Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

24 Сентября 2012

Уверены, что этот год нам надолго запомнится посещением Псково-Печерского монастыря. Выбор места паломничества был не случайным, а формировался постепенно. Более полутора лет назад близкий нам священник как-то произнес: «Вот бы Псково-Печерский монастырь посетить. В нем более 500 лет не прекращаются молитвы к Богу». Через 5-6 месяцев в храмовой лавке появились православные календари на 2012 год. А еще через полгода появляется, быстро ставшая популярной книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», с легкостью вводившая читателя в жизнь монастыря последних десятилетий, знакомившая с ее подвижниками и укрепляющая во мнении о сохранении не только традиций, но и духовного горения современных нам монашествующих.

Выбор сделан. Еще раз посоветовались и благословились на поездку у опытного батюшки. Помолясь, составили «график» паломничества, включив в него посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в которой тоже никогда не были. Все билеты были куплены заранее.

Обычное дело – искушения перед такого рода делами. За два-три дня до отправления посетило оно и нас: ухудшилось состояние тяжело больного близкого родственника. Были веские причины думать о наличии у него онкологического заболевания. Назначена консультация хирурга-онколога. Родные вопросительно смотрели на нас, ведь мы оба – врачи, а сын высказался вполне определенно: «Не время вам ехать». Волнение, смятение, размышления, молитва и, наконец, пришло понимание: «Самое время ехать туда в Святую обитель, там нам помогут!». В своем решении мы учли, что у болящего мать – врач, что оставались наши дочери, связанные с медициной, предусмотрена была и денежная поддержка.

Псково-печерский монастырь располагается на северо-западной границе нашей страны, рядом с Эстонией. Добирались долго: поездом «Барнаул-Москва», затем еще сутки «Москва-Псков» и, наконец, автобусом (такси) 50 км «Псков-Печеры». Прибыли рано в 5-30. Печеры – тихий, одно-двухэтажный городок. Остановились в гостинице для Псково-Печерского монастыря. Не терпелось его увидеть, поэтому, быстро переодевшись, пошли на раннюю Божественную Литургию, которая практически всегда проходит в главном, старейшем (1473 года!) Успенском пещерном храме.

В нем находятся великие святыни. Среди них древняя храмовая чудотворная икона «УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» и святые мощи прпмч. КОРНИЛИЯ.

Божественная Литургия проходила особенно, т.к. каждый монастырь своеобразен по своему молитвенному воздыханию. Его особенность не отвлекала, а помогала сосредоточиться и формировала молитвенное настроение.

После литургического богослужения у иконы «УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» состоялся молебен, во время которого читался акафист, составленный из частей акафистов Господу, Богородице и святым угодникам Божиим. Длился он незаметно пролетевших полтора часа. Легко молиться в этом древнем храме. Молитве чудесным образом помогает все окружающее: стены, воздух, святые иконы, святые мощи – все пропитано ангельской чистотой.

Познакомились с расположением храмов: с Успенской площади можно войти в Успенский (пещерный) и Покровский (построенный вторым этажом двумя веками позже) храмы, а также в Святые Пещеры, напротив располагается Сретенская Церковь (1870 год), за ним – Благовещенская (1541 года); несколько ниже, уже за Святыми Корнилиевским Источником и Живоносным Источником стоит белоснежный братский корпус (1827 года) и, наконец, фасадом к Успенскому собору обращена Лазаревская Церковь (1800 года). Над проездными воротами в 1565 г. возведена Никольская церковь, встречающая богомольцев резным изображением свт. Николая Чудотворца (именуемым Можайским). Михайловский храм (1827 г.) - величественный памятник чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в 1812 г., расположен на горе и имеет великие святыни – древнюю чудотворную икону Божией Матери "Умиление" и десницу святой мученицы Татианы.

На территории монастыря много цветов и редких пород деревьев. Без сопровождения можно посетить ближние пещеры, в которых покоятся мощи прп. Марка, прп. Ионы и прп. Лазаря. Организованные группы в сопровождении послушников или монахов могут посетить дальние пещеры.

Вечернее богослужение в день приезда было в Сретенском храме, перечислить святыни которого нет никакой возможности: чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца, святые чудотворные образа, ковчег с мощами многих известных святых и рака со святыми мощами прп. Симеона Печерского. Исповедь. И вдруг, милостью Божией, мы оказываемся свидетелями Таинства: пострижение в схиму архимандрита Никона, со школьных лет знавшего и бывшего духовным чадом старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Описать увиденное и прочувствованное нам не удастся, да и не нужно. По окончании богослужения теперь уже схиархимандрит Никон всех благословил.

