Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
25 Февраля 2014

В этом году 24 февраля в Русской Православной Церкви начинается последняя подготовительная неделя перед Великим постом. Святая Церковь именует эту седмицу сыропустной, в народе же ее называют масленицей. В связи с этим мы выслушали мнения представителей духовенства Казанской епархии, как православному христианину следует провести эти дни.

 

Иеромонах Филарет (Кузьмин), секретарь Татарстаснкой митрополии, проректор по Учебной работе КазДС, настоятель архиерейского подворья в честь сщмч. Кирилла Казанского:

"Повод масленицы в ее профанном понимании - пищевой или культурный, т.е. блины и гуляния. Ни то, ни другое не является для христианина первоочередным; ни то, ни другое не должно заслонить Христа - наш Хлеб с Небес. Исходя из такого посыла и должно формироваться наше отношение к этой неделе перед Великим Постом. На всем его протяжении мы будем отказываться от того, что в какой-то мере привязывает нас к обыденным поступкам по логике этого мира, в том числе и от определенной пищи, и от излишнего общения, и от иных привязанностей, какими бы они ни были: коммуникативными, развлекательными и т.д. Отсюда и масленица - это не попытка "нагуляться" на 47 дней вперед, а подготовительная неделя к посту, в которой мы еще встречаемся с близкими, общаемся, позволяя себе определенную пищу и, быть может, развлечения. Но ничего из последнего не должно отвлекать нас от стремления к грядущей аскезе, подготовки к посту и, самое важное, встречи с Воскресшим Христом. Никакая культура или традиция, какой бы она ни была длительной, исконной и тому подобное, не должна заслонять, а тем более заменять нам Христа и Его призыв к покаянию".

 

 

Игумен Пимен (Ивентьев), настоятель Свято-Введенского мужского монастыря (Кизического монастыря):

"Масленица, или Сырная Седмица, непосредственно предваряет собой наступление Великого Поста. К сожалению, в сознании многих наших соотечественников это время связано лишь с народными обычаями, гуляниями, кулинарными особенностями... Церковь же смотрит на это несколько иначе. Мы знаем, что по Уставу воскресный день, открывающий сырную седмицу, именуется Неделей о Страшном Суде. В храмах неизменно читается Евангельское повествование о кончине мира, в котором мы живем, о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Церковь свидетельствует нам в этой притче не о бессмысленном конце физического мира, а о некой великой кончине, которая одновременно явится и началом Нового Бытия. Для христианина естественно задуматься над этим великим, славным и страшным событием и о своем месте в грядущем. Трудно представить, как все это будет выглядеть внешне, но ясно одно - этот день будет днем Суда, который восстановит попранную Справедливость.

Думаю, подобного рода размышления менее всего располагают к каким-то увеселениям... Кто-то, наверное, упрекнет меня, что такая "излишняя серьезность" должна быть присуща лишь определенным людям - например, монахам. Осмелюсь не согласиться, ибо все мы - и монахи, и миряне - призваны двигаться к достижению Единого Идеала - Идеала Христова. И Церковь предлагает средства для прохождения этого пути. В частности - пост и молитву.
Церковное богослужение Сырной седмицы пропитано духом приближающегося поста, настраивает молящихся на некую строгость, собранность. В службах появляются отличительные особенности великопостного времени - первые земные поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина. Ограничивается и рацион верующих.
Естественно предположить, что церковные люди, подобно своим благочестивым предкам, должны бывать на совершенно особых богослужениях этих дней. Вспоминаю из детства, как многие старые прихожане наших храмов обязательно стремились пойти "на первые поклоны" - и делали это с неподдельной радостью, с любовью к Церкви и Ее богослужению.
Субботний день на Масленичной седмице посвящен воспоминанию подвига Всех Преподобных Отцов, в подвиге просиявших - подвижников всех времен, явивших высоты воздержания и постничества.

Что касается участия церковных людей, особенно молодого возраста, в гуляниях, которые широко проводятся в эти дни - тут, наверное, нужно найти для себя некую "золотую середину" и поступать, сообразуясь со своей совестью. Обидно, что многие наши современники искренне считают себя православными, сводя свое "православие" лишь к участию в праздничных обрядах - святочных, масленичных гуляниях, крещенских купаниях, "катании" пасхальных яиц, троицких хороводах и т.п.
Хочется надеяться и верить в то, что, приобщаясь к бытовой культуре Православной Руси, к традициям наших предков, наши соотечественники смогут через это приблизиться к пониманию Православной веры и явить добрые примеры христианского благочестия".