Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

7 Декабря 2011

Реалии современного мира и быстроразвивающиеся медицинские технологии укрепляют современного челове­ка в самомнении и самоуверенности в своих силах и пре­небрежении помощью Божией. Все это накладывается на последствия безбожного времени, когда врачам и пациен­там в России насильственно, упорно и долго навязывалось атеистическое мировоззрение, имя Христово настойчиво изгонялось из больничной среды, среды страданий, скорби и испытаний.

Однако, во все времена существования Церкви Христо­вой, были святые врачи и целебники — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими ме­дицинскими знаниями, в том числе и в XX веке. Их меди­цинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. Для них не существовало противоречия между наукой и религией, верой и опытом.

Их жизненный пример призван послужить образцом служения Богу и людям для врачей нынешнего времени, задумывающихся о возвращении отечественных традиций российской медицины.

Молитвенное обращение к Святым врачам пусть да по­может вам, дорогие коллеги, в современном лечебном про­цессе и обретении своей дороги ко Христу.

Член правления Общества Православных врачей России, председатель Общества Православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов.

От издателей

На страницах этого издания мы расскажем о святых це­лителях (целебниках) — врачах, прославленных и почитае­мых Православной церковью. Их иконные изображения вы видите на обложке брошюры — на фреске «Собор святых целителей» из храма «Державной» иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.

В христианском понимании «целитель» (целебник) — это личность, которая исцеляет, избавляет от болезней чу­десным образом, при помощи благодати Божией.

Эти врачи обладали необыкновенным врачебным искус­ством, которое не поддавалось объяснению с точки зрения формальной логики. Дару исцеления, который они получа­ли от Господа, предшествовали праведная жизнь, подвиги поста и молитвы, многолетняя внутренняя работа над со­бой, полное отвержение выгоды и человеческой славы. За­вершением их земного пути часто становилась мучениче­ская кончина за исповедание веры в Того, Чьей благодатной помощью они исцеляли больных.

Святые врачи-безсребреники безвозмездно, то есть, без всякой оплаты, врачевали болезни людей, стараясь, в то же время, исправить их нравственность и наставить на путь добродетели.

Перед кратким житием, то есть коротким рассказом о жизни святого, приводится иконное изображение (в виде прориси) каждого святого, тропарь и величание.

Святые целебники, молите Бога о нас!

Святой безсребреник Кир был знаменитым врачом в египетском городе Александрии. В этом городе, извест­ном богатыми традициями в области медицины, он родил­ся и получил образование. Кир был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих языч­ников обращал ко Христу. Когда больные пытались как-то отблагодарить своего врачевателя, Кир просил их обращать эту благодарность в молитвах к Богу, уверяя, что истинным целителем является Иисус Христос, а он лишь земной про- водник Его небесной воли.

Когда в Александрии начались преследования христи­ан императором Диоклитианом (284-305), Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продол­жал и лечить людей своей молитвой. Молва о чудесах, тво­римых христианским врачевателем, приходила в поселения раньше его самого. В это время в городе Едессе жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гоне­ние, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, за­тем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой при­вязался к нему и стал его верным последователем, как во врачебном деле, так и в проповеди христианского вероуче­ния. Иоанн поселился вместе с Киром, и, в скором времени, стал самостоятельно и безвозмездно исцелять больных.

Однажды Кир и Иоанн узнали, что в египетском городе Канопе преследователи христиан схватили христианку Афа­насию вместе с тремя малолетними дочерьми и собираются мучить их до тех пор, пока те не отрекутся от христианской веры. Намереваясь предложить себя в обмен на свободу жен­щины и детей, Кир и Иоанн пришли в Каноп, где сообщили о себе правителю города. Вместо обмена, он велел схватить их и подвергнуть жестоким пыткам в присутствии христи­анки Афанасии и ее дочерей. Исповедницы стойко перенес­ли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых безсребреников Кира и Иоанна. Их останки были захоронены близ того же города. Это про­изошло в 311 г. Спустя 100 лет мощи святых Кира и Иоанна были перенесены в селение Мануфин, близ города Канопа. Сейчас они находятся в Мюнхене. Иконописные образы Кира и Иоанна нередко изображаются вместе.

Святой Трифон родился в первой половине III века во Фригии, в одном из селений, находившихся близ города Апамеи (в начале XX века — турецкий город Динер), в се­мье небогатых поселян, которые были христианами. Три­фон был одаренным ребенком и уже с детских лет отличал­ся необыкновенным даром целительства и способностью творить чудеса.

