Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

3 Июля 2012

14-й по счету крестный ход из Барнаула в Коробейниково к главной святыне земли алтайской – Казанской (Коробейниковской) иконе Божьей Матери совершался с 24 июня по 1 июля на фоне усиливающихся нападок на Православную Церковь во всем мире, в том числе и в России. Но все это не смогло омрачить радость крестного пути паломников, проделавших двухсоткилометровый путь к чудотворному лику Царицы Небесной…

Архипастырское благословение

Незадолго до революции святитель Феофан Затворник писал: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божию Матерь. Это значит – жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются. Потому что Бог поругаем не бывает». Эти слова русского святителя и богослова оказались абсолютно пророческими – России богохульства и революции обошлись в сто миллионов жизней. Мы возносили свои молитвы к Господу нашему Иисусу Христу и Царице Небесной в том числе и для того, чтобы очистил Господь Дом Пресвятой Богородицы от всякой скверны.

«Церковь всегда была гонима», – сказал на епархиальном собрании Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, благословивший крестный ход в село Коробейниково и возглавивший раннюю Божественную литургию и молебен 24 июня в Покровском кафедральном соборе. Владыка произнес напутственные слова участникам многокилометрового похода:

– Это почти двухсоткилометровое крестное шествие является богослужением. Немногие сподобляются этой радости. Отрадно, что такие единичные по лицу Православной Церкви недельные крестные шествия традиционно совершаются у нас. Идут вместе от мала до велика, идет много молодежи, участвуя в церковных таинствах, совершая Иисусову молитву для того, чтобы возродиться духовно. Каждый ищет одного – уверения Божьей Матери, что Она для него – ходатаица и заступница. И в этом крестном ходе есть дети. И мы видим, что не только на руках родителей, но и на руках Царицы Небесной и божественных покровителей это шествие для детей безопасно и радостно.

Когда общаешься с архипастырями во многих обителях, в Храме Христа Спасителя, у Преподобного Сергия Радонежского и говоришь, что у нас здесь на празднике пять тысяч людей исповедающихся и причащающихся, говорят, наверное вы, владыка, преувеличиваете, потому что в крупных обителях такого нет сейчас. Оскудевает делание, такой подвиг. Это говорит о том, что всегда в глубинках, в простоте нашего народа жила вера. «Где просто, там ангелов со сто», – гласит народная мудрость. Дай Бог, чтобы Царица наша Небесная не оставляла сибирскую и алтайскую землю, тех паломников, которые прибыли из множества городов, чтобы присоединиться к этому шествию. Чтобы Русь Святая, возрождаясь, вставала с колен, приходила от силы в силу, вставала во весь рост. Чтобы увидеть ту силу, ту святость, которая сформировала Россию, перед которой волновались недруги, перед которой удивлялись антиохийские, александрийские, иерусалимские патриархи! Они приезжали на Русь и не могли понять, как так Россия богатела и укреплялась, чем были крепки эти женщины русские, держа на руках младенцев, живя в холоде и голоде, но богатея Богом, монастырями и храмами.

Владыка преподал архипастырское благословение уходящим вдаль крестоходцам.

Походные трудности и маленькие радости

Примерно 550 человек (чуть меньше, чем в прошлом году) – с хоругвями, иконами, непрестанно молясь, шли все эти дни по маршруту Барнаул – Шадрино – Калманка – Чистюнька – Алейск – Усть-Пристань – Елбанка – Коробейниково в неведомый мир, называемый крестным ходом. Они пели Иисусову молитву, «Радуйся, Радосте наша» и другие молитвы, совершали молебное пение и читали акафисты на остановках и в пунктах ночевок. Они стойко переносили походные трудности, боль в ногах и мозоли, солнечные ожоги, испепеляющую жару. В пути их встречали хлебом-солью любящие сердца простых людей (в кафе «У Григорьича», в с. Бураново и др.), маленькие радости: отрадное купание в зеленоватой прозрачной воде степных озер, привалы в тени березовых рощ и тополевых посадок.

