Новости Алтайской митрополии
В СМИ Алтайского края появились сообщения об открытии Центра пренатальной диагностики, расположенного на базе Алтайского краевого диагностического центра в соответствии с приказом № 122 от 21 февраля
Кому-то может показаться, что это дело сугубо профессиональное, касающееся конкретной группы врачебного сообщества. Однако ряд затронутых вопросов имеют непосредственное отношение ко всем нам, а не только желающих в скором времени стать мамами и папами. Эти вопросы называют приоритетными, они обильно финансируются и для «продвижения в массы» им придается положительная психологическая окраска. Но они представляют для православного человека физическую и духовную опасность.
Внимательно изучая приказ православному врачу нетрудно заметить глубокую порочность этого подхода в медицине, насаждаемой в целом по стране, а теперь и у нас, на Алтае. Сразу предупреждаю, что автор ни в коем случае не ставит цель возбудить страхи, подвигнуть людей на активные противодействия и спровоцировать конфликтное поведение. Цель ставится другая – сохранить наших будущих детей и собственную душу православных женщин.
Провозглашаемые цели - «улучшение раннего выявления наследственной и врожденной патологии плода, снижение перинатальной и младенческой смертности в Алтайском крае» выглядят благими, но способы достижения этих целей являются неприемлемыми.
Во-первых, исследования не безопасны. Это касается ультразвукового сканирования (УЗИ) ребенка с применением допплерометрического исследования в ранние сроки (до 16-20 недель беременности), а также цитогенетического исследования (методика, когда путем введения в матку пункционно-биопсийных инструментов берется какой-либо материал ребенка или провизорных органов – кусочек плаценты, околоплодные воды, кровь или ткань ребенка).
Во-вторых, они не дают высокого уровня достоверности диагностики. Это в первую очередь относится к биохимическому исследованию (уровень альфа-фетопротеина, хорионического гонадотропина, эстриола и т.д.), но и УЗИ дает ошибки.
В-третьих, забота о детях, которым Бог не даровал здоровья, сводится к пренатальной диагностике, но отнюдь не к пренатальной медицине. Одновременного развития сопряженных служб (кардиохирургии, детской общей хирургии, нейрохирургии, уро-и нефрологии и т.д.) этим направлением не предусмотрено. Между тем, дородовые консилиумы (до рождения) ребенка все еще руководствуются нечеткими критериями о возможностях педиатров в этих ситуациях. Поэтому пренатальная диагностика, фактически является «предабортным консультированием», как его назвал священник Максим Обухов. Да это и видно, т.к. все первые пункты структурных разделов приказа отведены под прерывание беременности.
Женщинам, перед поведением пренатальной диагностики, хотелось бы посоветовать задать себе всего один вопрос: «Если у меня обнаружат «ненормальные» цифры биохимических тестов или выявят отклонения в развитии тех или иных органов и тканей моего ребенка от «табличных» параметров, то, это повлияет на мое отношение к ребенку? или что я тогда буду делать?»
Вариантов ответа может быть только два:
1. Я доверюсь этим исследованиям, признаю, что ребенок плох, порочен, доставит много материальных затрат и психологических неприятностей, а этого мне не надо, потому соглашусь прервать беременность, а честнее – убить его.
2. Я буду знать, что это мой ребенок (не эмбрион и не плод), какой бы он ни был, и что его и моя жизнь во власти Господа, Иисуса Христа, который Своим Промыслом устраивает все к нашему благу.
Не трудно догадаться, что вера во Христа сопряжена со вторым ответом. Понимаю, что рассуждать об этом легко, а следовать чрезвычайно трудно. Но, оказывая поддержку женщинам, выбравшим второй вариант, необходимо сообщить, что:
- Существуют ошибки в предлагаемых исследованиях. Они весьма вероятны при биохимическом тестировании, нередки при ультразвуковом и цитогенетическом исследованиях, а прогноз, составляемый на их основе, еще более грешит неопределенностью в оценке «качества» жизни ребенка. Доказательствами являются и научные данные, и часто встречающиеся в жизни случаи неверных рекомендаций прервать беременность, как потом оказалось, здоровым ребенком.
- Если все же неродившийся ребенок имеет пороки развития, то необходимо узнать какие существуют возможности по оказанию ему медицинской помощи (хирургического или иного профиля) и как это будет организовано. В задачи центра входит - «Организация медицинской помощи по коррекции врожденных пороков развития на основе внутриведомственного взаимодействия в сфере здравоохранения», а одним из основных направлений его работы провозглашается: «Координация взаимодействия лечебно-профилактических учреждений по оказанию высокотехнологичной помощи новорожденным, нуждающимся в хирургической коррекции пороков в раннем неонатальном периоде».
- В случае рождения живого, но больного малышки необходимо знать, что люди, да и мы сами, не рождаются со 100%-ным здоровьем: все чаще выявляется недостаток или отсутствие здоровья, заложенные в утробе матери. Но это не является поводом отказывать нам в существовании. И ваш больной ребенок имеет право жить. При любовном уходе и оказании ему медицинской помощи, с ним могут произойти большие перемены. Перемены произойдут и в жизни вашей семьи: претерпев, эти семьи становятся необыкновенными очагами взаимной любви и помощи, источником поддержки для многих слабых и отчаявшихся людей.
- Если ребенок все же имеет пороки, которые дадут ему возможность родиться живым, но не дадут ему жить, то у вас всегда есть возможность крестить его в момент рождения. О важности такого Таинства православному человеку говорить не надо.
В случае, если при нормально протекающей беременности, вы не желаете подвергать себя психологическому стрессу, а своего ребенка ненужному физическому воздействию, то вы вправе отказаться от этих исследований, заявив об этом врачу устно или написав письменный отказ. Следует знать, что этим приказом врачам задан «программно-целевой показатель» - обеспечить «100% доставку беременных в 11-14 недель <…> в краевой центр пренатальной диагностики», поэтому они вас будут уговаривать. Но вы имеете полное юридическое право отказаться от всех или части предлагаемых услуг (биохимический скрининг, генетическое и перинатальное консультирование) без ущерба качеству дальнейшего диспансерного наблюдения за течением беременности.
Затронутая тема может быть прямо соотнесена с библейской историей притеснения евреев в Египте.
Что можно сказать врачам? Есть мнение, что системой, существующей в здравоохранении, врачей просто поставили на колени. Вероятно, это верно по отношению к части из них.