Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

7 Декабря 2011

Для того чтобы делать правильные шаги, делать с рассудительностью, в какой либо области человеческой деятельности, необходимо знать состояние дел в этой области. Я попытаюсь рассмотреть ситуацию в медицине, как я ее вижу, из которой, возможно, будут ясны точки приложения усилий православных христиан.

В медицине в настоящее время имеется технологический бум, технологический прорыв. С одной стороны, впечатляющи достижения медицины последнего столетия в борьбе с инфекционными заболеваниями; в проведении сложных, тончайших и часто малотравматичных операций внутренних органах, и даже у внутриутробного пациента; в трансплантации органов; изумляют генетические эксперименты и достижения в диагностике патологических процессов; созданы великолепные лекарства по лечению гипертонии, сахарного диабета, злокачественных опухолей, бесплодию супружеских пар и т.д.

Но с другой стороны, одной из существенных черт, характеризующих современное состояние России, является процесс депопуляции, т.е. естественная убыль населения, принимающая катастрофический характер. Ее основные слагаемые: низкая рождаемость и высокая смертность, как следствие заболеваний, так и насильственная.

То есть, одновременно есть громадные усилия по борьбе с заболеваниями и есть неуклонный рост заболеваний. Что же это за противоречие? Православный человек ответит: мир погружается во грех, потому и страдания человека увеличиваются.

Всемирная организация здравоохранения описывает значимость разных факторов в поддержании здоровья. По ее сведениям от усилий специалистов медицины зависит только 12-15% в излечении больного и сохранении здоровья, львиная доля (50-60%) принадлежит образу и условиям жизни, 30% генетике (наследственности). Все перечисленные факторы прямо влияют на физическое здоровье. В смысле профилактики заболеваний - вот поле для приложения усилий святых отцов и Церкви.

Однако перед вами стоит врач и поэтому я буду говорить о все тех же 12-15%.

Православие видит человека, состоящим из плоти и души. Тело предназначено служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святаго Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению. Порабощение греховным страстям ведет к искажению природы человека, неподчинению природе, следствием которого являются болезни.

Таким образом, у заболеваний есть духовные основы.

Хотя «Нет богатства лучше телесного здоровья» (Сир. 30, 16) читаем мы в книге сына Сирахова. Однако же многие дни люди проводят в болезни. Основной причиной заболевания и смерти является первородный грех, который исказил природу человека: Адаму в раю Господь заповедал не вкушать от дерева познания, иначе он «смертью умрет» (Быт. 2, 17). Но произошла потеря цельности и переворот на 180 град иерархии «дух-душа-тело», это явилось благоприятным условием для развития заболеваний.

Настоящее несчастье же составляет не сама болезнь тела, а причина ее – болезнь души – страсти и грех. Назначение болезней, как пишет о. Иоанн Крондштадский: «Суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его». Как лекарство приносит пользу телу, так болезнь – душе. Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу уснувшую. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. Но слабое болезненное состояние тела характерно и для носителей высокого Духа. Господь сказал ап. Павлу: «Сила Моя совершается в немощи». Святые отцы считали вообще избыток физической силы препятствием для духовной жизни.

При посещении заболеваний святые отцы советуют загладить свои грехи, смириться и смягчить свою душу, одуматься, сознать свою немощь и вспомнить о Боге, поблагодарить Его, даровавшего тебе ближайшее средство к спасению.

В практике любого врача есть примеры, события которых заставляют восклицать неверующих или «сочувствующих» людей: «И ведь поверишь же в Бога!». Например, сделан аборт в 17 лет; проходят годы, затем устраивается жизнь, создана семья, но нет детей, наступает период длительного безрезультатного лечения бесплодия. Все напрасно. Дали прочитать брошюру об аборте, поговорили, что надо сделать, прежде чем продолжать лечение. Пришло искреннее покаянное чувство, женщина сходила на исповедь, причастилась и через 6 мес появился в утробе долгожданный ребенок. Другой пример: молодая девушка, 24 лет, имела заболевание, природу которого установить специалистами крупнейшей больницы края потом так и не удалось, буквально таяла на глазах. Она уже ни ела, жизнь поддерживалась только препаратами, вводимыми в вену. О ней говорила заведующая отделением: «Умирающая больная». В среду ее крестил в больнице отец Вячеслав, в четверг состояние стабилизировалось, а в пятницу произошел перелом в сторону исцеления. Домой, в Рубцовск, она уехала через неделю.

