Новости Алтайской митрополии
Реалии современного мира и быстроразвивающиеся медицинские технологии укрепляют современного человека в самомнении и самоуверенности в своих силах и пренебрежении помощью Божией. Все это накладывается на последствия безбожного времени, когда врачам и пациентам в России насильственно, упорно и долго навязывалось атеистическое мировоззрение, имя Христово настойчиво изгонялось из больничной среды, среды страданий, скорби и испытаний.
Однако, во все времена существования Церкви Христовой, были святые врачи и целебники — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими медицинскими знаниями, в том числе и в XX веке. Их медицинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. Для них не существовало противоречия между наукой и религией, верой и опытом.
Их жизненный пример призван послужить образцом служения Богу и людям для врачей нынешнего времени, задумывающихся о возвращении отечественных традиций российской медицины.
Молитвенное обращение к Святым врачам пусть да поможет вам, дорогие коллеги, в современном лечебном процессе и обретении своей дороги ко Христу.
Член правления Общества Православных врачей России, председатель Общества Православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов.
От издателей
На страницах этого издания мы расскажем о святых целителях (целебниках) — врачах, прославленных и почитаемых Православной церковью. Их иконные изображения вы видите на обложке брошюры — на фреске «Собор святых целителей» из храма «Державной» иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
В христианском понимании «целитель» (целебник) — это личность, которая исцеляет, избавляет от болезней чудесным образом, при помощи благодати Божией.
Эти врачи обладали необыкновенным врачебным искусством, которое не поддавалось объяснению с точки зрения формальной логики. Дару исцеления, который они получали от Господа, предшествовали праведная жизнь, подвиги поста и молитвы, многолетняя внутренняя работа над собой, полное отвержение выгоды и человеческой славы. Завершением их земного пути часто становилась мученическая кончина за исповедание веры в Того, Чьей благодатной помощью они исцеляли больных.
Святые врачи-безсребреники безвозмездно, то есть, без всякой оплаты, врачевали болезни людей, стараясь, в то же время, исправить их нравственность и наставить на путь добродетели.
Перед кратким житием, то есть коротким рассказом о жизни святого, приводится иконное изображение (в виде прориси) каждого святого, тропарь и величание.
Святые целебники, молите Бога о нас!
Святой безсребреник Кир был знаменитым врачом в египетском городе Александрии. В этом городе, известном богатыми традициями в области медицины, он родился и получил образование. Кир был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Когда больные пытались как-то отблагодарить своего врачевателя, Кир просил их обращать эту благодарность в молитвах к Богу, уверяя, что истинным целителем является Иисус Христос, а он лишь земной про- водник Его небесной воли.
Когда в Александрии начались преследования христиан императором Диоклитианом (284-305), Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и лечить людей своей молитвой. Молва о чудесах, творимых христианским врачевателем, приходила в поселения раньше его самого. В это время в городе Едессе жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем, как во врачебном деле, так и в проповеди христианского вероучения. Иоанн поселился вместе с Киром, и, в скором времени, стал самостоятельно и безвозмездно исцелять больных.
Однажды Кир и Иоанн узнали, что в египетском городе Канопе преследователи христиан схватили христианку Афанасию вместе с тремя малолетними дочерьми и собираются мучить их до тех пор, пока те не отрекутся от христианской веры. Намереваясь предложить себя в обмен на свободу женщины и детей, Кир и Иоанн пришли в Каноп, где сообщили о себе правителю города. Вместо обмена, он велел схватить их и подвергнуть жестоким пыткам в присутствии христианки Афанасии и ее дочерей. Исповедницы стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых безсребреников Кира и Иоанна. Их останки были захоронены близ того же города. Это произошло в 311 г. Спустя 100 лет мощи святых Кира и Иоанна были перенесены в селение Мануфин, близ города Канопа. Сейчас они находятся в Мюнхене. Иконописные образы Кира и Иоанна нередко изображаются вместе.
