Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

3 Октября 2012

Месяц назад по благословению преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, прошел I-й Епархиальный семинар храмостроителей. На семинаре шло обсуждение теоретических проблем сохранения и реализации традиционных подходов православного храмостроительства и практических вопросов проектирования, возведения и благоукрашения церковных зданий. Подробности семинара раскрыл иерей Роман Соколов.

Открыл работу семинара организатор и автор проекта протоиерей Георгий Крейдун. Он представил почётных гостей и озвучил темы сообщений. Отец Георгий подчеркнул, что подобный важный семинар первый не только на Алтае и Сибири, но и возможно в целом по стране и выразил надежду на то что настоящее благое начинание, объединившее единомышленников – всех кому не безразлично будущее Церкви, продолжит своё развитие и в дальнейшем привлечёт не мало заинтересованных лиц к сей важной теме православного храмоздательства.

Первым докладчиком выступил Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский. Преосвященнейший Владыка Максим рассказал об истории храмостроительства на Алтае и о возрождении Православия на Алтае, благословил участников семинара.
В своём обращении Святитель обратил внимание слушателей на немалые достижения в области возрождения Святынь Алтая –Соборов, монатырей, образовательных и социально-благотворительных учреждений. Рассказал Владыка и о проблемах с которыми сталкиваются духовенство и верующие.
За годы гонений на Церковь на Алтайской земле до основания порушено свыше семи ста духовных центров. Уничтожены мощные образовательно-воспитательные, хозяйственно-производственные и социально-благотворителные базы Церкви.

Разрушены необратимо дорогостоящие экономически и бесценные с точки зрения духовной и исторической храмы, монастыри, подворья, молитвенные, дома, часовни, школы, богадельни…

И по сей день Церковь Алтая, постепенно возрождаясь, переживает немалые трудности в решении тех, задач которые стоят перед всей полнотой Церкви. И проблемы нынешние обусловлены трагическими потерями в период богоборческого режима.
Сегодня под руководством епархирального архиерея –Преосвященнейшего Епископа Максима духовенство и общины верующих при содействии и поддержки светских властей – администраций Алтайского края и краевой столицы и городов и районных центров, представителей бизнес-сообщества и простых рядовых граждан – людей доброй воли воссоздаются из руин прежние и создаются новые Святыни на территории обширной Барнаульско-Алтайской Епархии – в Республике Горный Алтай и Алтайском крае. Так в активно востонавливаются, строятся более 90 объектов церковной инфраструктуры среди которых храмовые комплексы, приходские храмы в городах и районных центрах, монастыри, часовни и иные необходимые для осуществления уставной деятельности учреждения.
С сообщением о работе архитекторов в Алтайском крае выступил вице-президент Союза архитекторов России П.И.Анисифоров Он также поделился своим опытом в проектировании храмов.

За ним к присутствующим обратился Юрий Михайлович Нижегородцев, ктитор Знаменского женского монастыря г. Барнаула. Он представил свое понимание участия бизнес сообщества в развитии храмостроительства и озвучил идею – согласовывать с руководством края и города Барнаула проектирование храмов на стадии планирования жилых микрорайонов.

С очень интересной и содержательной, с искусствоведческой позиции, мыслью выступила доктор искусствоведения Т.М.Степанская. По ее мнению: «Чувство гармонии и меры подскажет создателю храма, как сделать его индивидуально неповторимым». Далее она отметила, что мы возрождаем замечательную традицию русской культуры, и что при этом слушателям следует обратить внимание на труды историков и исследователей. В своем выступлении Тамара Михайловна подала также идею создания каталога храмов и поддержала мысль о необходимости работать с властью. И еще в ее выступлении было упомянуто, что церкви всегда окружались садами; и действительно: ведь сад – это символ рая.

Затем к слушателям обратился историк-искусствовед Алексей Михайлович Лидов, академик Российской академии художеств, специалист в области византологии, с содержательным, очень ценным и позновательным сообщением «Иеротопия Православного храмоздательства: византийская традиция и современная практика». Выступление дорогого гостя из Москвы стало ключевым, центральным докладом. Изучая роль чудотворных икон и реликвий в формировании сакрального пространства в православной традиции, А.М.Лидов отошел от позитивистского метода и сформулировал в 2001 году новое понятие иеротопии. Главный тезис состоял в том, что создание сакральных пространств должно рассматриваться как особая сфера творчества и самостоятельный предмет историко-культурных исследований. Концепция иеротопии, имеющая общий характер и применимая в принципе ко многим явлениям сакрального.

