Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
В Неделю сыропустную, в воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), архиепископ Читинский и Краснокаменский Евстафий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе в сослужении духовенства собора.
Воспоминание об Адамовом изгнании – это воспоминание об отлучении человека от Бога в самом начале человеческой истории и оно не случайно предлагается в канун Великого поста. Господь дал первым людям все для того, чтобы они имели полную радости жизнь. Они ни в чем не имели нужды, они поддерживали свое тело, потому что замыслом Божиим была предусмотрена забота о поддержании человеком своей физической жизни. Человек был сыт, вкушая от плодов райской земли. Зачем же потребовалось вкусить от запретного плода? Плод этот выглядел красиво (Быт. 3:6) – и, по-видимому, так заманчиво, что хотелось его вкусить, чтобы телу стало еще лучше. И человек вкусил запретного плода, нарушив заповедь. Похоть была тому движущей силой.
В своей проповеди перед Великим постом Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с такими словами: «Похоть плоти несовместима с общением с Богом. Когда человек начинает служить самому себе и своей плоти, у него разрушается связь с Богом. И не один только Адам согрешил. Ведь грех Адама не принуждает нас автоматически совершать такие же грехи, но мы совершаем. Вот для того чтобы понять, что отказаться от греха невозможно без отказа от похоти плоти, нам и предлагается сегодня образ Адама, изгнанного из рая. С того самого решающего момента человеческой истории развитие всей цивилизации пошло по иному пути. Не облечение в Бога, не приятие на себя Божией правды, а удовлетворение своих потребностей стало краеугольным камнем и главным целеполаганием. Если мы хотим жить физически и духовно, если хочет жить человеческая цивилизация, если хочет жить человеческое общество, необходим разворот в миропонимании, в мироощущении, в философии жизни и в практической деятельности. Церковь предлагает средство, используя которое, люди могли бы, по крайней мере в своей личной жизни, сделать такой разворот. Этим средством является пост. Мы ограничиваем себя в пище, сводя ее потребление до необходимого минимума. Речь идет не только об отказе от скоромной пищи — речь идет об умеренности в пище вообще, потому что, как говорили святые отцы, можно и постной пищей наесться не меньше, чем скоромной. Речь идет о самоограничении, через которое нам открывается великая истина, что похоть плоти — это не предопределение, не инстинкт, с которым бороться невозможно. Похоть плоти — в нашем сознании, в нашем уме, а не в потребностях нашего организма. Пост дает нам возможность прикоснуться к иному стилю жизни и осознать, что не только душа, но и физическое тело в пост расцветают. Пост дает нам возможность осознать правоту слов апостола и совершенно другими глазами посмотреть на наше целеполагание, на наши устремления, на доминанты, которые мы строим в этой жизни и которые стремимся реализовать».
В этот же день, 17 марта, Его Высокопреосвященство архиепископ Евстафий возглавил вечерню с чином прощения. По традиции на этой вечерне все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят прощения за все вольные и невольные обиды и огорчения. В конце богослужения, после молитвы перед началом Великого Поста, Владыка обратился к собравшимся в храме священникам, монашествующим и мирянам с пастырским словом, в котором призывал всех молиться друг за друга и простить ближних, а также попросил прощения у паствы и подал каждому подходящему к нему прощение и благословение на Великий пост.
Истинное прощение — это попытка перемены образа жизни, мировоззрения. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина служит способом достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все вместе, никого не потеряв, и поэтому откладывают у порога поста то, что мешает их единству. Именно с прощения начинается истинное покаяние.
Информационный отдел Читинской и Краснокаменской Епархии