Молва о чудесных исцелениях юноши Трифона даже до­стигла Рима, где в те времена правил император Гордиан. Однажды прекрасная дочь императора заболела страшным недугом. В нее вселился злой дух, немилосердно мучивший бедную царевну, которая, кидалась то в огонь, то в воду. В Рим были созваны самые искусные врачи, но ни один из них не сумел облегчить страданий девушки. Тогда в импе­раторский дворец был доставлен 17-летний Трифон, из­гнавший злого духа из царской дочери. Обрадованный отец предложил юному чудотворцу щедрые дары, которые тот с благодарностью принял, но не для себя, а для нуждающих­ся. По дороге домой, Трифон раздал подарки императора нищим и обездоленным. После возвращения он продолжил дело христианского милосердия, исцеляя больных, помогая бедным и вразумляя заблудших.

После Гордиана императорский престол Рима занял Декий (249-251 гг.), прослывший жестоким гонителем христиан. В скором времени Аквилину, правителю Фри­гии, донесли, что Трифон, исцеляя больных, обращает их в христианскую веру. Аквилин, потребовал отречения его от веры. Но Трифон отказался, заявив, что готов от­дать жизнь за веру. Аквилин предал Трифона на мучения. Во время мучений, которые он мужественно переносил, пе­ред святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. На следующий день мученик Трифон был усечен мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Это произошло в 250 г.

Тело мученика христиане хотели предать земле в горо­де Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в виде­нии велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константино­поль, а затем — в Рим.

Святой мученик Иулиан был родом из финикийского го­рода Эмесы в Сирии. Хорошо изучив в юношеском возрасте врачебное искусство, он исцелял не только тела людей, но и души их: ибо врачуя болезни, он учил веровать во Христа и многих из язычников обратил ко Христу.

Когда схвачены были святые мученики епископ Силь- ван, диакон Лука и чтец Мокий, (память 29 января), — и ведены были из темницы на съедение зверям, Иулиан, припав к мученикам, укреплял их и умолял не страшиться смерти за Господа.

После этого он был схвачен язычниками и заключен в некий вертеп (тесную расщелину); там ему вбили в голову длинный гвоздь, а также пробили гвоздями его руки и ноги; после этого он предал Богу дух свой.

Это произошло в 312 году при императоре Максимиане.

Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в горо­де Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дио­нису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во святом крещении.

Святой был приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: «Смерть за Христа — великое приобретение для меня». Святого Мокия подвергли истязаниям, которые он пере­носил с дивным терпением, не переставая обличать нече­стие идолопоклонников. Приведенный в капище Диони­са, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невре­димым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен пра­витель. Вновь назначенный начальник подверг святого Мо­кия жестоким истязаниям, которые он, при помощи Божи- ей, стойко переносил. Отданный на растерзание диким зве­рям, он остался невредимым — львы ложились у ног свято­го. Народ, вразумившись такими чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу.

Правитель распорядился отослать святого в город Пе- ринф, а оттуда в Византию, где святой Мокий был казнен. Перед смертью он в молитве благодарил Господа, давше­го ему силу до конца пройти мученический подвиг. И был к святому голос с неба, говоривший: «Радуйся, добрый под- нижник Мой, Мокий, победивший явно пред всеми силу мучителя. Приди и водворись с прочими подвижниками в царстве небесном. Ты трудился достаточно в мире; от­дохни же теперь и возвеселись на небе». «Господи, приими в мире дух мой», — были его последние слова, после чего ему отсекли голову. Святой Мокий скончался около 295 года. Впоследствии император Константин построил в честь свя- щенномученика Мокия храм и перенес в него святые мощи страстотерпца.

В царствование Нумериана (283-284) правитель города Эгеи разослал воинов разыскивать христиан. К нему при­вели Фалалея, 18-летнего белокурого юношу. На расспросы правителя святой Фалалей отвечал: «Я христианин, ро­дом из Ливана (Сирия). Отец мой, по имени Берукий, был военачальником, а мать зовут Ромилией. У меня есть брат в сане иподиакона. Я же обучен врачебному делу врачом Макарием. Во время гонения на христиан в Ливане я был приведен к правителю Тиверию, но едва избежал казни. Те­перь стою перед судом, делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа Спасителя и Бога моего, надеясь с Его по­мощью претерпеть все муки».

