Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
В этот день – самый строгий пост. До выноса Плащаницы обычно ничего не едят и не пьют, а остаток дня в пищу принимают только хлеб и воду.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
В середине дня совершается вечерня с чином Выноса Плащаницы и чтением канона «Плач Божией Матери». Вечером: утреня Великой субботы с чином Погребения Плащаницы. Плащаница – это плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе. После выноса ее устанавливают в центре храма на возвышении и украшают цветами. На Плащаницу кладут Евангелие, ее постоянно окуривают фимиамом. Богослужения до чина Погребения начинаются и заканчиваются не в алтаре, а перед Плащаницей.
Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова с креста – вечернею.
На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Перед началом выноса Плащаницы в центре храма устанавливается возвышение - «гробница», украшенная цветами. Плащаница находится на престоле в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым.
На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 Евангельских чтений, называемых страстными Евангелиями.
Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу пришло из апостольских времен. О нем упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».