Крестоходцев окормляли неутомимый духовник и руководитель крестного хода, благочинный Заринского округа, председатель епархиального отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Андрей Ушаков, и.о. благочинного Северного округа протоиерей Анатолий Садовиков, иерей Андрей Киселев (с. Черемное), иерей Сергий Попов (с. Тогул), иерей Олег Вавилов (г. Яровое), иерей Павел Балакирев (с. Соколово), иерей Петр Лисицкий (с. Михайловское), иерей Вячеслав Аминов (с. Белый Ануй), иерей Алексий Леонтьев (с. Паспаул) и др. Вели видеосъемки руководитель епархиальной видеостудии «Благословенный Алтай» иерей Сергий Прохоров и руководительница воскресной школы храма Свт. Димитрия Ростовского г. Барнаула Е.В. Лебедева. Десятый год руководит колонной и 13-й год участвует в шествии неутомимый Константин Филатов. Умело занимается хозяйственными делами Александр Есипов.

В с. Калманке храм Архистратига Божия Михаила), г. Алейске (храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») и Коробейниково (храм в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери при мужском монастыре) служились Литургии, многие крестоходцы исповедовались и причащались.

Худеем материально, богатеем духовно

Перед с. Усть-Пристанью у поклонного креста нас традиционно встречал настоятель храма Св. Иоанна Кронштадтского иеромонах Никандр (Речкунов). В четверг вечером под испепеляющим солнцем здесь был прочитан акафист великому молитвеннику русской земли, после чего в пятницу утром на небе впервые за все дни крестного шествия появились настоящие тучи и во время выхода колонны с территории училища крестоходцев окропил долгожданный дождь. Это было благословение Божие, ниспосланное по молитвам святого праведного Иоанна. В этот день по милости Божией солнце весь день пряталось за тучами, и мы шли, наслаждаясь этой милостью.

Картины сельской жизни далеко не всегда радовали. В ряде мест продолжается деградация. В с. Чистюньке, где училище всегда встречало крестоходцев хлебом-солью, предоставляло помещения столовой для приготовления трапезы, в этом году царило запустение: училище закрыли, электричества в столовой не было, трапезу готовили в полевых условиях.

Похожая картина наблюдалась и в с. Усть-Пристани. По словам иеромонаха Никандра, «отрадно наблюдать в крестном ходе много молодых людей. Как гласит народная пословица: “Если ты хочешь прожить один день, вари обед; если хочешь прожить год, сади огород; а если хочешь жить вечно, то воспитывай детей”. Наши цари говорили: нам оранжерейных цветов не надо. Фарфора нам тоже не надо. Наши дети должны молиться Богу, хорошо учиться, быть здоровыми русскими детьми. Для этого мы должны научить их крепко держаться веры православной, чтобы Церковь наша стояла твердыней, чтобы существовала преемственность». «Мы люди небогатые, – продолжал отец Никандр, – но на вере нашей строятся храмы, на деньги верующих, собранные по копеечке, в том числе и в Усть-Пристани, за что спасибо всем, кто внес свою лепту в его строительство.

Увы, так складывается наша жизнь, что многое в ней разрушается. И училище, в котором вы будете останавливаться, наверное, в последний раз, так как в следующем году его, наверное, уже не будет. Везде говорят, что нам нужны трудовые кадры, что нужно Россию поднимать, чтобы заводы работали, но на самом деле эти трудовые кадры срубают на корню и училище закрывают…

Худеем мы с вами материально, зато богатеем духом… И человек сегодня понимает, к Кому ему надо обращаться. У нас строится административно-церковный комплекс: есть старинная воскресная школа, дом священника и новый воздвигаемый храм…»

В Усть-Пристани режиссером местного Дома культуры Валерием Санниковым был дан концерт. Валерий декламировал стихи Е. Евтушенко («Сказка о русской игрушке»), Р. Рождественского («Будь, пожалуйста, послабее») и пронзительную поэму «Русский крест» о том, как строили храм в селе в 90-е годы. Ее автор – поэт Николай Мельников (1966-2006), убитый в возрасте 41 года в Козельске, но оставивший нам поэму, написанную «с верой, надеждой и любовью».