Свирепый правитель дважды пытался выполнить казнь — просверлить голени святому, но благодать Божия не допускала этого, и он в бессилии повелел утопить свято­го Фалалея. Не успели слуги доложить правителю о совер­шенной ими казни, как внезапно, явился святой Фалалей в белой одежде. Все долго пребывали в оцепенении, наконец, правитель сказал: «Смотрите, этот волшебник околдовал даже море». Тогда один из приближенных, волхв Урвикиан, посоветовал правителю бросить мученика на съедение зве­рям, но, ни свирепая медведица, ни голодные лев и львица не тронули святого, но смиренно припали к его ногам. Уви­дев происходящее, народ начал громко кричать: «Велик Бог христианский. Бог Фалалея, помилуй нас!» Толпа схватила Урвикиана и бросила его зверям, которые тут же растерзали волхва. Наконец правитель приказал усечь мечом святого мученика. Свидетеля Христова отвели на место казни, где он помолился Богу и склонил голову под меч. Это произо­шло в 284 году.

Мощи святого мученика Фалалея находятся в храме свя­того Агафоника в Константинополе и совершают многие чудеса. Святой мученик Фалалей как врач, безвозмездно ле­чивший больных, назван Церковью безсребреником и при­зывается в молитвах над больными в Таинстве Елеосвяще­ния и при освящении воды.

Архиепископ Лука в миру — Валентин Феликсович) (Войно-Ясенецкий) — русский хирург и духовный писатель, епископ Русской Православной Церкви; с мая 1946 года архиепископ Симферопольский и Крымский.

Родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончил гимназию и, размышляя о выборе жизненного пути, решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей». Таким образом, будущий святитель выбрал медицину и, закончив обучение в университете, стал заниматься медицинской практикой и научными исследованиями. В конце октября 1919 года у Валентина Феликсовича умерла жена Анна Васильевна, тридцати восьми лет, оставив 4-х детей. «Две ночи я сам читал над гробом Псалтырь, стоя у ног покойной в полном одиночестве» — писал он.

В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства.

Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты им как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея, отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.

Путь, пройденный этим удивительным человеком, поражает... Блестящий хирург, руководитель главной операционной в Институте неотложной помощи Ташкента, консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя, архиепископ Симферопольский и Крымский, отец четверых детей, автор всемирно известной монографии «Очерки гнойной хирургии», автор книги «Дух, душа и тело» и автобиографической книги «Я полюбил страдание...» — провел 11 лет в лагерях и ссылках и всю жизнь спасал раненых и оперировал больных.

Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались и совершаются многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают и Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял решение о всероссийском почитании святителя Луки.

Святитель Лука говорил: «Главное в жизни всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое — постарайся совершить хотя бы малое!»

Святой Сампсон (Странноприимец) родился в Риме от «четы царского происхождения» и потому получил образо­вание, достойное его высокого рода. Особенно тщательно он изучил врачебное искусство, чтобы помогать страж­дущему человечеству. После смерти родителей Сампсон продал унаследованное им богатое имение, а полученные деньги раздал бедным. После этого он поселился уединенно н одном из пустынных мест.

Однако затворничество продолжалось недолго. Вскоре (Сампсон оказался в Константинополе, где стал владельцем небольшого дома. Это жилище он приспособил для прожи­вания странников и бездомных, которым он оказывал по­сильную материальную, а также врачебную помощь. В ре- чультате Сампсон, как содержатель приюта для странников и обездоленных, был прозван Странноприимцем.

О его самоотверженном служении делу милосердия ста­ло известно и константинопольскому патриарху, который иосвятил его в сан священника. Кроме того, он пользовался широкой известностью как безмездный врачеватель, на сче­ту которого имелось несколько случаев исцеления больных, считавшихся неизлечимыми. Сохранилось предание об об­ращении к Сампсону даже императора Юстиниана, долго страдавшего от тяжелой болезни. Когда наступило выздо­ровление, император предложил врачевателю значитель­ную часть своих сокровищ, но Сампсон не принял царско­го подарка. Вместо этого он просил его построить еще один странноприимный дом в Константинополе, чтобы оказы­вать всяческую помощь еще большему числу страннико! и обездоленных сограждан. Император поспешил испол­нить это пожелание. В результате дело милосердия, которо­му Сампсон (Странноприимец) как содержатель приютов искусный врачеватель и христианский священник посвяти/ всю свою жизнь, одержало победу. Он достиг глубокой ста­рости и скончался в Константинополе около 530г.

