Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
10 Февраля 2015

На секции "Православие. Воспитание. Театр." XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве председатель епархиальной комиссии по культуре протодиакон Владимир Черных и директор Театрального центра при Краевом дворце молодежи Барнаула сделали доклад о Епархиальном театральном фестивале "Жар-птица".
 
Поделившись опытом проведения фестиваля с высоким собранием и выслушав разные мнения о духовном театре, наши делегаты пришли к мысли о том, что в среде священства пока нет единого мнения по этому вопросу. Многие убеждены, что духовные театральные постановки являются сильным средством миссионерской деятельности и несут проповедь православного мироощущения, некоторые воздерживаются в суждениях о православном театре, а иные высказываются против, не понимая и не принимая опыта духовного театра.  Но православное театрального искусство продолжает  развиваться в разных уголках России, в основном в европейской ее части. Есть театральное движение, в котором постепенно формируется теоретическая, практическая и методическая база православного сценического искусства. Международные Рождественские чтения помогают объединить разный опыт, выработать принципы и сформировать общественное мнение о развитии духовного театра.
 
Вниманию посетителей нашего ресурса предлагается доклад на тему: «Детский театральный фестиваль воскресных школ Барнаульской епархии. Опыт. Методика. Перспективы».

Часть I

Духовный театр – это обращение к давно забытым формам воспитания и детей и подростков с помощью высоких и благородных идей по средством театрального искусства.

Истоки духовного театра уходят ко времени царствования Петра Великого, когда из Киевской земли для миссионерского служения в северных регионах России были приглашены высокообразованные проповедники и ученые мужи, в их числе святители Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский. По прибытии на свои кафедры в Ростов и Тобольск первым делом они открыли школы для священнослужителей. При этих первых семинариях святители стали заниматься образовательной и воспитательной деятельностью с помощью театральных постановок на духовные темы. Они  воцерковили сценическое искусство, указали путь и пример для последующих поколений, что любое творчество, а тем более театральное, несет в себе большие возможности не только общекультурного развития, но и духовного воспитания детской личности. Этот ценный опыт миссионерской деятельности, имеет особую актуальность в наше современное время, когда детям не хватает друзей, живого круга общения, творческого самовыражения, высоких мыслей, чувств и православного мироощущения.

Очень значимо, что духовная театральная культура пришла в Великую Россию из Малороссии. В этот год мы вспоминаем Великого равноапостольного князя Владимира. Он крестил народ русский и объединил Христовой верой всю страну, которая впоследствии называли Святой Русью. Свет Христов просветил ум, Евангельское Слово проникло в сердца и души простых русских людей и наш народ смог дать миру святых подвижников, столпов веры и благочестия, которые посвятили себя на служение Богу и ближнему, стали  молитвенниками, покровителями и защитниками нашего Отечества. Многие из этих святых были отмечены трудами святителя Димитрия Ростовского, который составил Чтение Минеи, т.е. Жития святых на каждый день года. Его труд служит для нас живой историей, неоценимым духовным богатством и драгоценным материалом для инсценировки Жития святых угодников Божьих.

Святители Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский являются основателями и покровителями духовного театра в России и Сибири.

В Барнаульской епархии зародилась идея театрального фестиваля, который получил название «Жар-птица». Для проведения фестиваля было испрошено благословение Святейшего Патриарха Алексия II, который в резолюции от 30 сентября 2008 года ответил: «Проведение Епархиальных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и приобщения к отечественной истории и красоте родной и духовной культуры - благословляется».

С этой идеей епархия вышла на уровень государственных управлений по воспитанию и образованию детей. Идею поддержали, и в итоге учредителями фестиваля стали: Барнаульская Епархия, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Театральный центр при КГУ Краевом дворце молодежи. 

География фестиваля – это благочинные округа, расположенные на территории Алтайского края.

Цель фестиваля: приобщение подрастающего поколения к богатейшему наследию отечественной духовной культуры по средствам  православного театрального искусства.

Задачи фестиваля:

- сохранение преемственности традиций православного театрального творчества;

- повышение профессионального мастерства педагогов и творческих коллективов исполнителей;

- обмен опытом и укрепление творческих связей между светскими и церковными театральными коллективами;

- активное развитие воскресных школ приходов на епархиальном уровне.

