Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
В этот день Церковь возвращает нас к Тайной вечери. Событию, которое произошло перед тем, как Христа взяли под стражу. Тайная вечеря – это последний ужин, трапеза Христа со своими учениками накануне его крестных страданий. Во время богослужения в храме вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг.
Первое из них – омовение Христом ног своим ученикам перед Тайной Вечерей. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение).
Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног им. Это — был безмолвный, но наглядный завет уходящего Учителя Своим ученикам — завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим.
Во время этой же вечери, как сказано в Евангелие, «диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту» мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце предателя, сказал об этом на вечере, как бы давая Иуде возможность остановиться. Это второе евангельское событие, о котором говорится в Великий Четверг во время службы.
Третье событие, которое мы вспоминаем во время богослужения, очень важно для каждого верующего. Дело в том, что именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии. Греческое слово «евхаристия» означает «благодарение». Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: сие есть Тело Мое» Исследователи отмечают важность того, что Христос сказал: «Сие есть Тело Мое»: Он не сказал «сей хлеб», а именно «сие», потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть хлебом, а стал подлинным Телом Христовым, только вид имевшим хлеба. Затем, взяв чашу и снова благодарив, то есть молитвенно призвав Духа Отче, прелагающего вино в истинную Кровь Христову, сказал: «Пейте от неё все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати) единения верующего с Богом, установленное Христом во время Тайной вечери и поныне совершается в каждом храме во время каждой Божественной литургии. Многие верующие стараются причаститься именно в Великий Четверг.
Четвертое евангельское событие, которое вспоминают во время литургии в Великий Четверг, – это молитва Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что ему предстоит, «душа его скорбела смертельно», и, как сказано в Евангелии, он молился «до кровавого пота». Это моление Христа часто называют «молением о чаше», потому что, взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно, «миновала Его участь сия»: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня", - но дальше добавлял слова полного смирения перед грядущей участью и волею Бога Отца: "впрочем, не как я хочу, но как ты".
Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в православных храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной литургии: читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, его распятие и погребение.
По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. После службы этот огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках коптится крестик. Этот обычай идет со времен ветхозаветной Пасхи. Верующие, пришедшие в храм вечером в Великий Четверг, заранее готовятся к тому, чтобы донести до дома свечку не потухшей, помещая ее для этого в специальную лампаду.
Великий Четверг называют еще Чистым Четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения: в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, а с другой – имеется в виду бытовая сторона нашей жизни. Именно в Чистый Четверг верующие стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.