В Русской Православной церкви известны три двоицы| св. мучеников Космы и Дамиана:

• Асийские, безсребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии, мирно скончались и похоро нены в Феремане; память — 1/14 ноября );

• Аравийские (по месту происхождения), или1 Киликийские (по месту страдания вместе с мчч. Ле­онтием, Анфимом и Евтропием — 287 или 303), па­мять — 17/30 октября.

• Римские, безмездные врачи (родились, жили и по­страдали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля).

Два родных брата, носивших имена Косма и Дамиан, жили в Риме около второй половины III века. Их родители были христианами и отличались знатностью и богатством рода. Привилегированное положение позволило братьям в юности заниматься изучением богословия и врачебных наук. С юности они вели целомудренную жизнь и были удо­стоены от Бога дара исцеления болезней. Своим бескорыст­ным отношением к людям, милосердием и исповеданием христианской веры братья многих обращали ко Христу. Они не только не брали никакой награды за исцеление, но и сами помогали неимущим. К примеру, они продали бога- юс имение, оставшееся после смерти родителей, а получен­ные деньги раздали нуждающимся.

Во время гонения на христиан они были схвачены вла- I Iими и решительно отказались принести жертву языче- I ким богам. Однако император Карин продолжал настаи- иать. По молитве святых братьев, Бог поразил его внезапной полезные. Император умолял святых об исцелении, обещая обратиться к Истинному Богу. После исцеления императо­ра, святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на сво­боду и вновь принялись за врачевание болезней.

Но то, что не смогли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Ста­рый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он, призвав своих учеников собирать лекарственные тра­пы, завел их в горы и «побил их каменьями». Это произо­шло не позднее 285 г. Однако вскоре коварное убийство чу­дотворцев было раскрыто.

Святой мученик Антиох, уроженец Севастии Каппадо- кийской, родной брат святого мученика Платона (память 18 ноября), был врачом. Он ходил по городам своей страны и врачебным искусством исцелял одержимых различными недугами.

Язычники узнали, что он христианин; вызвали на суд и подвергли жестоким пыткам. Брошенный в кипящую воду (пятой остался невредимым, отданный на растерзание ди­ким зверям — не пострадал от них, звери мирно ложились у его ног. По молитвам мученика совершались многие чу­деса и рассыпались в прах идольские изваяния. Язычники обезглавили святого мученика Антиоха, причем из раны потекла кровь с молоком. Видя безвинные страдания свято­го, воин Кириак, участвовавший в казни, обратился ко Хри­сту, при всех исповедал свою веру и также был обезглав­лен (IV). Мучеников погребли рядом.

Священномученик Ермолай иерей Никомидийский, в числе немногих остался в живых после того, как по по­велению императора Максимиана (284-305) в Никоми- дийской церкви были сожжены 20 ООО христиан в 303 году. Он скрывался в отдаленных местах (вместе с иереями Ер- миппом и Ермократом) и не переставал учить язычников христианской вере. Мимо дома, в котором скрывался свя­той Ермолай, часто проходил юноша-язычник Пантолеон (будущий святой великомученик Пантелеимон).

Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и сует­ность поклонения языческим божествам. С этого дня Пан­толеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и затем принял от него святое Крещение.

Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, был схвачен и святой Ермолай. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец.

Святому Ермолаю было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но он решительно отказался, ис­поведуя свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с ра­достью умереть за Него. Также были схвачены и приведены на судилище святые Ермипп и Ермократ.

Когда язычники стали угрожать святому иерею мука­ми и смертью, внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доло­жено императору. Разгневанный Максимиан отдал свято­го мученика Ермолая на истязания и вынес ему смертный приговор. Мужественно претерпев все мучения, святой иерей был обезглавлен и переселился в небесные обители (а с ним и мученики Ермипп и Ермократ). Произошло это около 305 года.

Веяикомученик и целитель Пантелеимон родился в го­роде Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христи­анкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным от­роком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебно­му искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), кото­рый захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Ни­комидии тайно проживали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 ООО христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неодно­кратно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Од­нажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно по­сещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантоле­он начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы, станет последова­телем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона. После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с отцом, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда Евсторгий увидел, как сын исцелил слепца призы­ванием имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим.

После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвоз­мездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их име­нем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, осо­бенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Панте­леймону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пан­телеимон лечит христианских узников. Максимиан угова­ривал святого опровергнуть донос и принести жертву идо­лам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного, призвав в молитве имя Божие. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам. Господь явился святому и укрепил его перед страданиями. Великомученика Панте­леимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерз­новением обличал императора.