Божественная Лиутргия и Причастие в Покровской Церкви, находящейся на втором этаже, вход в которую идет из пещеры, одновременно являющейся началом шествия к святым дальним пещерам.

В этот день с Алтая пришло известие о решающем моменте в судьбе нашего болящего. С горячим молитвенным воздыханием обратились к Божией матери в ее святых образах, попросили молитв у наших батюшек (через SMS-сообщения), обратились к иеромонаху, который помазал святым маслом, окропил святой водой и благословил помолиться у раки прп. Симеона.

Господь принял соборную молитву: появился в душе мир, покой и внутреннее согласие на волю Божию. Тут же пришло сообщение о преодолении кризиса в благополучную сторону: громадное образование оказалась не злокачественной опухолью; операция технически прошла не сложно и осложнений, столь частых при подобных вмешательствах, не было. Чувство благодарности к Господу и Богородице захлестнуло и переполнило все наше существо. Слава Богу за все! Пресвятая Богородица, спаси нас!

Слава Богу, что мы оказались в святом месте, ограждающем от мирской суеты!

Слава Богу, что Господь даровал нам горячие молитвы!

Слава Богу, за отзывчивость сердец наших батюшек!

Слава Богу, за возможность оказания помощи и укрепления наших родных издалека!

Каждый день, проведенный в Святой Обители, был необычен и духовно наполнен: братский молебен перед чудотворной иконой «Успение Божией Матери», утренняя Божественная Литургия, празднование медового Спаса (изнесение Честного Животворящего Креста) и Преображения Господня, крестный ход, молебны и панихиды, чтение акафистов, посещение Святой Горы и Святых пещер, встречи и благословения старца, утоление жажды из святых источников. Все требовало духовных усилий, но нам помогала Богородица, т.к. душа была полна миром и радостью, мы прикоснулись к совсем другой неведомой нам жизни.

К окончанию нашего пребывания в Печерах в ногах появилось уже известное ощущение, как после Крестного Хода к Коробейниковской иконе Божией Матери. Уезжать не хотелось, хотя появилось чувсво исполнености и завершенности. А наш болящий пошел на поправку. Как нам благодарить Игуменью монастыря – Пресвятую Богородицу? Только благоговейным трепетом любящих сердец.

В один из дней мы посетили псковский Кремль. Поездка не была туристической – нам необходимо было посетить известный Троицкий Собор, в котором почивают мощи Псковских святых, среди которых и благоверный князь Всеволод-Гавриил, небесный покровитель болящего с рождения младенца.

Древняя история, величественность, внешнее и внутреннее благолепие собора, множество древних чудотворных икон: «Вседержитель», «свт. Николай Чудотворец», «Тихвинская икона Божией Матери», особо почитаемая «Чирская икона Богородицы», «велмуч. и целителя Пантелеимона» и другие. Прочитали акафист свт. Николаю Мир Ликийскому, помолились у святых икон. Чудеса Божьего благоволения нас и тут осенили: чудесным образом был приобретен акафист (его не было в продаже), состоялось знакомство и беседа с батюшкой.

В этом храме еще раз убедились в том, что паломники не должны быть ведомы невоцерковленными экскурсоводами. Перед нами прошли 3-4 группы. Мало того, что рассказы гидов практически не совпадали по фактическим данным, однако они передавали (иначе и не может быть!) свое отношение и формировали у слушателей искаженное впечатление. Например, в рассказе одной бойкой старушонки основным содержанием были сведения о том, где есть золото, где позолота, а где его нет, а также сколько килограмм серебра в раке. Все остальное было не очень интересно. Стало понятно чем привлекателен для нее собор. Как важно иметь хорошо поставленную паломническую службу, раскрывающую духовное величие наших предков и имеющую миссионерские цели.

Тут же считаем обратить внимание на место нашего проживания в Печерах – гостиница для паломников, которую организовала православная воцерковленная женщина. Расположена она в большом одноэтажном доме, имеются и два отдельных домика для семей, строится баня. Обустройство выполнено с большой любовью и заботой - предусмотрено все до малого крючочка, расположенного как раз в нужном месте. Половички, всегда свежие полотенца, постоянно горячий чай, в коридоре на тумбочке литература о монастыре и его подвижниках, выпущенная монастырской типографией, в комнатах иконы, виды храмов и пейзажи Печерского края, отсутствие радио и телевизора, тишина и спокойствие. Вечером обмен впечатлениями незнакомых людей, быстро сходящихся на общности устремлений.

