Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

17 Июня 2013
ДНЕВНИК КРЕСТОХОДЦА
Летом 2011 года от Покровского собора г. Барнаула по Змеиногорскому тракту около 700 человек двинулись в путь продолжительностью в неделю. В Коробейниково. Пешком. Крестным ходом к чудотворной иконе Казанской Божией Матери. В рассказе представлены события восьми дней.

Смысл крестного хода - дорога к Богу, путь познания себя, получение духовного опыта путем преодоления полосы препятствий и искушений. Я делюсь своими воспоминаниями и переживаниями об участии в крестном ходе к алтайской святыне - Коробейниковской иконе Казанской Божией Матери. Крестный ход совершается с 1999 года. Начинается он всегда в последнее воскресенье июня, завершаясь в субботу в начале июля, таким образом, крестный ход приурочен к празднику Казанской (Коробейниковской) иконы Божьей Матери, который приходится на первое воскресенье июля.

ДЕНЬ 1. Барнаул - Шадрино. 27 км
Я студентка филфака, уже защитившая диплом. Торжественное вручение официального документа об окончании вуза состоится 1 июля. Из Коробейниково мы возвращаемся в Барнаул только 3 июля, так что на вручение я не попадаю. Крестный ход - логическое завершение моего 5-летнего обучения в университете. Произошёл серьёзный внутренний переворот благодаря переосмыслению своей жизни, ответы на вопросы которой привели меня на сей раз в Православную церковь. Для меня этот опыт глубоко связан с образованием, он тоже по-своему формирует человека как личность, его ум и характер. После тяжелого кризиса самоидентификации и созидания ценностей я получила не то, что хотела, но то, что мне было в тот момент нужно.
Ровно год назад таким же ясным июньским утром я стояла под деревом у Покровского собора в надежде разделить счастливые хлопоты крестоходцев. Стояла в сторонке, чтобы не мешаться, и издали наблюдала. Вон компания ребят крепкими объятьями встречает иногородних братьев; вон здорового детину в панаме пожилая женщина (должно быть, его мама) уговаривает надеть шерстяные носки:
- Это ничего, что жарко, зато мозоли не натрешь…
Волна радостной суеты захватила и меня, душа пела. Мне хотелось быть в строю с новыми в моей жизни людьми - верующими, и я решила пройтись с богомольцами до поворота, потом до следующего, и смогла остановиться только за кордоном. В том году я твердо решила участвовать в следующем крестном ходе.
Когда вновь подошел срок этому благословенному событию, я, не медля, засобиралась. «Так, а какие вещи необходимы?» - спрашиваю своих друзей, бывалых крестоходцев. - «Бери все, что считаешь нужным, а по ходу поймешь, что было лишним, и чего не хватает», - справедливо рассудила Анютка. Но потом отправила по электронке список необходимых вещей: палатка, спальник, каремат, дождевик, походный набор посуды (ложка, легкие пластмассовые кружка и чашка), теплые вещи, банные принадлежности, Чай в пакетах, консервы, сухофрукты, шоколад, фрукты-овощи. Днем сумки едут в фуре, и доступа к ним нет, поэтому рюкзак с водой и едой на день и прочие нужные вещи надо брать с собой. А вечером, когда приходим на место, машины разгружают, и все разбирают свои сумари. Головной убор от солнца - платок и шляпа с полями(!), много носков и маек (для сменки), длинная юбка, рубашка хэбэ с длинным рукавом, удобная обувь. Самые-то важные пункты я не соблюла, о чем жалела все же недолго.
Хотя я со всей серьезностью готовилась к паломничеству, больше азарт и жажда странствий двигали мною, чем покаянное чувство. Хотелось испытать себя вдали от дома, проверить на выносливость в непредсказуемых обстоятельствах. Я не представляла, какие трудности и искушения меня ожидают, но была уверена, что новый духовный опыт меня изменит. Мне хотелось понять кое-что в жизни: мы много тратим времени на суету в ежедневной рутине, и, чем больше зависим от мелочей, тем легче расстраиваемся, раздражаемся, теряем мир в сердце. Грех - это и есть мучение нашей личности, он - как та же болезнь - не должен являться нормой. Так как же научиться бороться с болезнью?
Сегодня я на том же месте, у Покровского собора на улице Никитина, со мной мои друзья, и меня провожает мама. Храм полон, в дверях и на крыльце толпятся прихожане. У кого-то на груди икона Спасителя, у другого - Николая Чудотворца, Серафима Саровского… Но больше - Богородицы. Грузовики принимают разногабаритные сумки с вещами. Мы ждем, сейчас вынесут хоругви, и мы начнем свой личный и общий, то есть соборный, крестный ход.
Наш проводник Константин руководил крестным ходом с первого до последнего дня. Он объявлял в рупор время привала и построения. Первая остановка за кордоном. Остановились на небольшой площади, она напоминала рынок, потому что вдоль этой площади стояли длинные, как прилавки, столы с простым дорожным кушаньем: хлеб, печенье, сезонный урожай: последняя виктория и первые огурцы. Не по щучьему веленью появилось это угощение - люди добрые помогли.
Фотографируемся. Нас провожают, а мы идем дальше. Когда идешь по обочине, по щебню, и солнце жжет лицо, хочется пить (а я к тому же взяла неудобную сумку на длинном ремне), нужно понимать, что стоны и ропот не облегчат пути. Даже размышления о доме, каких-то проблемах и нерешенных делах давят большим грузом, нежели дорожные тяготы. Совместная молитва - единственно верный способ преодоления уныния и усталости.
