Статьи, Пресс-релизы

Русские монастыри в гравюрах. Как это было

20 Апреля 2016

Очень часто на пейзажах, изображающих Россию, как в древности, так и современную, присутсвует одна важная, можно сказать - национальная - деталь. Это храмы, монастыри и церкви. Где-то они сияют куполами на фоне природы, где-то приютились на улочках с городов и сел, часто представлены непосредственно сами. Около тысячи лет они являются неотъемлемым показателем русской жизни, русского духа и культуры. Особенное место “святым домам” отведено в гравюрах.

Монастыри России, как часть пейзажа

На Руси монастыри строились с 11 века, к 20-ому на территории страны их уже было больше полторы тысячи. В эту цифру включены также пустыни, общины и скиты. В 18 веке их образ стал столь более значимым для представления русского пейзажа. Практически каждая антикварная гравюра, написанная в те времена, содержит изображение, если и не монастыря, то хотя бы храма, церкви или их куполов где-то в отдалении.

Впрочем, впервые творчески подойти к обрисовке пространства, включив в него храмы и монастыри, художники пытались ещё в средние века. Так, на гравюрах и иконах 15-17 веков, изображающих какого-либо религиозного деятеля, часто изображалась и обитель, в которой он служил или которую создал.

В семнадцатом-восемнадцатом веках подход к религиозной теме в картинах и гравюрах изменился - объекты стали чаще изображаться, как основной элемент ландшафта или пейзажа. Сейчас широко известна гравюра Василия Андреева, написанная мастером в 1686 году на которой изображен Соловецкий монастырь. Чуть более, чем через пол века (в 1745 г) Дмитрий Пастухов изобразил ту же святую обитель на гравюре, посвященной святым Зосиме и Савватию. В таких произведениях храмы и монастыри показывались так, как выглядели на момент создания изображения.

В ту же эпоху мастера стали уделять внимание непосредственно обителям. На многих гравюрах 18-19 веков они изображены словно с высоты птичьего полета вместе с прилегающей к ним территорией, как единый ансамбль. То есть, тема посвящается уже исключительно объектам.

Популярности “монастырской” теме в изобразительном искусстве послужили творения Бликланда и Пикарта, изобразивших в начале 18 века восемь московских монастырей, как дополнение общей (и немаленькой) панорамы нашей столицы.

Монастыри гравюрах. Знакомство “оптом”

Историческая наука стала развиваться к концу 18 века, к середине 19-го описание храмов и монастырей превратилось в отдельный, так сказать - самостоятельный, жанр. Их изображения в гравюрах издавались целыми книгами. Часто - весьма объемными, ведь Россия невероятно богата такими объектами, каждый из которых имеет свою историю.

Развитие паломничества также оказалось стимулом для спроса на изображения храмов и монастрыских видов. Их заказывали как святые обители, так и отдельные поклонники изобразительного искусства и литографии. В 19-ом веке этой темой в изобразительном искусстве занимались граверы, получившие специальное образование.

В Академии художеств существовал отдельный класс, где учились такие известные мастера, как Галактионов, Ухтомский, Ческий. Большая литографская мастерская создана в середине 19 века в Троицко-Сергиевой лавре, где печатали изображения монастырей (например, Хотьковского Покровского или самой Лавры). Подобные виды выпускала Киево-Печерская лавра.

В последние сто лет русское изобразительное искусство сохранило свидетельства уникальной красоты наших монастырей и монастырских ансамблей. Причем, не только тех, что живы и действуют, но и потерянных вследствие исторических событий. Какие-то монастыри были разрушены в период СССР: взорваны, разобраны, затоплены. Как, например, Югская Дорофеевская пустынь, оставшаяся на дне водохранилища. Ее сегодня можно увидеть на гравюре 1824 г, написанной Ухтомским А.Г. Многие храмы и монастыри были восстановлены, став новыми объектами для творчества и вечным напоминанием о таких важных понятиях для людей, как вера, надежда и любовь - к земле, к миру, к природе.

Статья подготовлена при поддержке антикварного магазина «Галерея Предметъ».




Дата публикации: 20/04/2016