Возвращаясь в Москву, старались не расплескать душевное состояние и потому в течение 1-2 часов выехали из столицы в Сергиев Посад.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра духовно связана с Псково-Печерским монастырем: таинственным образом в год, когда почил прп. Сергий Радонежский была явлена духовная жизнь Печерских святых.

Войдя в Лавру через Святые (Красные) ворота, украшенные росписями о жизни основателя монастыря, устремились к сердцу обители – в Троицкий храм (1422 г.), воздвигнутый прп. Никоном "в честь и похвалу" основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. Чудо! В храме немного людей (такого больше не было!), поэтому практически сразу приложились к раке прп. Сергия Радонежского и приобщились к чтению акафиста Преподобному Сергию. Неожиданно нас пригласили в Никоновскую церковь и Серапионову палатку, (расположенные с южной стороны Троицкого храма) по которой трудно ходить, все время душа просит повергнуть тело ниц, выступают сокрушенные слезы о своей глубокой греховности и недостоинстве. Без слов, потрясенные, вышли на улицу, но отойти от храма невозможно. Подошли к стенам Серапионовой палатки, снаружи у стен молится послушник. Почти весь день были в Троицком храме. Молиться помогает сам прп. Сергий: в храме много людей, говорливых иностранцев, но молитвенное обращение было таково, как будто вокруг никого нет.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра территориально простирается за пределы своих стен. Она имеет подворья, скиты, святые источники. Нам удалось (жаль, что кратко) посетить Гефсиманский скит, расположенный в 3,5 км от Лавры, который основал в середине Х1Х века (1844 г.) митрополит Московский Филарет (Дроздов). Сложность, ажурность кирпичной кладки, устремленность ввысь отличает архитектуру скита (святые ворота с надвратной колокольней и храмом). В нем находится рака со святыми мощами прп. Варнавы Гефсиманского и чудотворная Черниговская Гефсиманская икона Божией Матери. Скит также имеет пещеры и пещерные храмы.

Местные жители всегда ходили и ездили к источнику, именуемому ими Гремячий Ключ, зная, что это святой источник. Лавра приобрела территорию со Святым Сергиевым источником, расположенным в 12 км от обители и в настоящее время благоустраивает ее. Поток людей, несмотря на труднодоступность места, не иссякает. Этот источник необычен тем, что представляет собой сразу три (!!!) мощные струи, бьющие из неожиданного возникающего на ровном месте вертикального разлома земли на высоте около 70 метров. Все три струи располагаются рядом, с интервалом полметра, но, как свидетельствуют наши родственники (сред которых есть кандидат химических наук), все они имеют разный химический состав. Святое место благоустраивается с большой любовью к Богу и прп. Сергию, с вниманием к людям. Построены деревянные часовни и храмы, будто попадаешь в Кижи, разбита садовая аллея, в которой совсем юные деревца обильно плодоносят, внизу, где водопад переходит в ручей стоит Поклонный Крест, а напротив природный молитвенный уголок, закрытые купальни для женщин расположены ниже, намного выше – для мужчин, лестница имеет встроенные лампочки для освещения ступеней. Место зримо-ощущаемо благодатное: на подходе нас встречала радуга; спутница-католичка, никогда не погружавшаяся в святые воды источников, не могла удержаться, чтобы не встать под благодатные струи, а от охватившего ликования ей хотелось еще и еще раз погрузиться в святые воды.

Вечер был необычайно красив, тих и торжественен. Уходить нельзя было без молитвы, поэтому всю дорогу не разговаривали, а пели Иисусову молитву.

Рядом с Лаврой располагается еще одно замечательное место – Радонеж, родина преподобного Сергия Радонежского. Описывать природу местности не стоит, она вам известна по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Рядом с белоснежным каменным храмом стоит памятник преподобному от благодарной России, и рядом бьет святой Источник, называемый народом «Малый Сергиевский источник» (тогда как Гремячий Ключ еще называют «Большой Сергиевский источник»). Несколько ниже располагается часовня над обустроенной купальней. Даже перед закатом идут и идут люди за святой водой, тихо переговариваясь на мирные темы.

Благодатные места, отмечаемые Богом обилием источников, утоляют не только телесную жажду, но и укрепляют, исцеляют людей.

Всего 15 дней паломничества, а как много событий во вне и внутри!

Паломничество – это, в первую очередь, дыхание для наших больных душ, это реальная поддержка наших близких, это путь веры и приобретения сил для спасения души. Святые места заставляют "петь наши сердца", а это не может не изменить человека. И пусть каждый православный человек приходит к островам благодати для покаяния, восполнения и обновления.

семья Харченко