Новости Владивостокской и Приморской митрополии

Адрес сайта Владивостокской и Приморской епархии - www.vladivostok-eparhia.ru


 

Источник информации: Приморская митрополия
26 Декабря 2013

Владивосток. 25 декабря 2013 года в Духовном училище протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета, член Союза Художников России, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва прочитал лекцию «Икона в православной традиции».

На лекции присутствовали Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии; студенты Владивостокского Духовного училища и прихожане Владивостокских храмов.

Отец Александр подчеркнул, что иконописец должен быть верующим, жить по христианским законам, очищать свою душу, чтобы икона – «богословие в красках» действительно рассказывала о Боге:

– Икона показывает понимание гармонии древними иконописцами, показывает достоинство человеческой души. Поскольку душа и тело вещи, хотя и родственные, но разные, поэтому иконописец изображает душу как бы помимо тела. Как это сделать, если душа ещё не отделилась от тела? С одной стороны это рисунок упрощённый, а с другой стороны – рисунок в полной гармонии, стройное соответствие единства и одновременно многообразия в человеке. Человек представлен цельном гармоничным.

На иконах не изображают плоть, тело, а только духовный облик, поэтому на иконах обычно нарушены пропорции тела. Икона – это не портрет.  Икона – это свидетельство о духовном, о тайне жизни, о новом преображенном, обожженном теле, которое получили святые во Царствии Небесном.

В Послании к Галатам святой апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23). Эти добродетели должны быть художественными средствами отражены на иконе. Например, воздержание (самый первый плод духовной жизни) – обычно изображают впалые щёки, тонкие, как бы бесплотные руки.

«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.» (Иак.1:26). «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6). Поэтому на иконах уста изображают маленькими и тонкими, меньше или равными глазам – как свидетельство того, что святой смог обуздать свой язык.

Художник-иконописец пишет золотой фон – символ вечности, тело умирает, а душа – вечное начало в человеке – не умирает.

Лекция сопровождалась слайдами. Отец Александр показал не только примеры шедевров иконописи, но и некоторые современные иконы и объяснил, почему они не могут быть полноценными иконами, объяснил недопустимость их тиражирования с его точки зрения.

Отец Александр Салтыков прибыл во Владивосток для участия в научно-практической конференции «Православная икона: традиции и современность» и открытии выставки «Дивен Бог во святых Своих».