Калманский район. Очередь паломников сходит с большой дороги на проселочную, петляя, скрывается в шадринских зарослях. Ночлег нам был уготован на территории школы. Надо до темноты успеть найти свои вещи среди кучи других и поставить палатку.
Первая ночь под открытым небом. Столько новых ощущений за день! Вот и первый мой промах: пренебрегла шляпой, лицо и губы обгорели.
26 июня
ДЕНЬ 2. Шадрино - Калманка. 30 км
Ночевали мы в Шадрино. Ночью в моей двухместной палатке было невыносимо холодно. Шерстяной свитер и спальник не спасали от утренней свежести. Поднимаюсь на ноги и, пошатываясь, выползаю на свет Божий.
- Это нормально, - подбодрила меня Люба из соседней палатки, - первые два дня ноги будут болеть.
- А потом? Уже не болят?
- А потом к этому привыкаешь.
Самые бодрые уже стояли на утренней молитве, делая поклоны на восток. Просыпалась походная кухня. Через час наша колонна снова отправится в путь под призыв рупора: «Строимся!» Молитва. Завтрак. Сбор палатки. Погрузка вещей. Молебен. Вот уже и построились. Нет только монаха Кириона. Он всегда идет впереди всех, несет фонарь - свет Христов. Зычный глас Константина: «Где отец Кирион? Или хотя бы фонарь!»
На привале удалось обкупнуться в небольшом водоеме. Был получасовой отдых, и возможность перекусить и вздремнуть. Я сидела прямо на обочине дороги и грызла огурец вприкуску с сушками, и не было в тот момент ничего вкуснее на свете!
27 июня
ДЕНЬ 3. Калманка - Чистюнька. 45 км
Первую ночь разделили палатку с Василисой. Вдвоем куда теплее. Удивляюсь, что могу идти, хотя ноги как будто чужие, походка стала крестоходовской: на своих двоих готова еще пройти сколько угодно и где угодно.
После утренней службы в тесном душном храме очередь выстроилась в аптеку и хозтовары. До выхода надо успеть закупить необходимые вещи. За сущие копейки покупаю панаму и брезентовую сумочку для рыбацких снастей. Главное, удобно и практично. Еще до открытия у аптеки выстраивается кучка неспокойных покупателей: только бы успеть, только бы хватило. В аптеке скупается все подчистую: бинты, пластырь, «Левомеколь» от мозолей, мази от комаров, всевозможные кремы от-, для-, и против загара. В дороге все пригодится, экстремальные условия требуют изобретательности!
Колонна по четыре человека шириной, а длиной, не знающей края, вьется по тропинке и выравнивается на трассе.
Иду по обочине, спотыкаясь, сбивая о гальку ступни, вся в мыслях: может, стоило остаться на вручение диплома? Специально по этому случаю платье покупала. Еще какие-то житейские проблемы в голове крутятся, и заметно наваливается усталость. Отбрасываю их и вливаюсь в поток общей молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас… Так и прошла оставшийся путь, точнее, будто на крыльях долетела.
На третий день пути слова сестры подтвердились. Боль в ногах все та же, но ее уже не замечаешь. Ты просто идешь, не думая о самочувствии, посылая Господу свои молитвы.
Трудности помогают трезво оценивать ситуацию, реагировать, быть сообразительным, обостряется чувство бдительности. Трудности сближают людей, реально закаляют. Когда сидишь дома, объятый рутиной, об этом не задумываешься. Не зря говорят: «сытый голодного не понимает». И сытый должен иногда поголодать, чтобы подавать милостыню с любовью и чужое горе чувствовать как свое. Мне удалось вырваться из привычной обстановки. Чтобы понять, каково неделю прожить без компьютера и Интернета, сотового телефона и многих других привычных в городе вещей, стоит вырваться на природу. И оттого мне хорошо здесь, «в строю», под этим небом, что хочется растянуть подольше состояние душевного спокойствия, отрешенности и внутренней сосредоточенности на своей жизни.
Подходит к концу третий день пути… Вот мы уже и в Чистюньке. А завтра до Алейска - рукой подать.
28 июня
ДЕНЬ 4. Чистюнька - Алейск. 52 км.
Автобус подвез нас в военный городок и, развернувшись, поехал за остальными. Это самая ранняя стоянка, еще только 4 часа. Я поставила палатку и пошла осмотреться, пополнить кое-какие запасы. Интересно я вписываюсь в сияющие белизной стены супермаркета: в стоптанных кедах, далеко не свежей одежде, с рыбачьей сумкой наперевес и с обожженным лицом. Кассир оглядывает подозрительный объект в длинной юбке и с сочувствием отбивает мне чек на крем от загара, мыло и шампунь.
Возвращаюсь в лагерь. Палатки разноцветными грибками теснятся одна на другой. Никого не видать, сон сморил путников. А вечером мы пойдем в городскую баню, приведем тело в порядок, а потом и душу. На территории храма, бывшего дома культуры, священники принимали исповедь.
29 июня
ДЕНЬ 5. Алейск - Усть-Пристань. 70 км
После утренней службы и причастия снова выступаем на большую дорогу. Примерно половину пути нас провозят на автобусах, остальное пешим ходом - семьдесят километров за световой день пройти просто физически невозможно.
Еле плетемся с Василисой в хвосте. Солнце печет, вокруг зелень и голубизна.