Как исцелял Господь наш Иисус Христос? В Евангелии есть много таких случаев. Исцеление слуги римского сотника, двух слепых, исцеление кровоточивой женщины, десяти прокаженных, расслабленного, слепорожденного и другие.

Для исцеления в этих случаях предлагается иметь выраженную сердечную и твердую веру во всемогущество Иисуса Христа, веру смиренную, веру, соединенную с любовью к ближнему. Молитва об исцелении должна быть неустанной, неотступной, усердной, потому что Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 27). Но надо помнить, что есть еще одна обязанность христиан – благодарить Бога за исцеление. «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк. 17, 12-19) вопрошает Господь. Не будем же забывать всегда благодарить Господа за Его великие милости и благодеяния к нам, грешным, в особенности же милости духовные – за прощение и очищение наших грехов и беззаконий, за все дары благодати Божией, за надежду спасения, данную нам Иисусом Христом Господом нашим; да будем благодарить и за самые страдания и печали, ибо и они суть милость нам от Господа, который ведет нас в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Во всех этих описаниях выполнены условия: надежда и смирение, вера и покаяние.

Многие болезни исцеляются Господом через врачей, но есть и такие, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее спасения. Тогда православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности.

И, действительно, старые, известные заболевания стали более тяжелыми, длительно-текущими, с частыми повторными атаками (рецидивы), при их лечении часты осложнения, побочные эффекты (аллергия, вылечил одно – появилось заболевание в другом месте), а в исходах – инвалидность. Все чаще отмечаются непредсказуемость течения заболевания и бессилие врачей.

А наша «цивилизация», которую святые отцы называют мельницей смерти, подбрасывает все новые заболевания, в основе которых, если присмотреться, часто лежит разжигание страстности в человеке. Чего только стоят наркомания и алкоголизм; осложнения от использования контрацепции, начисто лишающие женщину чувства материнства и, предоставляющей простор для страсти похоти; погружение в мир компьютера и игромания; описаны заболевания, связанные с использованием электроприборов и прослушиванием плееров, патология, обусловленная модой (персинг, мужская одежда у женщин, так называемая одежда «не с плеча»); болезни, вызванные современным употреблением пищи. Последняя проблема связана как с перееданием, так и изменением качества пищи (использованием красителей, заменителей, стабилизаторов и консервантов). Возникает ситуация, которую остроумно называют «голодом среди изобилия». Но и об этом было предупреждено человечество более 2 тысяч лет назад: если пища не благословенная, то «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь» (Агг. 1, 6). И, наоборот, когда Господь благословляет, то и 5 хлебами можно накормить 5 тысяч людей, а когда нет благословения, то у хлеба сытость отнимается. Разнообразие пищи также будит желания в человеке, но «от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Сир. 37, 34).

И, наконец, тяжкое заболевание, характерное для пресыщенного общества, когда страсти, казалось бы максимально удовлетворены возникает депрессия, который сопровождается парадоксом - «одиночеством среди толпы» и связана с высокой частотой самоубийств как потери смысла жизни.

А теперь давайте посмотрим на современного больного. В целом стали довольно отчетливо проявляться некоторые характерные черты, которые не могут не вызывать беспокойства. Речь идет о часто присутствующем страхах потерять здоровье и перед любым заболеванием; неумением (нетерпимость) переносить болезнь (раздражение, капризность); поиске добиться результата в лечении которого хочется, любыми силами и средствами (отсутствие смирения); недоверии и неуважении к врачу. Поэтому мы видим рост судебных исков и претензий к нему; поощрении и разжигании в пациенте гордыни путем широкого рекламирования так называемых «прав пациента»; неблагодарности к оказавшему тебе помощь; частом обращении к экстрасенсам, «бабушкам», гадалкам. Добром это никогда не заканчивается.