В то же время перед судом язычников предстали пресви­теры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо испове­дали свою веру во Спасителя и были обезглавлены.

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друт друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский»! Разъяренный Макси- миан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил имя Христово, а великомученику Пантелеймону отсечь главу.

Святого привели на место казни и привязали к маслич­ному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Го­лос, зовущий страстотерпца по имени и призывающий его в Небесное Царство. Услышав голос с Небес, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, ска­зав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны вместо кро­ви потекло молоко. Маслина, к которой был привязан свя­той, в момент его смерти покрылась плодами. Многие при­сутствовавшие при казни уверовали во Христа. Тело свято­го, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и было погребено христианами (t 305). Святые мощи вели­комученика Пантелеимона разошлись по всему христиан­скому миру, честная глава его находится ныне в Русском мо­настыре на Святой Горе Афон.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Примечательно, что вели­комученик Пантелеимон почитается в Православной Церк­ви не только как целитель, но и как «грозный» святой, по­кровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «по всему лев». Второе имя, данное при Крещении, — Пантелеимон, то есть «все­милостивый», раскрывается в почитании великомученика как целителя. Связь этих двух покровительств святого хо­рошо видна из того, что воины, получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому хри­стиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимо­на призывается при совершении Таинства Елеосвящения, освящении воды и в молитве за болящего.

Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были ро­дом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284-305), гонителя христиан, установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан.

Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но вы­пущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезап­но началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали ко­лесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверж­дения многих.

Племянник мученика — святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклон­ник, твои боги — ничто!» Меч, занесенный над новым ис­поведником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Безрезультатно Диоклитиан прельщал Аникиту и Фотия богатством и славой... Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!»

Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!» Все они скончались с молитвою на устах.

Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня, и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из языч­ников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.

Святая Церковь чтит мучеников Аникиту и Фотия как целителей. Мученик Аникита, так же как и мученики Фала­лей, Мокий и Трифон, упоминается в водосвятном молебне.

Святой целитель Диомид родился в городе Тарсе Кили- кийском, где получил врачебное образование, а затем стал исповедовать христианское вероучение. Лечил телесные и душевные болезни, причем врачевал не только лекар­ственными средствами, но, главным образом, призыванием всесильного и цельбоносного имени Господа Иисуса Христа и знамением честного креста. Многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа.

Таким образом, Диомид, исцеляя больных и проповедуя христианство, путешествовал по разным городам и селени­ям, пока не пришел в город Никею, на территории Малой Азии. Здесь он был схвачен слугами языческого императора Диоклитиана (284-305), преследовавшего христиан, и пове­зен ими на судилище в Никомидию. Но по дороге он сошел с телеги, чтобы помолиться, и умер.

В доказательство исполненного поручения воины отсек­ли ему голову, чтобы отнести ее к императору. Но тотчас по отсечении главы, воины стали слепыми, так что их повели другие к царю, причем они несли отсеченную главу святого мученика Диомида.

Когда император увидел главу, а также увидел и слепых воинов, то приказал им тотчас же отнести главу и прило­жить ее к телу на свое место; лишь только воины сделали так, как тотчас же прозрели и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении Таинства Елеосвящения.

Братьев Коему и Дамиана издревле почитают как на Вос­токе, так и на Западе. Они родились в Аравии в середине третьего столетия. Изучив врачебное искусство, они ходи­ли с проповедью по городам и селениям Аравии, исцеляя силой Христовой больных и отказываясь от платы за лече­ние.

Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) были род­ными братьями-близнецами из пяти братьев. Все пятеро за­нимались врачебной наукой, однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений. Они лечили не столько сво­им врачебным искусством, сколько призыванием имени Бо- жия, молитвой, помазанием освященным елеем и окропле­нием святой водой, многих обращая в христианскую веру.

Язычник Лисий (наместник киликийской земли при императоре Диоклитиане) решительно потребовал, чтобы Косма и Дамиан отреклись от веры в Иисуса Христа. Взяв братьев под стражу, он приказал им принести жертву идо­лам. За то, что они отказались исполнить приказание, Ли­сий велел их связать и бросить в море. Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здо­ровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписа­но чародейству. Раздраженный правитель велел заключить их темницу, а на другой день — бросить в огонь. Господь опять сохранил братьев: огонь потерял естественную силу и не прикасался к ним. Затем в них бросали камнями, стре­ляли из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Тогда Лисий приказал усечь их мечом.