Иеротопия (др.-греч. ἱερός — священный и др.-греч.τόπος — место, пространство) — создание сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества. Концепция иеротопии и сам термин были предложены Алексеем Лидовым в 2001 году. Иеротопия как раздел гуманитарного знания находится на стыках традиционных дисциплин истории искусства, археологии, культурной антропологии, этнологии, религиоведения, однако не совпадает ни с одной из них и имеет собственный предмет и методологию. Речь идет не о феноменологии священного, хорошо изученной в работах Мирча Элиаде, Рудольфа Отто, Павла Флоренского и других, а об исторически конкретной деятельности людей по созданию среды общения с высшим миром. Иеротопия может включать и мистическую компоненту, но прежде всего это процесс осознанного творчества, формирования сакрального пространства при помощи архитектуры, изображений, обрядов, света, запахов и иных способах выражения Божественного Начала.

В рамках иеротопического подхода иконы и другие произведения сакрального искусства рассматриваются не как изолированные предметы, а как компоненты иеротопических проектов в их художественной и концептуальной целостности и временном развитии. Фигура автора, создателя сакрального пространства, получает должную оценку. Он рассматривается как художник, деятельность которого подобна творчеству современных кинорежиссеров, организующих работу самых разных мастеров. Например, авторами крупнейших иеротопических проектов своего времени были византийский император Юстиниан, создатель Св. Софии Константинопольской, и аббат Сугерий, автор замысла первого готического собора Сен Дени в Париже. Результатом иеротопического творчества могли быть не только церкви и святилища, но и ландшафты, архитектурные комплексы, и даже города и страны. Темы иеротопических исследований разнообразны и могут включать столь различные предметы, как роль света в церковной архитектуре, религиозные церемонии и праздники, народные традиции, сопоставление иеротопических моделей разных культур. Иеротопия интересуется также образами пространства в малых формах искусства и в литературе.

Алексей Михайлович рассказал о протохраме Пророка Моисея, о храме Соломона и храме Юстиниана. Так в Храме Святой Софии, который приснился, по преданию, императору, материализован основной замысел, лежащий в храмоздательстве – драматургия света. Образ храма формируется при сочетании света, золота фресок, церковной утвари и участников Богослужения –священнослужителей и мирян. Все пространство храма проникнуто светом благодаря кольцам огненно вращающегося света. При этом материальная природа здания была полностью нейтрализована. Так создавался Образ Божий. Именно об этом храме наши предки при выборе веры скажут «Не знаем, где мы были – на небе или на земле, знаем только, что там Бог с людьми пребывает» Много интересного прозвучало из уст докладчика о Новом Иерусалиме и устройстве русских городов.

Алексей Михайлович поделился своими впечатлениями от посещения святынь и достопримечательностей Алтая, при этом он отметил, что «Стихийная иеротопия, которая происходит на Алтайской земле в ряде прославленных святынь, не только Российского уровня, но может быть представлена в будущем, при участии духовенства, художников, архитекторов и благотворителей, достойным образом на самом высоком международном уровне, в частности – остров Патмос на реке Катунь, на окраине села Чемал Республики Горный Алтай. Особого внимания заслуживает и труд духовенства и мирян г. Бийска, где на месте бывшего кладбища и разрушенного до основания храма воссоздается святой некрополь».

После выступления академика А.М. Лидова, Преосвященнейший Владыка Максим выразил слова благодарности за внимание к Святыням Алтая - «Нового Патмоса».