Таким образом, поведение пациента, эмоциональное переживание, осмысление нравственного урока, данного в виде болезни – все не соответствует предписаниям Церкви, а потому и результаты, становятся все печальнее.

Между тем, в Библии изложены множество практических правил сохранения здоровья, в основе которых лежит воздержание: «немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе» (Сир. 31, 21). И не может человек переносить страдания, если не будет иметь в уме своем смертный исход, бесконечные мучения и радость Царствия Небесного. Некий святой говорил, «что есть три подвига, равные между собой. Я видел пустынника, который изнурял свою плоть в посте, видел послушника, который отвергал свою волю, и видел больного благодарящего Бога за свою болезнь. Три эти делания равны, но если бы меня спросили, чего я хочу, я выбрал бы третье из них».

А что же врачи? В Библии сын Сирахов говорит, что Бог создал врача и мудрый не пренебрегает им (Сир. 38, 4). Господь благословил труд врача, в основе которого лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Вспомним земских врачей, которые заложили основы отношения к больному, их девиз: «лечить не болезнь, а больного». Примером может служить доктор Гааз, который был знаменит в Москве в 18 веке: он лечил и состоятельных горожан, и посещал тюрьмы, был принимаем в генеральских домах и сопровождал каторжан на мучительных этапах. Именно он продумал изменение устройства колодок и добился их использования вместо старых, которые мучили ноги несчастных. Яркие представители бескорыстного служения, огромной любви к людям, желания помочь, облегчить страдания больного, не взирая на тяжесть и опасность для себя такой помощи, утешить – врачи такого рода были всегда, есть и сейчас. Врачи лечили не только примочками, травами, ножом, но и словом, которое питалось мудростью врача, ходящего под Богом. «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует» (Притч. 12, 18).

Потеря Православия в среде врачей делает их страдательными лицами. Они участвуют в заболевании эмоционально, не понимая истоков заболевания, выходящих за пределы известного науке причинного фактора; часто принимают неблагоприятный исход в лечении больного только на свой счет; вольно или невольно участвуют в демонических или сомнительных программах по «коррекции» Божиего Промысла (планирование семьи, ЭКО, «суррогатное материнство», эвтаназия, трансплантация органов, «кодирования» при алкоголизме, использование йоги при ожирении, психотерапия при наркомании; психологическая подготовка с использованием мантр, оценка «перспективности» того или иного ребенка, находящегося внутриутробно). Все это не может не влиять на врача. Поэтому среди них высокая заболеваемость и смертность, особенно среди врачей, работающих в реанимации, скорой помощи; у врачей, проводящего аборты, т.е. что ты делаешь и как ты к этому относишься, имеет значение лично для тебя. Еще одна беда - увлечение технизацией в медицине, что ведет к увеличению расстояния между врачом и больным. Одним из следствий ее является «обнищание души при увеличении информации», т.е. потеря контакта со своим внутренним миром, самим с собою. И последнее, отсутствие духовности создает основу для того, что спасительный для души труд милосердия заменяется оказанием платной услуги: речь идет о коммерциализации в медицине. В ординаторской очень часто идут разговоры о том, сколько делаем для больных, а они уходят не поблагодарив. Как помочь врачу, когда он эмоционально не удовлетворен? Никак не поможешь, если он не осмыслит свой труд в свете Христовом. Это было у Господа «Не десять ли очистились? Где же девять?». Так почему же у тебя должны все десять придти? В больнице врач – соработник Богу. «Блаженны милостивии, яко тии помиловании будут» (Мф. 5, 7). Если заботиться и иметь попечение о нуждах больных, ибо это вменяется в служение Самому Господу и непременно воспомянется на Страшном Суде. Вот какая милость Божия – быть врачом! Равную награду получают больной и кто служит ему, говорит преподобный Пимен Многоболезненный.