Вместе с ними пострадали еще трое их братьев-христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий. Все пять мучеников, постра­давшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти точно не известно, считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклитиана и Максимиана.

Их святые останки были похоронены в городе Кир в Си­рии, где от них стали совершаться многочисленные исцеле­ния. Император Юстиниан I (527-565 гг.), будучи исцелен святыми Космой и Дамианом от опасной болезни, в благо­дарность перестроил и украсил их храм в Константинополе. Этот храм стал местом паломничества для всего Востока. Будучи врачами-безсребрениками, святые Косма и Дамиан почитаются покровителями врачей и изображаются на не­которых медицинских эмблемах.

Святые мученики Леонтий, Анфим и Евтропий были родными братьями Космы и Дамиана Аравийских (Кили- кийских). Все пять братьев занимались врачебной наукой, помогавшей им в безвозмездной практике лечения болез­ней. Все они родились в Аравии в середине третьего столе­тия. Изучив врачебное искусство, они ходили с проповедью по городам и селениям Аравии, исцеляя силой Христовой больных и отказываясь от платы за лечение. Младшие бра­тья всегда следовали за старшими Космой и Дамианом (ко­торые были братьями-близнецами) в течение жизни. Своим благочестием, милосердным отношением к больным и про- поведанием слова Божия, они многих обращали в христиан­скую веру.

Язычник Лисий (наместник киликийской земли при императоре Диоклитиане) взяв братьев под стражу, потре­бовал, чтобы они отреклись от веры в Иисуса Христа. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых. После истязаний и пыток были усечены мечом безсребреники Косма и Дамиан Аравийские, а вместе с ними и трое их братьев-христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий. Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с до­стоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклитиана и Максимиана. Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления.

Святые безсрбренмки Косма и Дамиан были родные бра­тья, родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Ни время их рождения, ни время смерти точно не известно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века, так как в первой половине века V века уже были устроены святые храмы во их имя.

Отец Космы и Дамиана был грек и язычник, мать — хри­стианка по имени Феодотия. Воспитанием детей занима­лась мать. С самого младенчества детям внушались почи­тание Иисуса Христа и любовь к добродетели. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке.

И Косма, и Дамиан были наделены особой божествен­ной благодатью — даром исцелений и чудотворений. Болез­ни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Да­миан, что привлекало к ним множество больных. Никаких знаков благодарности за свои труды святые не принимали, проповедуя заповедь Спасителя: «больных исцеляйте, про­каженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняй­те: даром получили, даром отдайте» (Мф. 10; 8). Об одном только просили братья исцеленных ими: твердо верить в Господа нашего Иисуса Христа и жить по его Священному Писанию. Таким образом, врачуя недуги телесные, они вра­чевали и недуги душевные.

В делах сострадания и милосердия прошла жизнь без- сребреников и чудотворцев. Братья никогда не расстава­лись друг с другом, вместе ходили, вместе врачевали и вме­сте молились. Сотворив немало знамений и чудес, первым с миром почил Косма, а через некоторое время после его кончины — и Дамиан. Их святые мощи были погребены в одной могиле в Феремане (Месопотамия). Вскоре на месте погребения была построена «церковь чудная и преславная», в которую не зарастала тропа для паломников из ближних и дальних стран.

Косма и Дамиан совершали чудодейственные хирурги­ческие операции (запечатленные даже на полотнах худож­ников) и считаются покровителям хирургов.

Святой мученик Орест жил в конце III века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.

По приказу императора, в Тиану для борьбы с христи­анством, направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он муже­ственно и открыто исповедал свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, по­чести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предло­жили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палка­ми, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: «Боже, сотвори со мною знамение во бла­го, да видят ненавидящие меня и постыдятся». И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.

Разъяренный Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Вла­чимый по камням, святой мученик отошел ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.

Когда много веков спустя, в 1685 году, в Киево-Печерской Лавре один инок (Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский) переписывал с древней рукописи житие свя­того Ореста и, утомленный, уснул, ему в сонном видении предстал святой мученик и, показав глубокую рану в груди, перерезанные у локтей жилы и перебитые голени, велел до­полнить свое житие, так как в древней рукописи были опи­саны не все муки, которые претерпел святой. Смиренный инок выполнил желание святого мученика Ореста и воссла­вил Бога, Дивного во святых Его.