- Все, - говорит Василиса, - у меня сейчас случится солнечный удар, я рухну прямо здесь. Дуновение ветерка срывает с нее панаму, и она уже бежит за ней из последних сил.

- Не можешь идти, а сама вон как рванула? - говорю. Мы обмениваемся хитрыми улыбками и догоняем своих.

Пересохший и изможденный организм был обессилен и готов напиться хоть из лужи, но разум, будучи трезв и ясен, увещевал: «Терпи!» Мы бы отдали последние деньги за бутылку воды, но, выстояв в очереди, были вознаграждены за терпение волшебным, живительным эликсиром - свежим прохладным квасом из кег.

Две молоденькие расторопные продавщицы обслуживали две длиннющие очереди, выходившие аж за дверь на крыльцо:

- Нас, - говорит одна, - предупреждали, мол, будут идти паломники, готовьтесь: человек много. Но чтобы так много, мы не представляли!

Потные, уставшие, загорелые, но - счастливые. Теснясь в сельском магазинчике, я заметила на лицах у всех умиротворение в предвкушении желанного отдыха:

- Слава Богу, дошли!

Когда стемнело, наша дружная компания не спешила расходиться по палаткам. Расположились кругом, и при свете фонариков пели любимые песни из нашего репертуара - военные, казачьи, народные. «Вьюн над водо-ой, ой, вьюн, да над во-до-о-ой, вьюн над во-дой расстила-а-ается…»

30 июня

ДЕНЬ 6. Усть-Пристань - Елбанка. 30 км

В Елбанке мы с Василисой искали баню. Идем наугад к первому дому, от него к другому, и запоминаем дорогу, чтоб не заблудиться в незнакомой деревне. В одном доме не открыли, в другом отказали, в третьем сказали, что идут за скотиной на пастбище. Мы уж отчаялись. Я подбадриваю: «Стучите, и отворят вам…» Вот стоит особняком благоустроенный двухэтажный дом с садом и огородом. Подходим к воротам: «Не пустите ли, мол, так и так?… Мы из Барнаула, жаждем помыться».

- У нас как раз банька теплая, на вас двоих воды должно хватить, - отвечает приветливая хозяйка. Вот это для нас было поистине чудо! Добрые хозяева ничего с нас не взяли. Еще и бутылку парного молока с собой дали.

Ночью пели у костра, а я все проспала, пропустила много интересного.

1 июля

ДЕНЬ 7. Елбанка - Коробейниково. 15 км

Первый пасмурный день. Собираются тучи. У меня наготове болоньевый дождевик. Запасы сухого пайка иссякли. Привычный пейзаж. Крестоходцы погружены в свои мысли, молятся - кто вслух, кто молча. Ровно поют молитву, глядя под ноги.

Перерывами шел дождь.

Подходим. Из-за густых, точно взбитые сливки, облаков пробивались солнечные лучи, освещая маковки коробейниковского храма Казанской иконы Божией Матери.

Под колокольный звон нас встречают люди со слезами радости, и паломники тоже не сдерживают чувств. Крестный ход, за время шествия заметно пополнившийся людом, с дороги - прямо в храм - приложиться к чудотворной иконе. Вечерняя служба. Ночная, ранняя и утренняя.

2 июля

ДЕНЬ 8. Коробейниково - Барнаул. 264 км

Спать у подножия колокольни, слышать сквозь сон колокольный бой, не в силах встать, но быть вполне счастливым! На весь год до следующего крестного хода я сохраню в себе это счастье.

Всю ночь шел обильный дождь. Небо щедро посылало изобилие на сухую землю, как Господь подает благодать кающемуся грешнику. Проснулась от сырости, лужа подтапливала палатку, да и сама «крыша» не выдержала - протекла. Промок и спальник. Из палатки выбираться не хотелось, но надо было готовиться к отъезду домой. Так и сворачивали лагерь под ливнем. А потом шлепали по грязи до своего автобуса. Ехали до Барнаула 5 часов.

3 июля

Это был мой первый незабываемый крестный ход. Я ежедневно была по-новому счастлива, открывала для себя радость простых вещей: лежать в траве, вытянув ноги и наблюдать за плывущими по голубому небу облаками; утолять жажду; радость общей молитвы. Как мало нужно человеку! Когда находишься в своей стихии, сливаешься с природой, со всем, что создано Богом, все становится просто и понятно, кроме одного - откуда дома, в городе столько проблем?