Святой Трифон родился в первой половине III века во Фригии, в одном из селений, находившихся близ города Апамеи (в начале XX века — турецкий город Динер), в семье небогатых поселян, которые были христианами. Трифон был одаренным ребенком и уже с детских лет отличался необыкновенным даром целительства и способностью творить чудеса.
Молва о чудесных исцелениях юноши Трифона даже достигла Рима, где в те времена правил император Гордиан. Однажды прекрасная дочь императора заболела страшным недугом. В нее вселился злой дух, немилосердно мучивший бедную царевну, которая, кидалась то в огонь, то в воду. В Рим были созваны самые искусные врачи, но ни один из них не сумел облегчить страданий девушки. Тогда в императорский дворец был доставлен 17-летний Трифон, изгнавший злого духа из царской дочери. Обрадованный отец предложил юному чудотворцу щедрые дары, которые тот с благодарностью принял, но не для себя, а для нуждающихся. По дороге домой, Трифон раздал подарки императора нищим и обездоленным. После возвращения он продолжил дело христианского милосердия, исцеляя больных, помогая бедным и вразумляя заблудших.
После Гордиана императорский престол Рима занял Декий (249-251 гг.), прослывший жестоким гонителем христиан. В скором времени Аквилину, правителю Фригии, донесли, что Трифон, исцеляя больных, обращает их в христианскую веру. Аквилин, потребовал отречения его от веры. Но Трифон отказался, заявив, что готов отдать жизнь за веру. Аквилин предал Трифона на мучения. Во время мучений, которые он мужественно переносил, перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. На следующий день мученик Трифон был усечен мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Это произошло в 250 г.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.
Святой мученик Иулиан был родом из финикийского города Эмесы в Сирии. Хорошо изучив в юношеском возрасте врачебное искусство, он исцелял не только тела людей, но и души их: ибо врачуя болезни, он учил веровать во Христа и многих из язычников обратил ко Христу.
Когда схвачены были святые мученики епископ Силь- ван, диакон Лука и чтец Мокий, (память 29 января), — и ведены были из темницы на съедение зверям, Иулиан, припав к мученикам, укреплял их и умолял не страшиться смерти за Господа.
После этого он был схвачен язычниками и заключен в некий вертеп (тесную расщелину); там ему вбили в голову длинный гвоздь, а также пробили гвоздями его руки и ноги; после этого он предал Богу дух свой.
Это произошло в 312 году при императоре Максимиане.
Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во святом крещении.
Святой был приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: «Смерть за Христа — великое приобретение для меня». Святого Мокия подвергли истязаниям, которые он переносил с дивным терпением, не переставая обличать нечестие идолопоклонников. Приведенный в капище Диониса, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен правитель. Вновь назначенный начальник подверг святого Мокия жестоким истязаниям, которые он, при помощи Божи- ей, стойко переносил. Отданный на растерзание диким зверям, он остался невредимым — львы ложились у ног святого. Народ, вразумившись такими чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу.
Правитель распорядился отослать святого в город Пе- ринф, а оттуда в Византию, где святой Мокий был казнен. Перед смертью он в молитве благодарил Господа, давшего ему силу до конца пройти мученический подвиг. И был к святому голос с неба, говоривший: «Радуйся, добрый под- нижник Мой, Мокий, победивший явно пред всеми силу мучителя. Приди и водворись с прочими подвижниками в царстве небесном. Ты трудился достаточно в мире; отдохни же теперь и возвеселись на небе». «Господи, приими в мире дух мой», — были его последние слова, после чего ему отсекли голову. Святой Мокий скончался около 295 года. Впоследствии император Константин построил в честь свя- щенномученика Мокия храм и перенес в него святые мощи страстотерпца.