Фестиваль — это детский театральный праздник, в результате которого воскресные школы сельских приходов могут посетить другие города, а также и столицу Алтайского края - Барнаул. Фестиваль сближает педагогов и детей разных воскресных школ, и других государственных учреждений, участвующих в фестивале, объединяя и выстраивая дружественные взаимоотношения между ними.

За прошедший период в Барнаульской епархии было проведено три православных театральных фестиваля в 2009, 2011 и 2014 годах. В этих фестивалях, в общем, приняло участие 255 детских творческих коллективов из воскресных школ и других светских учебных заведений Алтайского края, а это, в свою очередь 2868 детей и подростков участников фестиваля.

Часть II

Методика развития фестивального движения определялась по направлениям: подготовка специалистов и выбор репертуара, который бы отвечал целям фестиваля. В связи с этим, проведение семинаров для педагогов воскресных школ, стало важным условием  развития театрального жанра. Педагоги воскресных школ  не являлись театральными специалистами, поэтому в первую очередь им была оказана методическая поддержка, даны необходимые навыки для творческой работы. В то же время многие приходы привлекли специалистов, которым так же была необходима помощь  в новом направлении деятельности.

Форма учебы  – мастер – классы по дисциплинам (сценическая речь, мастерство, тренинги, инсценировка) – дали творческий импульс для нового дела многим педагогам. Практические творческие показы в конце семинаров закрепили знания.

Фестиваль «Жар птица» сформулировал подход к репертуару детского православного театра. Первый фестиваль был посвящен русской народной сказке, но так же были номинации: былина, житие, апокриф.  Второй был посвящен житийным сказаниям и Библейским историям. Третий - духовной притче. Сегодня фестиваль насчитывает достаточно много номинаций, по которым победители награждаются дипломами и памятными подарками.

Развитие фестивального движения и освоение новых тем открыло новые формы сотрудничества, новые типы коллективного творчества, что привело к тенденции  возникновения творческих союзов. Так, например, в г. Камень-на-Оби Алтайского края воскресная школа Покровской церкви, детский образцовый театр «Колосок» при ДМШ №1 и клуб исторической реконструкции «Сибирские коты», объединившись, создали замечательный спектакль: «Как князь Владимир Русь Крестил». Так небольшой приход – создает спектакль, в котором взрослые и дети вместе играют увлекательную историю. Подобные спектакли становятся важным событием в жизни города, села, поселка. Это новое явление  православного театра, значение и роль которого трудно переоценить. Церковные приходы объединяют творческие коллективы, привлекают ведущих специалистов, для которых фестивальное движение «Жар птица» становится уроком православного воспитания.

Основным принципом театрального творчества в свете православного воспитания является отношение к человеку, его восприятие.

«Духовное начало в человеке может быть понято правильно только исходя из учения христианской антропологии об образе Божьем в человеке, как начале личности». В этом суть поисков развития и становления театрального творчества в Воскресных школах.

Сегодня деятели театра, обсуждая тему «церковь и театр» видят основное  противоречие – «принципиально разное отношение к человеческой природе». Современный театр «благословляет человеческую сложность и утверждает: каждая часть твоей натуры достойна жизни». Данная точка зрения базируется на стереотипах, базовых понятиях о многоликости театрального процесса. По нашему мнению, театр нуждается в целостном человеке, так как это показывает его духовную красоту. Только через добро, любовь, соборность, свободное веление сердца раскрывается истина о спасении.

Стилистическое разнообразие театрального процесса хорошо усвоило эпический жанр, который раскрывает границы психологического театра и дает широкое эстетическое поле видения православного человека.

Опыт проведения фестиваля «Жар птица» и отбор лучших спектаклей сформулировал принципиальное различие между светским и православным театральным творчеством. Это позволяет говорить о целостной картине развития детского православного театрального движения в Барнаульской епархии и выработки взглядов на  путь духовного театра в России.

Председатель епархиальной комиссии по культуре,

протодиакон Владимир Черных

и директор АНО «Театральный центр» КГУ КДМ

А.И. Вахрамеева.

Барнаул, 2015 год