь, как можем даже надеяться на неё? Сегодняшний воскресный день показывает, что мы живём не так, что в центре нашей жизни не то, что должно там находиться.

Скоро мы начнём поститься. О чём мы думаем Великим постом? О том, как бы не съесть мясного, молочного, рыбного — это наша главная забота. Но ведь пища не спасает и не губит человека — губят объедение, пьянство, другие страсти, которые с этим связаны. Мы же время поста посвящаем изменению рациона, а жизнь свою даже не пытаемся изменить — телевизор смотрим, читаем газеты, в Интернет выходим… В чём тогда разница? Мы не пытаемся себя ограничить в чём-то, что нас действительно связывает. Живя по-прежнему, ограничивая себя только в питании, мы впадаем в раздражение. Постом бывает особенно много раздражённых людей, потому что они нашли силы ограничить себя в пище, а во всём остальном — нет. Наступает разрыв сознания, который увеличивается и начинает яд исходить во все стороны.

Для нас важно осознать себя тем, кем осознал себя мытарь — грешниками. Мытарь — это ведь образ грешника. Он имел богатство, зарабатывая его «государственным воровством», но не имел уважения. И сегодня Господь говорит, что мытарь вышел из храма более оправданным, нежели человек, который формально всё делал правильно. Фарисей и постился, и молился, и милостыню давал, но своего внутреннего человека к вечной жизни с Богом он не направил, не отверз двери покаяния, считая, что каяться ему не в чем.

Человек, который считает, что ему не в чем каяться — лицемер. Таких среди нас немало, к сожалению. Многие думают так: «Во мне, конечно, есть что-то плохое, но сосед мой во сто раз хуже, а вон тот — вообще страшный человек, которого надо наказать». И тем самым мы присваиваем то, что принадлежит одному только Богу — суд над другим человеком. В этом суде у нас, как правило, нет места для милости, а если и есть, то она направлена только на самих себя и на самых близких. А к окружающему миру милости у нас в сердце нет.

Будем стремиться исправлять свою жизнь, отверзать двери своего сердца для покаяния. Покаяние ведёт к изменению жизни. Мы должны сегодня же начать менять свою жизнь — закрывать уста, когда начинаем кого-то осуждать. Начали осуждать, но вспомнили притчу о мытаре и фарисее, и прекратили, закрыли сердце для осуждения. Попробуйте, и вам станет легче жить.

Дверь покаяния — дверь к спасению. Мы постоянно просим у Господа помочь нам спастись, сохранить нас на путях жизни. Просим и о том, чтобы в конце этой жизни перед нами отверзлась дверь в Царство Небесное. Эта дверь — дверь покаяния, без которого ни один человек не войдёт в Царство.

Желаю всем нам с вами, чтобы мы видели только свои грехи, не смотрели на недостатки других людей, не осуждали никого, а стремились исправить свою личную жизнь. И тогда, как сказал преподобный Серафим Саровский, с нами начнут спасаться тысячи. Желаю быть настоящими, подлинными, верующими, покаявшимися христианами, для которых всегда открыта дверь в Царство Небесное. С праздником всех вас!

Затем глава митрополии отметил самоотверженные труды присутствовавших за богослужением врачей Зеленодольской центральной районной больницы, которые на протяжении продолжительного периода времени борются с последствиями коронавирусной инфекции. В благодарность за спасение жизней людей, за профессионализм и заботу о ближних правящий архиерей удостоил врачей COVID-госпиталя церковных наград.

Медалями Казанской иконы Божией Матери III степени награждены заведующая отделением для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, анестезиолог-реаниматолог Лариса Мустафина и терапевт отделения для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией Елена Туманова. Архиерейские грамоты получили врач-рентгенолог Ригина Гаврилова, главная медицинская сестра Марина Демешева, терапевт Павел Свиридов.

После вручения церковных наград приветственное слово произнёс глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев.

Со словом к собравшимся также обратился епископ Салаватский и Кумертауский Николай:

Я благодарю Бога и Вас, владыка, за возможность разделить с Вами молитвенную радость в храме, с которым связана моя судьба. Я нахожусь в особом состоянии духа после того, как принял участие в Божественной литургии, которую Вы возглавили.

Три десятка лет назад, 17 декабря 1990 года, за Божественной литургией, которую возглавил владыка Анастасий, состоялась моя хиротония во диакона. Промысл Божий вновь привёл меня в храм, где начиналось моё служение. Но Господь действует не без участия человека, и я благодарю Вас, владыка, за участие.

Поздравляю с попразднством великого двунадесятого праздника Сретения Господня и с воскресным днём. Желаю Вам сил и терпения в несении послушаний на татарстанской земле. Я не желаю Вам мудрости, потому что Вы человек очень мудрый — Вы застали мудрых архиереев, великого иерарха Русской Православной Церкви, старца митрополита Серапиона.

Я бы также хотел поздравить и поблагодарить врачей, которые своим самоотверженным трудом спасают жизни людей в этот непростой период. Многие из наших братьев и сестёр не могут сейчас посещать храм. Мы должны молиться о них и о врачах, которые сохраняют здоровье наших соотечественников. Знаем, что никакие трудности, проблемы, пандемии не смогут сломить дух человека, если он крепко пребывает в вере, если он всецело уповает на помощь и волю Божью.

Ещё раз благодарю Вас, владыка, за приглашение помолиться на казанской земле, на моей малой родине.

Митрополит Кирилл поблагодарил епископа Николая за добрые слова, а духовенство и прихожан — за участие в общей молитве.

На молитвенную память протоиерей Святослав Мирганиев преподнёс правящему архиерею иконописное изображение чудесного явления множества птиц у кельи преподобного Сергия Радонежского.

Верующие приложились ко кресту с частицей мощей святого великомученика Феодора Стратилата, память которого в этот день совершает Церковь.

По окончании богослужения митрополит Кирилл в сопровождении главы Зеленодольского района Михаила Афанасьева посетил административное здание, в котором расположены домовой храм, воскресная школа и православный молодёжный центр «Росток». Владыка Кирилл особо поблагодарил Михаила Афанасьева за соработничество в утверждении нравственных ценностей и служение народу Божиему.