В царствование Нумериана (283-284) правитель города Эгеи разослал воинов разыскивать христиан. К нему привели Фалалея, 18-летнего белокурого юношу. На расспросы правителя святой Фалалей отвечал: «Я христианин, родом из Ливана (Сирия). Отец мой, по имени Берукий, был военачальником, а мать зовут Ромилией. У меня есть брат в сане иподиакона. Я же обучен врачебному делу врачом Макарием. Во время гонения на христиан в Ливане я был приведен к правителю Тиверию, но едва избежал казни. Теперь стою перед судом, делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа Спасителя и Бога моего, надеясь с Его помощью претерпеть все муки».
Свирепый правитель дважды пытался выполнить казнь — просверлить голени святому, но благодать Божия не допускала этого, и он в бессилии повелел утопить святого Фалалея. Не успели слуги доложить правителю о совершенной ими казни, как внезапно, явился святой Фалалей в белой одежде. Все долго пребывали в оцепенении, наконец, правитель сказал: «Смотрите, этот волшебник околдовал даже море». Тогда один из приближенных, волхв Урвикиан, посоветовал правителю бросить мученика на съедение зверям, но, ни свирепая медведица, ни голодные лев и львица не тронули святого, но смиренно припали к его ногам. Увидев происходящее, народ начал громко кричать: «Велик Бог христианский. Бог Фалалея, помилуй нас!» Толпа схватила Урвикиана и бросила его зверям, которые тут же растерзали волхва. Наконец правитель приказал усечь мечом святого мученика. Свидетеля Христова отвели на место казни, где он помолился Богу и склонил голову под меч. Это произошло в 284 году.
Мощи святого мученика Фалалея находятся в храме святого Агафоника в Константинополе и совершают многие чудеса. Святой мученик Фалалей как врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью безсребреником и призывается в молитвах над больными в Таинстве Елеосвящения и при освящении воды.
Архиепископ Лука в миру — Валентин Феликсович) (Войно-Ясенецкий) — русский хирург и духовный писатель, епископ Русской Православной Церкви; с мая 1946 года архиепископ Симферопольский и Крымский.
Родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончил гимназию и, размышляя о выборе жизненного пути, решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей». Таким образом, будущий святитель выбрал медицину и, закончив обучение в университете, стал заниматься медицинской практикой и научными исследованиями. В конце октября 1919 года у Валентина Феликсовича умерла жена Анна Васильевна, тридцати восьми лет, оставив 4-х детей. «Две ночи я сам читал над гробом Псалтырь, стоя у ног покойной в полном одиночестве» — писал он.
В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства.
Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты им как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея, отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.
Путь, пройденный этим удивительным человеком, поражает... Блестящий хирург, руководитель главной операционной в Институте неотложной помощи Ташкента, консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя, архиепископ Симферопольский и Крымский, отец четверых детей, автор всемирно известной монографии «Очерки гнойной хирургии», автор книги «Дух, душа и тело» и автобиографической книги «Я полюбил страдание...» — провел 11 лет в лагерях и ссылках и всю жизнь спасал раненых и оперировал больных.
Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».
Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались и совершаются многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают и Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.
Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял решение о всероссийском почитании святителя Луки.
Святитель Лука говорил: «Главное в жизни всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое — постарайся совершить хотя бы малое!»
Святой Сампсон (Странноприимец) родился в Риме от «четы царского происхождения» и потому получил образование, достойное его высокого рода. Особенно тщательно он изучил врачебное искусство, чтобы помогать страждущему человечеству. После смерти родителей Сампсон продал унаследованное им богатое имение, а полученные деньги раздал бедным. После этого он поселился уединенно н одном из пустынных мест.
Однако затворничество продолжалось недолго. Вскоре (Сампсон оказался в Константинополе, где стал владельцем небольшого дома. Это жилище он приспособил для проживания странников и бездомных, которым он оказывал посильную материальную, а также врачебную помощь. В ре- чультате Сампсон, как содержатель приюта для странников и обездоленных, был прозван Странноприимцем.