Все то, что мы читаем в Библии, о чем говорят в нашей Церкви имеет непосредственное отношение к нашей жизни, вплетается в ее практику и нам необходимо иметь разсудительность воспользоваться этим руководством (Святым Писанием и Святым Преданием). А новые научные открытия все время только подтверждают все то, что уже написано в Библии и потому вызывают восторг, трепет и благоговение. Как врач я скажу, что Промысел Божий реализует свое действие через изменение физиологических процессов. Приведу примеры: открыто явление апоптоза, которое подтверждает, что грех есть смерть. И с грехом в жизнь входит смерть. Доказаны генетические причины отклонений до 3-4 поколения – как следствие греха родителей. Сделан аборт и специалисты трех разных областей в Гарвардском университете открыли механизм повреждения, а правильнее «умирания»: биофизики увидели, что происходит микровзрыв в яичнике; генетики – наблюдали повреждение ДНК будущего ребенка; гинекологи – высокую частоту неразвивающейся беременности (нет жизни в ребенке). Так преступления закона Божия оборачиваются страшными мучениями и бедствиями. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31, 29).

И все же если «свет в конце туннеля»? Есть. Уже сейчас есть замечательные примеры, как можно вместе священнику и врачу «сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25. 40). Примеров много: крепнущее сестричество; иконы в АККБ (на входе, в отделении патологии беременности); присказки перед операцией одних врачей (ну, что «Господи, благослови!») и искренняя молитва других (как не вспомнить святителя Луку!); в Новосибирске в областной больнице есть выделенная комната, где пациенты исповедуются, причащаются, молятся, советуются со священником, покупают православную литературу; исполнение треб в наших больницах (крещение в гинекологии и в реанимации); строится часовня при кардиоцентре в г. Барнауле; показало свою несравненную эффективность лечение наркозависимых в душепопечительном центре священника Анатолия Берестова, который является профессором, доктором медицины; есть опыт «системного» подхода в оздоровлении беременных женщин, когда совместно на всех этапах женщина «питается» от священника и от врача – модель профессора Жаркина в Саратове; судя по публикациям, активная работа врачей г. Москвы и г. СПб.

Опыт излечения больных с помощью Православия есть почти у каждого врача. Православный врач – это врач с особой позицией по отношению к больному и коллеге: он берется лечить, не взирая на «политические» вопросы.

Мой личный опыт педагогической и врачебной деятельности наполнен общением с большим количеством врачей и больных и он позволяет сделать вывод - есть готовность и у больных и у врачей к принятию Православия, и врачи и больные идут в Церковь, начинают задумываться о происходящих событиях, о жизни и смерти, о Церкви. Иначе и не может быть, ведь «душа человека по природе христианка». Но важно, чтобы они не относились к этому как к магическому ритуалу (поставил свечу, заказал молебен, не присутствуя на нем – все дела сделал). Поэтому их (и тех и других, это очень важно!) надо направить, встретить, научить, соответственно их уровню. Если этого не сделать, что эту нишу (востребованность, готовность к принятию, открытость на жизненном переломе) займут кто угодно.

Заключение: В целом, мы должны знать, что тело то сейчас поправишь, но если душа больна (тут важно все – о чем думаешь, как поступаешь, к чему тебя влечет), то пройдет совсем немного времени – все рушится, и необходимо начинать лечить снова. Почему? Потому что Бог ограничивает твою телесную плоть, заботясь о тебе, как любящий Отец. Хочешь выздороветь? В Евангелии есть 10 законов, которые являются основой для создания здоровья. Выполняй их, и Бог тело поправит, если это спасительно для тебя. Верь, проси, кайся. У Господа ни одна просьба не остается без внимания.

Для православной молодежи, которые решили посвятить себя медицине, следует знать, что есть в этой области жизни твердая почва, на которую мы можем опереться, чтобы спасти души людей, но необходимо иметь рассудительность, чтобы находить в новых условиях пути решения проблемы. Все не так сложно и запутано, как пытаются представить, Бог все тот же и ни одна буква не прейдет в Его законе. Но пока, как показано, мы идем путем гордых.

Вся христианская жизнь человека должна, говоря словами архимандрита Рафаила, иметь «чувства: вера в милосердие Божие, упование на Него и в то же время ощущение своего духовного бессилия, недостоинства и желание покаяться и изменить свою жизнь – есть, то что приближает нас к Богу и делает достойными Его милости».

Слава Богу за все!

