этот ноябрьский праздник принято сейчас называть государственно-церковным: с однойстороны, патриотизм объединенного российского народа, прогнавшего в 1612 году с земли русской воинственных поляков. с другой – день празднования иконы казанской божией матери, чудотворной спасительницы, которой молятсяво времена лихолетий: огради, матушка-заступница, от войн и бедствий.
и удивительное дело, бийск очень органично вписывается в этот контекст: накануне светско-церковных празднований принято решение вернуть церкви имени святителя димитрия ростовского ее историческое имя.
— все дело в том, что главный храм, который располагался на исторической территории алтайской духовной миссии, носил имя казанского архирейского собора,— рассказывает благочинный бийского округа отец валерий. – и его главной святыней была точная копия чудотворной иконы казанской божией матери, которая была выполнена по заказу епископа бийского макария.
революционное лихолетье все перевернуло с ног на голову: в 1920 году архиерейское подворье алтайской духовной миссии было закрыто, а казанский архиерейский собор передан обновленцам. а в 1930 году храм закрыли для богослужений и передали в рукинарода: здесь и конюшня размещалась, и солдатский клуб, и спортзал, и овощехранилище.в народе казанский собор окрестили храмом-мучеником…
в 90-е годы храм верующим был возвращен, но доступа к историческим архивам тогда, увы,не было, поэтому храм-мученик получил при освящении новое имя – святителя димитрия, митрополита ростовского.
— но дело в том, что исторически храм имени димитрия ростовского находился в мезонинеархиерейского дома,— продолжает батюшка. – поэтому было решено восстановить историческую справедливость – вернуть храмам свои собственные имена.
уже готов к освящению храм, который находится в мезонине архиерейского дома – он будетносить имя святителя димитрия. а следом вернется имя и казанскому архиерейскому собору – при новом освящении…
как рассказал отец валерий, в дореволюционной россии освободительный день 4 ноябряпраздновался с государственным размахом, это был действительно день единения русского народа. октябрьская революция перевернула всю страну… кстати, если вникнуть в философию советских праздников, то можно прийти к выводу: все советские праздники были дублерами церковных. 4 ноября – 7 ноября, пасха – 1 мая, рождество – новый год.
остается добавить, что в день иконы казанской божией матери во всех храмах бийска пройдут торжественные литургии, а два православных музыкальных коллектива поедут в барнаул, чтобы принять участие в праздничном гала-концерте 'юные голоса алтая'.
наталия дмитриева, 'бийский рабочий'
фото александра черепанова.