О его самоотверженном служении делу милосердия стало известно и константинопольскому патриарху, который иосвятил его в сан священника. Кроме того, он пользовался широкой известностью как безмездный врачеватель, на счету которого имелось несколько случаев исцеления больных, считавшихся неизлечимыми. Сохранилось предание об обращении к Сампсону даже императора Юстиниана, долго страдавшего от тяжелой болезни. Когда наступило выздоровление, император предложил врачевателю значительную часть своих сокровищ, но Сампсон не принял царского подарка. Вместо этого он просил его построить еще один странноприимный дом в Константинополе, чтобы оказывать всяческую помощь еще большему числу страннико! и обездоленных сограждан. Император поспешил исполнить это пожелание. В результате дело милосердия, которому Сампсон (Странноприимец) как содержатель приютов искусный врачеватель и христианский священник посвяти/ всю свою жизнь, одержало победу. Он достиг глубокой старости и скончался в Константинополе около 530г.
В Русской Православной церкви известны три двоицы| св. мучеников Космы и Дамиана:
• Асийские, безсребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии, мирно скончались и похоро нены в Феремане; память — 1/14 ноября );
• Аравийские (по месту происхождения), или1 Киликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием — 287 или 303), память — 17/30 октября.
• Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля).
Два родных брата, носивших имена Косма и Дамиан, жили в Риме около второй половины III века. Их родители были христианами и отличались знатностью и богатством рода. Привилегированное положение позволило братьям в юности заниматься изучением богословия и врачебных наук. С юности они вели целомудренную жизнь и были удостоены от Бога дара исцеления болезней. Своим бескорыстным отношением к людям, милосердием и исповеданием христианской веры братья многих обращали ко Христу. Они не только не брали никакой награды за исцеление, но и сами помогали неимущим. К примеру, они продали бога- юс имение, оставшееся после смерти родителей, а полученные деньги раздали нуждающимся.
Во время гонения на христиан они были схвачены вла- I Iими и решительно отказались принести жертву языче- I ким богам. Однако император Карин продолжал настаи- иать. По молитве святых братьев, Бог поразил его внезапной полезные. Император умолял святых об исцелении, обещая обратиться к Истинному Богу. После исцеления императора, святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.
Но то, что не смогли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он, призвав своих учеников собирать лекарственные трапы, завел их в горы и «побил их каменьями». Это произошло не позднее 285 г. Однако вскоре коварное убийство чудотворцев было раскрыто.
Святой мученик Антиох, уроженец Севастии Каппадо- кийской, родной брат святого мученика Платона (память 18 ноября), был врачом. Он ходил по городам своей страны и врачебным искусством исцелял одержимых различными недугами.
Язычники узнали, что он христианин; вызвали на суд и подвергли жестоким пыткам. Брошенный в кипящую воду (пятой остался невредимым, отданный на растерзание диким зверям — не пострадал от них, звери мирно ложились у его ног. По молитвам мученика совершались многие чудеса и рассыпались в прах идольские изваяния. Язычники обезглавили святого мученика Антиоха, причем из раны потекла кровь с молоком. Видя безвинные страдания святого, воин Кириак, участвовавший в казни, обратился ко Христу, при всех исповедал свою веру и также был обезглавлен (IV). Мучеников погребли рядом.
Священномученик Ермолай иерей Никомидийский, в числе немногих остался в живых после того, как по повелению императора Максимиана (284-305) в Никоми- дийской церкви были сожжены 20 ООО христиан в 303 году. Он скрывался в отдаленных местах (вместе с иереями Ер- миппом и Ермократом) и не переставал учить язычников христианской вере. Мимо дома, в котором скрывался святой Ермолай, часто проходил юноша-язычник Пантолеон (будущий святой великомученик Пантелеимон).
Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и суетность поклонения языческим божествам. С этого дня Пантолеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и затем принял от него святое Крещение.
Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, был схвачен и святой Ермолай. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец.
Святому Ермолаю было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но он решительно отказался, исповедуя свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с радостью умереть за Него. Также были схвачены и приведены на судилище святые Ермипп и Ермократ.
