Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию.
Утром совершаются Утреня, Великопостные часы и Вечерня.
Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные.
Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие.
В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, также эта литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник.
Младенцев в среду и пятницу не причащают.
По субботам в Великий Пост бывает Литургия св. Иоанна Златоустого, а в первые пять воскресений – Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.
В пятницу первой недели Великого поста по окончании Литургии совершается молебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива, т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 г. император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо.
В первое воскресенье Великого поста совершается "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания Святых Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной, а "многие лета" - живущим.
В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Святых Даров, служится только по субботам и воскресным дням, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.