Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
2 Марта 2015

Священник Евгений Новиков. Фото: Лариса Хомайко

Барнаульский священник восстанавливает брошенную школу, чтобы сделать в ней храм и православную гимназию

– В Писании же говорится, что есть время разбрасывать камни, а есть время собирать. Вот сейчас, фактически, наступило время собирать, — говорит священник Евгений Новиков. В разбитый дверной проем видно троих ребят с лопатами и в респираторах: они грузят «собранные камни» в большой мешок. Мальчики пришли сами. «Вижу, идут по тропинке. Работать, спрашиваю? Говорят: да».

По договору с администрацией Барнаула, эти внушительные руины, в которых проходит организованный батюшкой субботник, переданы в безвозмездное пользование барнаульской епархии до 2019 года, «а там, как Бог даст», уточняет отец Евгений. Все это придумал он.

– Идея была немножко моя, но была поддержка со стороны жителей поселка. Чтобы попасть в храм, людям приходилось ездить в центр. Мы обратились к нашему епископу Сергию, огромное ему спасибо, что он поддержал. И администрация города пошла навстречу. Наш Восточный — единственный район, в котором нет храма, буквально забытый Богом район. И возникла идея построить, но не просто храм, а еще и создать школу-гимназию и детско-юношеский духовно-культурный центр. Был создан и зарегистрирован в Минюсте приход в честь Иконы Божьей Матери «Воспитание».

Раньше в этом брошенном здании была школа, и два первых молебна провели в помещении бывшего спортзала — на стенах еще сохранились щиты для игры в баскетбол. По договору с городом епархия не имеет права демонтировать здание, поэтому будут реконструировать это, школьное.

Когда-то бывшая барнаульская школа № 11 была достопримечательностью микрорайона. Почти все на Восточном знали, что в годы Великой Отечественной здесь учился Леонид Быков, который жил в поселке в эвакуацию. Больше ничего особенного об одиннадцатой сказать нельзя: обычная большая школа, в которой переучилась половина рабочей окраины.

– Тут у нас 3 школы было: 20-я на Кожзаводе, 56-я и вот эта. Когда же…. Да лет восемь уже прошло, как ее закрыли. Прямо перед началом учебного года пришла команда: «закрыть», — вспоминают местные. На Восточном все свои, все про все и про всех знают и охотно рассказывают. — Год где-то тут охранники сидели, никто ничего не трогал. А потом, видно, кончились деньги на охранников, убрали их. Ну, и начал народ постепенно все курочить.

Отец Евгений уже дважды собирал своих, как он говорит, будущих прихожан на субботник. В прошлый раз вдесятером нагребли полный КамАЗ бытового мусора. Сегодня тоже не меньше наберут. Жители соседних домов, многие из которых учились в этой самой школе, давно устроили здесь свалку. Еще — с корнем выдрали батареи отопления, расколотили окна, выбили двери. Даже лестницу на второй этаж разобрали.

– Лестницу-то зачем?

– Там же внутри арматура, ее, наверное, доставали, чтобы на металл сдать. Но как они это сделали? — удивляется веселый парень Сергей, сгребая лопатой обломки кирпичей и куски штукатурки.

Поселок Восточный — наверное, самый суровый район Барнаула. Районооборазующее предприятие — Станкостроительный завод, в народе «Станкач». Говорят, что в войну половина всех патронов для нашей армии была сделана именно здесь. Сейчас поселок — промзона, трамвайная линия, пятиэтажки с сараюшками и погребами во дворах, причудливые бараки, дома и огороды частного сектора. Ниже, у Оби — местная Куба. Много лет назад, когда паводок затопил все окрестности и остался только магазин на пригорке, рабочие «Станкача» на покрышках и резиновых лодках бесстрашно плавали туда за водкой. С тех пор это место и называют Куба, потому что — остров Свободы.

Считается, что самые суровые жители этого места уже лет десять как перемерли от водки и тяжелых наркотиков, или отбывают свои «срока огромные» в местах лишения свободы. Но чужие все равно опасаются ходить по Восточному, особенно вечерами.

– Я знаю: наш район называют неблагополучным, а я скажу — хороший район, дружный. Здесь много людей, которые нуждаются в вере. Я бы ни в каком другом месте жить и не хотела. Мне только обидно, что народу тут сегодня немного, я думала, все придут. Ой, я готова хоть чем помогать безвозмездно, и сторожить буду, если надо, и хоть что делать! — говорит Галина. Она принесла на субботник большой термос с чаем: в здании бывшей школы холоднее, чем на улице. Галина радуется, что на Восточном появится свой храм. Тяжело каждый раз ездить в центр, особенно пожилым. — Упущено только время, надо было сразу школу церкви отдать. И вот увидите, сделаем храм — еще из города к нам поедут, и из пригорода, из Новоалтайска…

 Фото: Лариса Хомайко

В мусоре на полу бывшей школы полно бутылочного стекла, иной раз мелькнет и шприц.

– Вы, правда, думаете, что храм — это то, что сейчас нужно жителям этого поселка? — спрашиваю я у батюшки.

– Я думаю, Господь поможет в любых трудностях, надо только попросить. И потом, я уверен, что возрождение нашей страны произойдет через веру в Бога. Мы можем понаблюдать на истории: с революции 17-го года пережили 70 лет советской власти, безбожия, и сейчас пожинаем плоды. Сейчас идет возрождение, строительство, то самое «время собирать камни». Люди обращаются к Богу, замаливают свои грехи. Строятся новые храмы, старые, которые были забраны при советской власти, возвращаются, реконструируются. И почему мы хотим создать гимназию? Чтобы как раз решать эти вопросы с молодежью, чтобы не было наркомании, алкоголизма.

Аттестат православной гимназии, говорит священник, будет котироваться на уровне документа государственного образца, и в то же время это будет учебное заведение с духовным уклоном. Ее выпускник сможет поступать в духовные училища и семинарии, но в то же время — и в любой светский вуз страны. В Алтайском крае гимназия такого типа есть только в Бийске.

– Сейчас наша задача привести все в порядок и подготовить одно из помещений, — продолжает священник. — Скорее всего, для начала, бывший спортзал; там и будут проходить службы.

Дальнейшая судьба храма будет зависеть от жителей Восточного.

– Вся надежда только на людскую помощь, — говорит отец Евгений. — Храмы на Руси всегда строились всем миром. Сейчас нам предприниматели хорошо помогают: директор социального магазина на Восточном Михал Михалыч, председатель нашего поселкового ТОСна, директор автобазы Роман Витальевич Репа дал нам машину для вывоза мусора. Думаю, с Божьей помощью у нас все получится.

На улице Маяковского время как будто остановилось: старые дома под тополями, по тротуару бегут студенты и обсуждают не компьютерные игры, а свои дипломные работы. И даже супермаркет разместился в старом помещении с деревянными, советского вида перилами. Я спрашиваю покупателей, что они знают про субботник: организаторы развешивали по поселку объявления.

– Звала меня соседка на этот субботник, я не пошел, честно говоря, — говорит бодрый пенсионер. — Я человек советской закалки, не люблю этот… опиум для народа. Но все равно это лучше, чем школа брошенная стояла. Гораздо!