Когда язычники стали угрожать святому иерею муками и смертью, внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доложено императору. Разгневанный Максимиан отдал святого мученика Ермолая на истязания и вынес ему смертный приговор. Мужественно претерпев все мучения, святой иерей был обезглавлен и переселился в небесные обители (а с ним и мученики Ермипп и Ермократ). Произошло это около 305 года.
Веяикомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 ООО христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы, станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона. После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с отцом, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда Евсторгий увидел, как сын исцелил слепца призыванием имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим.
После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеймону.
Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного, призвав в молитве имя Божие. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам. Господь явился святому и укрепил его перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены.
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друт друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский»! Разъяренный Макси- миан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил имя Христово, а великомученику Пантелеймону отсечь главу.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, зовущий страстотерпца по имени и призывающий его в Небесное Царство. Услышав голос с Небес, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны вместо крови потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствовавшие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и было погребено христианами (t 305). Святые мощи великомученика Пантелеимона разошлись по всему христианскому миру, честная глава его находится ныне в Русском монастыре на Святой Горе Афон.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Примечательно, что великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви не только как целитель, но и как «грозный» святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «по всему лев». Второе имя, данное при Крещении, — Пантелеимон, то есть «всемилостивый», раскрывается в почитании великомученика как целителя. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения, освящении воды и в молитве за болящего.
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284-305), гонителя христиан, установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан.
Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.
Племянник мученика — святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!» Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Безрезультатно Диоклитиан прельщал Аникиту и Фотия богатством и славой... Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!»
Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!» Все они скончались с молитвою на устах.
Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня, и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
Святая Церковь чтит мучеников Аникиту и Фотия как целителей. Мученик Аникита, так же как и мученики Фалалей, Мокий и Трифон, упоминается в водосвятном молебне.
Святой целитель Диомид родился в городе Тарсе Кили- кийском, где получил врачебное образование, а затем стал исповедовать христианское вероучение. Лечил телесные и душевные болезни, причем врачевал не только лекарственными средствами, но, главным образом, призыванием всесильного и цельбоносного имени Господа Иисуса Христа и знамением честного креста. Многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа.
Таким образом, Диомид, исцеляя больных и проповедуя христианство, путешествовал по разным городам и селениям, пока не пришел в город Никею, на территории Малой Азии. Здесь он был схвачен слугами языческого императора Диоклитиана (284-305), преследовавшего христиан, и повезен ими на судилище в Никомидию. Но по дороге он сошел с телеги, чтобы помолиться, и умер.
В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, чтобы отнести ее к императору. Но тотчас по отсечении главы, воины стали слепыми, так что их повели другие к царю, причем они несли отсеченную главу святого мученика Диомида.
Когда император увидел главу, а также увидел и слепых воинов, то приказал им тотчас же отнести главу и приложить ее к телу на свое место; лишь только воины сделали так, как тотчас же прозрели и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении Таинства Елеосвящения.
Братьев Коему и Дамиана издревле почитают как на Востоке, так и на Западе. Они родились в Аравии в середине третьего столетия. Изучив врачебное искусство, они ходили с проповедью по городам и селениям Аравии, исцеляя силой Христовой больных и отказываясь от платы за лечение.
Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) были родными братьями-близнецами из пяти братьев. Все пятеро занимались врачебной наукой, однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений. Они лечили не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Бо- жия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой, многих обращая в христианскую веру.
Язычник Лисий (наместник киликийской земли при императоре Диоклитиане) решительно потребовал, чтобы Косма и Дамиан отреклись от веры в Иисуса Христа. Взяв братьев под стражу, он приказал им принести жертву идолам. За то, что они отказались исполнить приказание, Лисий велел их связать и бросить в море. Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный правитель велел заключить их темницу, а на другой день — бросить в огонь. Господь опять сохранил братьев: огонь потерял естественную силу и не прикасался к ним. Затем в них бросали камнями, стреляли из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Тогда Лисий приказал усечь их мечом.