– Вот что значит светскость, ученость, – продолжил Святитель:
– Со светской точки зрения Вы открыли для нас много нового. Мы смогли по новому взглянуть на то пространство, которое вы помогли нам увидеть. Церковь всегда объединяет, поэтому так важно, чтобы это объединяющее начало было услышано представителями системы нашего образования. Вы человек светский, которого нельзя отделить от нашей культуры. Вот и Церковь никогда не отделяла себя от образования и от науки. Дай Бог, чтобы и дети наши не лишались таких знаний.»
Владыка призвал слушателей обратить внимание на статус почетного гостя и на его научные достижения. Будет не лишним привести ученые степени и звания докладчика, Лидова Алексея Михайловича:
·Кандидат искусствоведения с 1989 года

·Член-корреспондент Российской Академии Художеств — 2007

·Distinguished visiting professor, Университет Йорка (англ.), Великобритания — 2011

·Академик Российской академии художеств — закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. До 1985года работал младшим научным сотрудником Государственного музея искусства народов Востока. В дальнейшем учился в аспирантуре Отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ. После защиты кандидатской диссертации до 1990 года работал заведующим сектором искусства Кавказа Государственного музея искусств народов Востока. В 1990-1991 годах заведовал кафедрой мировой художественной культуры Российского Открытого Университета. В 1991году Лидов основал Научный центр восточнохристианской культуры и является его директором. В 2008-2009 гг. работал заместителем президента Российской академии художеств по научным и инновационным программам. С 2010 года работает заведующим отдела культуры древности Института мировой культуры МГУ. А.М.Лидов читал лекции и работал в качестве приглашенного исследователя в Принстонском, Гарвардском, Оксфордском, Кембриджском, Токийском, Центрально-Европейском университетах, Сорбонне и др.

В заключение докладчик ответил на поступившие вопросы. В ответах Алексея Михайловича прозвучала важная мысль: «В храмоздательстве воплощается образ небесного Иерусалима». На вопрос, как понимать понятие иеротопии применительно к разрушенному полностью или восстанавливаемому из руин храму, он привел следующий тезис:

– Всё пространство и огромная территория освящается при закладке, строительстве храма и освящении храма, что имеет глубокий смысл; это нужно учитывать и применительно к созидаемым новым храмам, и к возрождающимся, а потому понятие иеротопии применимо не только к возводимым новым храмам, к возрождающимся из руин зданиям храмов, оно применимо даже к тем разрушенным святыням, от которых, как может показаться на первый взгляд, ничего не осталось – лишь историческая память, сохранившаяся в архивах и позабытая обществом. Алексей Михайлович призвал участников семинара обратить внимание и на те места, где от храмов осталось ровное место – будь то в селе или в городе – эти святыни необходимо обязательно восстанавливать всем миром, так как и по преданию считается, что Ангел Церкви освящает то место, где находился храм, и с точки зрения сакрального в этих местах сосредоточена великая энергия!

После небольшого перерыва участники сфотографировались на фоне Иверского храма и продолжили свою работу.

Протоиерей Георгий Крейдун провел слайд-презентацию «Храмостроительство в Барнаульской епархии в конце XX – начале XXIвека».Среди современных храмов на Алтае одним из красивейших и полюбившихся верующими стал Иоанно-Богословский храмовый комплекс, который являет собой редкий на сегодня для Алтая класический и возрождающийся стиль праовславного зодчества и создаётся многолетними трудами отца Георгия, настоятеля и общины верующих.

Протоиерей Александр Войтович рассказал о применении традиционных и современных технологий. Отец Александр со свойственной ему лёгкостью, просто и доходчиво поделился своим богатым опытом в организации строителства храмов. Он провёл историческую илюстрацию и обратил внимание слушателей к тому нелёгкому времени, когда в 80 годах прошлого столетия, добится разрешения на выделение земельного участка под молитвенный дом, не то что бы под строителство храма было запредельным счастьем для верующих, а регистрация общины и открытие прихода дорогого стоило и действительно было исключительным делом и случаем из области чудес. Так в те годы отец Александр построил Храм Святго Духа в Тальменке, в девяностые годы Богоябленский храм в г.Барнауле, а ныне его попечениями в краевой столице строится Александро-Невский Собор.Отец Александр будучи профессиональным строителем по образованию и возглавляя соответствующию комиссию при Епархиальном Управлении задал практический тон семинару, дал дельные советы ;
О порядке оформления церковной недвижимости и земельных участков проинформировал иерей Иоанн Мельников.Важным вопросом для каждого прихода является оформление земельных участков, то с чего и должно начинаться строительство церковных объектов. Отец Иоанн исполняя послушание председателя соответствующей епархиальной комиссии рассказал о порядке и видах оформления, дал практические советы.
Стендовый доклад «Проекты современных алтайских архитекторов в области православного храмостроительства» представил вице-президент Союза архитекторов России П.И.Анисифоров. С особым вниманием участники семинара выслушали рассказ о работе специалистов творческой мастерской в подготовке проектов различной сложности. Большой честью для присутствующих было осозновать, что именно наш алтайский проект победил в конкурсе и был реализован, а именно храм в Антарктиде. Пётр Иванович рассказал о том как не легко было иму и его колективу осущесвить эту уникальную и первоначально казавшуюся фантастической задачу. Удивляет энтузиазм и вера наших талантливых мастеров, прославляющих доброе имя Алтая и Великой России.