Русский крест

Герой поэмы – Иван, не помнящий родства. Впрочем, таковыми оказались многие из нас при обрушении Советского Союза. Знали, конечно, что «мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», но дальше все было покрыто мраком. Так и для героя поэмы «Русский крест» Ивана, потомка некогда крепкого православного русского рода Петра Ростова, основавшего село Петровский Скит. И вот теперь этот жалкий потомок великих предков потихоньку спивался среди таких же никому не нужных односельчан. Пока ему не явился в вещем сне Георгий Победоносец, разящий в страшной сече огненными стрелами дракона. Так у Ивана с Божьей помощью открываются духовные очи, он прозревает, что в мире идет непрестанная битва за души людей. И он для себя изготовляет дубовый крест, с которым идет собирать средства на восстановление храма в родном селе…

Он тогда не знал о многом,

проходя из дома в дом,

за забором, за порогом

он встречал такой прием,

словно гостя дорогого

ждали здесь с десяток лет,

ждали праведного слова

среди пьянства, смут и бед.

Впереди молва катилась

про того, кто Крест несет!

– И у нас, у нас случилось!

К нам пришел,

смотрите, вот!

Вот он, грязный

и небритый,

Крест свой носит

по дворам,

в каждый двор

идет с молитвой,

собирает деньги в храм.

…И крестьяне подавали,

не скупясь, от всех щедрот,

хоть совсем не жировали,

а скорей – наоборот.

Просто каждому хотелось

дать Ивану этот грош:

не жилось теперь, не пелось,

пусть хоть будет храм хорош!

– Нету счастья нам земного,

помолись, Иван, за нас!

…И стоял Иван сурово,

видя взгляд просящих глаз.

– Я грешил на свете много,

а теперь вот сам молюсь…

И далее – главная мысль поэмы:

Если все попросим Бога

за себя, за нашу Русь,

за грехи людские наши

и за весь позор и стыд —

неужели ж Он откажет,

неужели не простит?

Где нет Бога, там ад

…В Елбанке мы сходили в баню к добрым людям. Разговорились. Батюшка Петр побеседовал с хозяйкой. Она призналась, что к своему стыду в свои 55 лет не помнит ни одной молитвы. Сколько лет крестный ход идет через это село, где когда-то тоже был храм, а теперь ничего этого нет. Нет здесь и организованного хозяйства, жители, а их более 900 человек, перебиваются случайными заработками да живут со своего огорода. Как и почти повсюду, «процветает» пьянство. Так почему бы не организовать здесь дом молитвы, часовенку хоть в приспособленном помещении? По словам батюшки, деревня потихоньку умирает, потому что люди живут без Бога. А там, где нет Бога, там ад, там смерть. Люди чего-то ищут, а сами не знают, чего. Сейчас не на кого надеяться – никто ничего не принесет на блюдечке. Надо самим браться за ум.

Ради Христовой любви

Меня спрашивали, зачем я иду в крестный ход. Я отвечал: молиться о личном спасении; о ближних своих – детях, внуках, чтобы у них было будущее; наконец, о Святой Руси, православной России, чтобы продлил Господь наш Иисус Христос по молитвам Божьей Матери, на которые мы уповаем, земное бытие любимого Отечества, столь удобного для нашего спасения. И еще: меня всегда манила к себе дорога. Это тоже свойство христианской души: ощущать временность, призрачность своего пребывания на земле, не прилепляться к земному, временному. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», – сказал Господь (Мф. 6, 33). Все земное вторично. «Жизнь – это сон», – так назвал свою философскую драму великий испанский классик Кальдерон. «В этой жизни я только прохожий», – писал русский поэт. Лесков создал образ «очарованного странника». Но крестный ход обладает еще одним важным качеством – той особенной атмосферой, которой нет в миру. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). А там, где Господь, там любовь. Ради того, чтобы ощутить этот необыкновенный дух соборности, коллективизма, дружелюбия, желания помочь ближнему, что-то сделать для него – просто так, Христа ради, а не для выгоды, как в подлом, лживом, лицемерном, материально озабоченном и духовно мертвом миру.