Я попытаюсь рассмотреть ситуацию, как я ее вижу, в медицине из которого будут ясны точки приложения усилий православных христиан.

оправдывается слово Писания: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же зачав рождает грех а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 14-15)

Святые отцы православной церкви говорили, что болезни это следствие греха; следствие греховности рода; первородного греха, а также действие Промысла Божиего. А потому возникновение заболевания – повод к покаянию, молитве, причастию, соборованию. Эти шаги должны лежать в основе действий болящего, а также оказывающих ему медицинскую помощь.

Но есть же предупреждение людям в Библии: «против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Сир. 31, 29)

Расхожий призыв «врач – да не навреди!», часто используемый в лозунговых выступлениях организаторов здравоохранения, на самом деле является более содержательным. Врач должен исцелить, если не можешь, то тогда помоги, если и это не можешь, тогда утешь, если и это не можешь, отойди, но не навреди. Выхватили последнюю фразу и свели всю деятельность врача к предостережению – не навреди!

а потому часто бессилие и неверные рекомендации. Духовный план накладывает отпечаток на течение заболевания, часто приводит к тому, что заболевание имеет неожиданное течение с различным исходом (здоровая женщина родила мертвого ребенка; больная – здорового ребенка).

3.2. Ситуация в медицине:

· заработная плата за здоровых больных в условиях, когда мир погружается в грех; неоплата за осложненное течение беременности и родов. То есть в ситуации наибольшего напряжения физических сил и эмоций по спасению больного – оценка работы врача заведомо негативная («такого не должно быть!»)

· поиск новых подходов к лечению заболеваний: часты так называемые. Но важно знать, кто проводит лечение и какую идею он вкладывает. Часто это ведет к негативному результату.

· Хронические заболевания почти все являются неизлечимыми так как они, грубо говоря, являются болезнью характера, образа мышления, реакции на раздражители и, главное, той позиции которую занимает человек, зависящей от того места в котором находится Бог. Вспомним излечение расслабленного больного Иисусом Христом. Необходимо иметь настойчивость (залесть с носилками на крышу), вскрыть крышу (изменить сознание), иметь веру и очиститься от греха, тогда будет излечение.

· Примеры из практики. Работа с Божиим Промыслом в практике врача акушера-гинеколога: существуют заповеди и их не объедешь, не обойдешь. Если сказано «не убий», а вы сделали аборт, то получите длительное бесплодие, которое никак не лечится. А затем идет сокрушение «Если бы мы знали! Если бы нам сказали!». По поводу ЭКО можно сказать: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15, 13)

Косма и Дамиан, научась врачебному искусству, помогали бедным, не принимая никакой платы, не ища богатства, ни славы, и труждались ради Бога и славы имени Его. Скончались мирно.

Средоточием христианской жизни отец Иоанн считал молитву. Он, по завету Спасителя, воспринимал храм Господень прежде всего как дом молитвы и призывал людей молиться искренне, сердечно, глубоко, с верою в чудодейственную силу молитвы. «всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут несомненно быть делом». Ему был дан от Господа особый дар – дар помогающей и исцеляющей молитвы. Многих спасла его молитва.

«Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни – живота не имате в себе (Ин. 6, 53)»

О живительном действии Святых Таин отец Иоанн свидетельствует: «Дивлюсь величию и животворности Божественных Таин: старушка, харкавшая кровию и обессилившая совершенно, ничего не евшая, от причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Святых Таин в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем, как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Таинам, Господи!». Многие исцелялись из рук любвеобильного пастыря, получая исцеления от недугов.

В Крондштадте были воры, убийцы и прочие уголовные преступники. Жизнь ссыльных была ужасна. «Темнота, грязь, грех – здесь даже семилетний становился развратником и грабителем» - писал современник. Но отец Иоанн учил: «Нельзя смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем, потому что Божий образ в нем все-таки сохраняется».

Эта среда, которая для обыкновенного работника стала бы каменистой пустыней, для отца Иоанн оказалась плодоноснейшим виноградником. Он приходил в землянки и подвалы не на 10-15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, он оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, плакал и радовался вместе с ними.

Он не разбирал, что привело человека к нищете и падению, а подавал потому что человек нуждался.