Заключение. Участники семинара предметно и основательно обсудили важнейшие критерии храмоздательства. Всесторонне была рассмотрена проблематика практической реализации проектов возрождения православных Святынь. Обсудили также пути решения задач, стоящих перед верующими Алтая, по реставрации исторических храмовых комплексов и по организации строительства современных духовных центров.

Все присутствовавшие на семинаре получили практическую пользу, смогли по новому взглянуть на пути решения практических задач храмоздательства, обрели понимание о большой важности самых разных аспектов устройства Святынь. Практическая польза семинара очевидна для всех участников. Первый положительный, уникальный в своём роде, опыт Барнаульской епархии, объединивший узких специалистов по столь актуальной теме, поспособствует возрастанию интереса среди общественности края и привлечёт ещё более активное внимание властьпредержащих и представителей бизнес-сообщества, простых граждан, активно и в меру данных свыше от Бога возможностей совершать благое делание в воссоздании разрушенных и возведении новых храмов. Так в настоящее время на Алтае более чем в двухстах приходах есть замечательные Соборы, среди них один из красивейших – Успения Божьей Матери г.Бийска, уникальные храмы во Имя Святой Великомученицы Екатерины –жемчужина юга западной Сибири, и красивейший храм из бруса Во Имя Святителя Макария Алтайского г.Горно-Алтайска республики Горный Алтай; часовни, а среди них во Имя Святителя Николая г.Белокуриха. В столице Алтайского края реставрируются имеющие более чем столетнюю историю Свято-Покровский Кафедральный Собор, Знаменский Собор, Никольский Храм, Казанская Церковь; готовится к передаче в пользование бывшее здание Барнаульского Духовного училища с домовой церковью, Крестовоздвиженский Храм, строятся новые храмовые комплексы – Александра Невского и Иоанна Богослова, построены новые храмы – Иоанно-Предтеченский, Вознесенский, Антония и Феодосия Киево-Печерских, Серафима Саровского, Петра и Павла, Андрея Первозванного, Тихвинской и Иверской икон Божьей Матери. Среди часовен известны Во Имя Благоверного Великого Князя Александра Невского, Великого Князя Владимира, Нечаянная Радость, имеются проекты строительства храмов и часовен в районах города и края, в их числе - Храм при КГБУЗ «Краевая Клиническая Больница» и часовня воиконы Божьей матери «Державная» при санатории «Обь».

Из храмов, от которых, собственно, кроме архивных сведений и панорамных исторических фотографий ничего не осталось, спроектирован для воссоздания Иоанно-Предтеченский храм г.Барнаула, располагавшийся в свое время на территории современного мемориального комплекса(в советские годы ВДНХ). Здесь освящён камень на месте, где когда-то был храм и городское кладбище, и имеется задумка исторической реконструкции – возрождения сей Святыни.

В городе также разрушен до основания первый на Алтае каменный Петро-Павловский Собор, построенный и освящённый в 1774 году в историческом центре г.Барнаула и входил в число 4-х главных памятников Сибири по состоянию на 1928 г. Ныне, по градостроительным планам, мы всё более возвращаем к прежнему архитектурному облику Демидовскую площадь. Здесь ярко проявлен достойный пример государственного участия в восстановлении памятника архитектуры Федерального значения – Свято-Димитриевской церкви. А ведь в один ряд с таким добрым примером могла бы стать перспектива воссоздания храмовых комплексов Одигитриевской церкви, Казанской церкви и прочих, тем более, что город Барнаул вошёл в программу туристического кластера, как культурно-исторический центр Юго-Западной Сибири.

Подготовил участник семинара от прихода Иоанно-Предтеченской Церкви г.Барнаула, настоятель иерей Роман Соколов