И эту отраду и любовь я вновь, как и в прошлые годы, ощутил в общении с ребятами из молодежного объединения «Слово», которое базируется при Свято-Димитриевском храме г. Барнаула (С 2005 года «Слово» традиционно участвует в крестных ходах в с. Коробейниково и «По стопам миссионеров Алтайских». Школу «Слова» прошли многие десятки молодых людей, укрепляясь в вере православной. Кто-то обрел здесь свою второю половину и уже принес Господу плоды своей любви). Имена этих людей, вошедших в нашу крестоходную общину, – Александр, Василиса, два Димитрия, Владимир, две Екатерины, Кристина, два Кирилла, Анастасия, две Анны, Сергей, Марина, Ксения, Ангелина и другие. Это молодые люди в возрасте преимущественно от 20 до 30 лет. На самом деле их больше, но не все смогли прибыть сюда на целую неделю. К нам также, благодаря настоятелю храма Архистратига Михаила из села Михайловское иерею Петру Лисицкому, примкнула часть его общины с матушкой Еленой, пономарем Юрием, помощником батюшки Николаем и другими. Хочется выразить слова признательности всем тем, с кем мы были вместе в эти дни, а также тем, кто не входил в нашу общину, но общение с кем доставило подлинную радость.

Духовная лечебница

Я уже говорил о том, что крестный ход – это духовная лечебница, которая силою Господа нашего Иисуса Христа способна исцелить душу, недуги которой являются первопричиной всех наших болезней. И здесь традиционно было немало болящих. Одного младенца, пораженного тяжким недугом, мама везла в коляске. Она участвовала с ребенком во всех Литургиях, молебнах, акафистах, смиренно претерпевая тяготы пути. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их…» (Мф. 9, 29-30).

Здесь я вновь встретился с мамой младенца Анечки, о которой писал в репортаже о крестном ходе 2011 года. Тогда ребенку был один год и четыре месяца. И тут мне открылось то, о чем я не знал в прошлом году. Оказывается, Анечка, которую везли в коляске, не ходила. И удивительная вещь: после крестного хода девочка стала на ноги и пошла! Слава Тебе, Боже!

Исторический спор

В Елбанке у нас с отцом Петром и некоторыми крестоходцами состоялась дискуссия на историческую тему, касалась она роли личности Царя Иоанна Васильевича Грозного и его эпохи для судеб русского государства и Православной Церкви. Вокруг этой фигуры нагромождены горы черных мифов, впрочем, как и вокруг личностей многих других наших православных государей. К общему мнению мы не пришли (увы, в споре не рождается истина) , но сошлись на том, что надо изучать и переосмысливать нашу священную отечественную историю, разгребая завалы лжи и помня, что ключевую роль в судьбах России играла Святая Церковь и Промысел Божий. При этом очень важен правильный выбор исторических источников. Ключ здесь – святоотеческий подход к осмыслению исторического процесса и патриотизм авторов-историков. Таковыми авторами, на мой взгляд, среди прочих являются митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (+1995) и архимандрит Константин (Зайцев) (+1975). Из светских историков я бы назвал имена В.В. Кожинова, О.А. Платонова, Н.В. Старикова…

Разговор с читателями

Уже в Коробейниково в очереди на исповедь я встретился со знакомой по прежним крестным ходам «По стопам миссионеров Алтайских» Татьяной из Бийска, которая трудится в церковной лавке одного из храмов. Неожиданно она заговорила об «Алтайской миссии», а другие в очереди подхватили эту тему. Татьяна призналась, что раньше не читала наш епархиальный вестник, но в последние годы вдруг открыла его для себя и стала регулярно читать. По ее словам и словам других крестоходцев, журнал стал более интересным как по содержанию, так и по внешнему виду (полноцвет, бумага, красивое оформление). Особый интерес у собеседников вызвали очерки В.И. Зайцева о старце Адриане («Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…», о посещении В.В. Путиным Псково-Печерского монастыря и его встрече с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), и рассказ о Клавдии Устюжаниной.