Вместе с ними пострадали еще трое их братьев-христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий. Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти точно не известно, считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклитиана и Максимиана.
Их святые останки были похоронены в городе Кир в Сирии, где от них стали совершаться многочисленные исцеления. Император Юстиниан I (527-565 гг.), будучи исцелен святыми Космой и Дамианом от опасной болезни, в благодарность перестроил и украсил их храм в Константинополе. Этот храм стал местом паломничества для всего Востока. Будучи врачами-безсребрениками, святые Косма и Дамиан почитаются покровителями врачей и изображаются на некоторых медицинских эмблемах.
Святые мученики Леонтий, Анфим и Евтропий были родными братьями Космы и Дамиана Аравийских (Кили- кийских). Все пять братьев занимались врачебной наукой, помогавшей им в безвозмездной практике лечения болезней. Все они родились в Аравии в середине третьего столетия. Изучив врачебное искусство, они ходили с проповедью по городам и селениям Аравии, исцеляя силой Христовой больных и отказываясь от платы за лечение. Младшие братья всегда следовали за старшими Космой и Дамианом (которые были братьями-близнецами) в течение жизни. Своим благочестием, милосердным отношением к больным и про- поведанием слова Божия, они многих обращали в христианскую веру.
Язычник Лисий (наместник киликийской земли при императоре Диоклитиане) взяв братьев под стражу, потребовал, чтобы они отреклись от веры в Иисуса Христа. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых. После истязаний и пыток были усечены мечом безсребреники Косма и Дамиан Аравийские, а вместе с ними и трое их братьев-христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий. Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклитиана и Максимиана. Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления.
Святые безсрбренмки Косма и Дамиан были родные братья, родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Ни время их рождения, ни время смерти точно не известно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века, так как в первой половине века V века уже были устроены святые храмы во их имя.
Отец Космы и Дамиана был грек и язычник, мать — христианка по имени Феодотия. Воспитанием детей занималась мать. С самого младенчества детям внушались почитание Иисуса Христа и любовь к добродетели. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке.
И Косма, и Дамиан были наделены особой божественной благодатью — даром исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан, что привлекало к ним множество больных. Никаких знаков благодарности за свои труды святые не принимали, проповедуя заповедь Спасителя: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте: даром получили, даром отдайте» (Мф. 10; 8). Об одном только просили братья исцеленных ими: твердо верить в Господа нашего Иисуса Христа и жить по его Священному Писанию. Таким образом, врачуя недуги телесные, они врачевали и недуги душевные.
В делах сострадания и милосердия прошла жизнь без- сребреников и чудотворцев. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе ходили, вместе врачевали и вместе молились. Сотворив немало знамений и чудес, первым с миром почил Косма, а через некоторое время после его кончины — и Дамиан. Их святые мощи были погребены в одной могиле в Феремане (Месопотамия). Вскоре на месте погребения была построена «церковь чудная и преславная», в которую не зарастала тропа для паломников из ближних и дальних стран.
Косма и Дамиан совершали чудодейственные хирургические операции (запечатленные даже на полотнах художников) и считаются покровителям хирургов.
Святой мученик Орест жил в конце III века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.
По приказу императора, в Тиану для борьбы с христианством, направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: «Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся». И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.
Разъяренный Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошел ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.
Когда много веков спустя, в 1685 году, в Киево-Печерской Лавре один инок (Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский) переписывал с древней рукописи житие святого Ореста и, утомленный, уснул, ему в сонном видении предстал святой мученик и, показав глубокую рану в груди, перерезанные у локтей жилы и перебитые голени, велел дополнить свое житие, так как в древней рукописи были описаны не все муки, которые претерпел святой. Смиренный инок выполнил желание святого мученика Ореста и восславил Бога, Дивного во святых Его.