Праздник

И вот – праздник. Мы пришли в Коробейниково 30 июня около трех часов пополудни, а в пять часов прибыл Его Преосвященство владыка Максим, после чего состоялось всенощное бдение и три Божественные литургии: в полночь, в четыре ночи и в девять утра. Утренняя Литургия архиерейским чином была особо торжественной, после Таинства Причащения состоялся крестный ход вокруг территории монастыря и владыка произнес архипастырское слово. Он напомнил об очень важной молитве, о которой мы часто забываем – о благодарении:

– Вновь Царица Небесная сподобила нас проделать путь, чтобы лицезреть Ее пречистый лик и вознести молитву о всех наших нуждах и печалях, скорбях и радостях, о всех наших благодарениях за благодеяния, явные и неявные, явленные нам с вами. Слова благодарения мы прежде всего должны нести Богу и своим родителям, благодетелям нашим. И тогда будет действительно успех нашего дела.

Епископ Максим поблагодарил наместника монастыря игумена Романа за те труды, которые он несет во славу Святой Церкви, вознося свои молитвы вместе с братьями – насельниками святой обители у честнаго образа Пречистой Богородицы, в воссоздании и возрождении святой обители:

– Мы видим подвижки, видим, как близится к завершению братский корпус, где монахи, насельники будут иметь место, где приклонить главу и совершить молитву. Но более отрадно видеть, как готовятся стены святого храма к росписи. Вы делаете все, чтобы храм Божий был в подобающем состоянии. Мы знаем, что слышен ропот, особенно в европейской части, мол, зачем эти богатства, эта роскошь в храмах. Наши храмы не имеют такого богатства, как в европейской части. Мы далеки от этой роскоши. Мы радуемся любым подвижкам в воссоздании храмов, которые только-только начинает видеть наш боголюбивый и трудолюбивый народ, живущий в нищете и скромности. Особые слова благодарности тем, кто жертвует и не хочет, чтобы эти жертвы были явны, чтобы их имена были оговорены. Это свойственно нашему народу.

Радостно, что Господь сподобил нас прибыть сюда – кого на автомобиле, кого на общественном транспорте, а кого и полностью пройти путь крестоходца и объединиться здесь для того, чтобы Россия восстала с колен и чтобы почувствовать себя жителями Святой Руси. Хочется напомнить слова Иоанна Златоуста, которые читаются на Пасху: «Войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержанные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня!» И чтобы не гордились, не говорили: ты мало прошел, а я много. Кого-то Господь сподобил проехать на машине, а другого и на это не сподобил! Мы благодарны Господу за то, что мы здесь, может быть, завтра Господь уже и не сподобит…

Владыка также поблагодарил гостей, прибывших из Киево-Печерской лавры, из тобольских духовных школ, из Томской, Казахстанской и других епархий.

Владыка поблагодарил власть предержащих – Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина и его помощников, которые сделали удобную дорогу к храму, заасфальтировали площадь. «Дай Бог им здоровья, мудрости, крепости и в других важных местах проложить дорогу».

Владыка также поблагодарил людей в погонах, которые делают нашу дорогу безопасной.

Его Преосвященство призвал, идя в крестный путь, к святыне, вести с собой детей и молодежь. Никогда удобного времени не будет для детей и молодежи, как только это время. Это наши дети, это наша история, это наша Родина, это наш дом! Дом Царицы Небесной! Храни всех Господь!

Владимир Клименко, редактор вестника "Алтайская миссия"

Фоторепортаж автора: